Конкурсы

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Методическая разработка урока математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника»

Автор: Махрова Марина Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 71,  г. Уфа Республика Башкортостан

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока математики в 4 классе по теме «Площадь прямоугольного треугольника». Данная разработка будет полезна учителям начальных классов, работающим по учебникам математики Л.Г. Петерсон. Урок построен таким образом, что обучающиеся сами приходят к выводу формулы нахождения площади прямоугольного треугольника.

Конспект урока математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника»

Цели:

- познакомиться с понятиями «катет», «гипотенуза»;

- вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;

- повторить виды углов, треугольников;

- закреплять умение решать задачи разного вида;

- развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа, познавательные интересы.

Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон 4 класс (2 часть), прямоугольники на каждого ребенка, вырезанные из картона со сторонами 10 и 6 см, блок-схема для устного счета (Приложение 1 состоит из 4-х листов: рис. 1-4), ножницы, плакат с формулой вычисления площади прямоугольного треугольника (Приложение рис 3 рис. 6), рисунок Древнего Египта (Приложение 2  рис. 5).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, всем доброе утро! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой формулой нахождения площади, а для этого нам придётся отправиться в Древний Египет, а также вспомним какие бывают треугольники и узнаем что такое катет и гипотенуза. Повторим проценты и продолжим отрабатывать вычислительные навыки.

II. Актуализация опорных знаний.

1) вычисления по блок-схеме. (Приложение 1)

2) логические задачи:

На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

Купили 4 шара красного и желтого цвета. Красных шаров больше. Сколько шаров каждого цвета купили?

Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов покажет  2 таких термометра?

3) виды треугольников

- На какие группы по виду углов можно разделить треугольники, изображенные на доске? (На доске размещены различные треугольники).

- Разделите треугольники на группы: тупоугольные, остроугольные и прямоугольные.

- Как будете действовать?

III. Открытие нового.

1) -Назовите в прямоугольных треугольниках стороны, которые образуют прямой угол.

- Прочитайте в учебнике на стр. 94 №2 как называются эти стороны.

- А как называется сторона противолежащая прямому углу?

№2 стр. 94.

- Назовите у прямоугольных треугольников катеты и гипотенузы.

2) Древние египтяне заметили, что любой участок земли можно разбить на треугольники. (На доске рисунок. Приложение 2)

Значит, зная, как вычислять площадь треугольника, можно найти площадь любой фигуры. И египетские землемеры научились вычислять площадь треугольника. Давайте и мы найдем способ вычисления, представив себя древними египтянами.

Постановка задачи: научиться вычислять площадь треугольника.

3) Площадь прямоугольного треугольника.

- Площадь какой фигуры мы умеем вычислять? Как?

Практическая работа.

- Перед вами прямоугольники. Измерьте стороны и найдите его площадь.

- Проведите диагональ и разрежьте по ней.

- Сколько фигур получилось?

- Как они называются?

- Какие они по площади? Докажите. (Путем наложения)

- Чему равна площадь каждого треугольника?       Sпр. : 2

- А как мы нашли площадь прямоугольника? Значит, какой записью можно заменить букву S?

- А что такое «а» и «в» в прямоугольном треугольнике?

- Значит, делаем вывод, как найти площадь прямоугольного треугольника?

Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведению катетов.

S = (a х b) : 2     (Приложение 3)

- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 95.

Физкультминутка.

(Гимнастика для глаз)

Раз – налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.

IV. Первичное закрепление.

- Давайте используем наши знания на практике.

1). Стр. 95 № 5.

а) Посмотрите на чертеж №5(1). Что известно? Что заметили?

Как найти площадь треугольника?

Запишите.

б) Рассмотрите чертеж №5(2). Из каких фигур состоит данная фигура?

Как найти площадь всей фигуры?

Запишите решение.

в) №5(3). Самостоятельное решение, проверка.

V. Повторение пройденного.

1) Решение задачи. Стр. 96. № 8.

