Цель: проверить полученные при изучении раздела знания.
Планируемые результаты: предметные: знать особенности сказок, уметь характеризовать героя сказочного текста, сравнивать сказочные сюжеты, сказочных героев; метапредметные: находить необходимую информацию в соответствии с заданием; личностные: понимать смысл пословиц, соотносить пословицы с темой изучаемого раздела.
Оборудование: карточки с заданиями, выставка книг по разделу.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте стихотворение.
Недаром дети любят сказки.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. Берестов
— О чем это стихотворение? Как вы поняли эти строчки?
— Определите тему и цели урока.
На прошлом уроке мы обобщили полученные знания по изучаемому разделу. Сегодня проверим и оценим ваши достижения.
III. Проверка домашнего задания
— Начнем с того, что заслушаем ваши исследования на тему «Добро побеждает зло».
(Ученики могут привести любой пример («Иван-царевич и Серый Волк» — жизнь героев в реальном мире, испытание героев, уход героя из дома, испытания героя, свадьба; «Белая уточка» — жизнь героев в реальном мире, свадьба, запрет и нарушение запрета, уход героини в другой мир, испытание героини, вознаграждение настоящего героя и наказание отрицательного героя; «Летучий корабль» — жизнь героев в реальном мире, испытание героев, вознаграждение героя и др.). Таким образом, рассматривая сюжет разных волшебных сказок, учащиеся приходят к выводу, что структурные элементы во многом совпадают. Каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Проверочная работа по разделу
1. Какие сказки начинаются такими словами? Соедините линиями.
«Жили-были старик да старуха. У них было три сына» «Морозко»
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына...» «Белая уточка»
«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. «Летучий корабль»
У деда была дочка, и у бабы была дочка...»
«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок...» «Иван-царевич и Серый Волк»
«Один князь женился на прекрасной княжне» «По щучьему веленью»
2. Подчеркните пословицу, которая, по-вашему, подходит сказке «Летучий корабль».
• Бог терпел и нам велел.
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Дерево держится корнями, а человек друзьями.
• Без труда не выловишь рыбку из пруда.
• Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.
• Терпение и труд все перетрут.
• Пока солнце взойдет — роса очи выест.
3. Из каких сказок эти предметы и герои? Соедините линиями.
Топор «Иван-царевич и Серый Волк»
Собачка
Златогривый конь «Морозко»
Заморышек «Летучий корабль»
Стреляло
Щука «Белая уточка»
Печка
Царь Далмат
Живая и мертвая вода «По щучьему веленью»
4. Напишите признаки сказки. (1) Зачин; 2) волшебные предметы; 3) сказочные слова и выражения; 4) троекратный повтор; 5) борьба добра и зла; 6) добро побеждает зло; 7) концовка.)
5. Узнайте произведение по группе слов.
• Дурень, старичок, корабль, Слухало, Скороход.
• Иван-царевич, Елена Прекрасная, Жар-птица, Серый Волк, царь Берендей.
6. Какое слово пропущено в названии сказки? Допишите его. Белая....
7. Определите зачины и концовки.
• «Жили-были...».
• «Стали они жить-поживать и добра наживать...».
• «В некотором царстве, в некотором государстве...».
• «Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало...».
• «За тридевять земель, в тридесятом государстве...».
8. Чему учат нас сказки? Приведите пример.
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
Домашнее задание
Читать произведения о животных. Сочинить загадки о животных.
Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. Одоевский «Мороз Иванович»
Урок литературного чтения в 3 классе. Обобщение по разделу «Волшебная сказка»
Урок литературного чтения в 3 классе. Знакомство с учебником
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе. Сборники произведений о природе
Урок литературного чтения в 3 классе. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы
Нет комментариев. Ваш будет первым!