- Прочитайте задачу.

- Как заполним схему к задаче?

- Ваши предложения по решению задачи? (Решение задачи.)

2) Самостоятельное решение № 10(а) и №12(а) на стр. 96. (Несколько учеников  работают  у доски).

VI. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Что нового для себя узнали?

- Что показалось трудным?

- Какую формулу мы сегодня вывели?

- Где можно в жизни применить эти знания?

VII. Оценивание.

VIII. Домашнее задание.

1 уровень: стр. 96 № 10(б), 11(а)

2 уровень: стр. 96 № 9, 11(в) .

Рекомендуем посмотреть:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Светлана Васильевна Пономарева # 16 января 2014 в 23:27 0
Очень интересно
Галина # 6 февраля 2014 в 16:51 0
Спасибо за идеи! Сейчас рассматриваем эту тему.
Елена Савченко # 5 июня 2014 в 21:24 0
Спасибо, Очень интересно
Любовь Ивановна Ждан # 4 ноября 2014 в 21:56 0
Хороший урок. Все этапы урока соблюдены. Придуман алгоритм работы. Мне нравится учебник Л.Г.Петерсон. Хороший учебник. желаю удачи в работе.
Ирина Николаевна Чакмина # 30 декабря 2014 в 21:17 0
Урок практической направленности,открытия нового знания.Отрадно,что ученики на практике вывели формулу площади треугольника.Молодцы!
Гульсум Бакиевна Садыкова # 16 апреля 2015 в 17:18 0
Ознакомилась с вашим уроком, интересный,практической направленности урок,дети наглядно учатся находить площадь и это конечно заинтересовывает,хорошее закрепление. Спасибо за урок.
Наталья Юрьевна Носкова # 30 июня 2015 в 11:51 0
Здравствуйте! Урок построен методически правильно, но не увидела УУД. Материал подобран доступный и понятный детям, есть в уроке и практическая часть. Спасибо за урок. Наталья.
Олеся Викторовна Андреева # 18 июля 2015 в 14:25 0
Здравствуйте, Марина Евгеньевна. Мне очень понравился урок. Я раньше работала по учебнику Петерсон, но сейчас по ОС "Школа 2100" предусмотрена Математика Козлова, Демидова, а учебник Петерсон не разрешает администрация, причем во всех школах Саратова. Как у Вас обстоят дела, т.к. учебник замечательный?
Людмила Сергеевна Никифорова # 21 июля 2015 в 12:51 0
Марина Евгеньевна! Урок имеет практическую направленность! Спасибо за материал!
Алла Александровна Довженко # 15 декабря 2015 в 22:29 0
Урок имеет практическую направленность, интересен, материал доступен. Если этот урок в соответствии с требованиями ФГОС "открытие нового знания" должна быть проблемная ситуация, так же отсутствуют УУД.
Татьяна Владимировна Горланова # 8 февраля 2016 в 23:02 0
Марина Евгеньевна, мне очень понравился урок. Чётко прослеживаются все этапы урока. Не хватает в УУД
Надежда Анатольевна Яковлева # 1 апреля 2016 в 16:54 0
Мы тоже работаем по учебникам Петерсон. Особенно мне понравился наглядно-демонстрационный ряд. С алгоритмами детям работать удобно и просто! Спасибо за конспект! Желаю Вам творческих успехов!!!
Евгения Геннадьевна Адамова # 18 марта 2017 в 17:31 0
Системно-деятельностный подход просматривается очень чётко на уроке, мы тоже работаем по Петерсон, к сожалению, последний год.
Елена Сергеевна Паздникова # 11 июня 2017 в 00:47 0
Спасибо за интересный урок.Все этапы урока выдержаны, продуман алгоритм работы.Знания, полученные на уроке, дети закрепили.
Наталья Сергеевна Бондарь # 2 декабря 2018 в 15:20 0
Спасибо за урок. Очень интересно и познавательно.