Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Школа России. Русь расправляет крылья

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Русь расправляет крылья» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, тест, кроссворд, толковый словарь, карта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

• В каком году монголы напали на Русь?

• Как стало называться государство монголов?

• Кто такой хан?

• Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя?

• Какая новая угроза нависла над Русью?

• Когда состоялась битва на Неве?

• Кто возглавил русскую дружину?

• Как прозвали князя Александра после победы над шведами?

• Когда состоялась битва на Чудском озере?

2. Тест

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан

б) Батый          +

в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань               +

б) Владимир

в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород

б) Рязань

в) Козельск              +

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп

б) налог

в) дань           +

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли:

а) монголы

б) шведы           +

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр         +

б) Ярослав

в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый

б) Невский         +

в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.               +

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.

3. Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 5 на с. 21—22 рабочей тетради.

(Взаимопроверка.)

4. Сообщения учащихся

— Кто хочет прочитать нам свое сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев»?

(Заслушать желающих.)

- Кто нашел дополнительный материал об Александре Невском? Поделитесь с нами новой информацией.

III. Самоопределение к деятельности

1. Кроссворд

1. Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. (Александр.) 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. (Дань.) 3. Название государства монголов. (Золотая Орда.) 4. Способ боевого построения рыцарей- крестоносцев. (Клин.) 5. Синоним слова «бой». (Битва.) 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы. (Нева.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Калита.)

2. Словарная работа

— Найдем в толковом словаре значение данного слова. (Калита — кожаный мешочек для хранения денег, который прикрепляли к ремню. Современное слово — кошелек.)

— Проблемный вопрос: какое отношение слово «калита» имеет к теме нашего урока?

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Русь расправляет крылья».)

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Найдите на карте на с. 61 учебника Северо-Восточную Русь. Назовите ее города. (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль.)

2. Работа по учебнику

С. 65-66

(Ученики самостоятельно читают текст.)

— Что вы можете сказать по карте о городах Северо-Восточной части Руси? (Эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.)

— Какие ремесла возрождались? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

— Какой монастырь основан около города Радонежа? (Троицкий.)

— Кто его основал? (Сергий.)

3. Сообщения учащихся

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил-бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял — как бы самому в этом лесу не пропасть...

И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом — посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовом поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов — богатырей Пересвета и Ослябю.

Память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева лавра, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.

4. Работа по учебнику

— А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Калита. Почему? Узнайте об этом, прочитав статью в учебнике «Московский князь Иван Калита».

(Ученики работают с текстом самостоятельно, отвечают на поставленный вопрос.)

- Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль.)

— Какими стенами его обнесли? (Дубовыми.)

Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме, поросшем густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шел 1147 г. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего 300 шагов.

В XIII в. Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV в. великий московский князь Иван Калита спешил укрепить Москву. Построим новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 г. Обтесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет.

— Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха — символ власти.)

Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приемов обязательно имели при себе особые знаки власти — регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой — круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII в. киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце XV в. Тогда усиливалась власть потомков Владимира — московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва — «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV в. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII в., а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

5. Сообщения учащихся

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достались глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но и делал богатые подарки. В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси, и хотя считался киевским, но жил не в Киеве, а больше во Владимире. Калита упросил его оставить Владимир и переехать в Москву. Митрополит переселился. Это был владыка Петр. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. К митрополиту начали ездить по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого прибыль и почет.

Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить ее. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно, что народ волнуется и бьет татар. Князь тверской в самом деле забыл об опасности и сгоряча позволил тверитянам умертвить послов хана. Калита знал, что Тверь дорого поплатится за свою горячность, и не медля поскакал в Орду. Хан, страшно озлобленный на тверитян, принял Ивана милостиво. назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но и покорил заодно и другие княжества Русской земли и таким образом покончил со всеми врагами Москвы.

Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаше ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в доверие к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнилась. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно — там брал силой. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий — уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать вокруг Москвы разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Найдите одно неверное утверждение, выполняя задание 1 на с. 22 и работая в парах. (5.)

— Самостоятельно выполните задание 2. Назовите три слова, которые вписали в клеточки. (Калита, Константин, Кремль.)

— Знаете ли вы название монастыря на иллюстрации в задании 3 на с. 23? {Троицкий монастырь, Троице-Сергиев.)

2. Мозговой штурм

1. Какие земли оказались более безопасным для жизни? (Северо-восточные земли, наиболее удаленные от Орды.)

1. Какие города здесь располагались? {Москва, Тверь, Ярославль и др.)

3. Чем занимались князья этих земель? {Ставили новые города и крепости.)

4. Какие ремесла возродились в этих городах? (Трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

5. Какой монастырь возник около города Радонежа? {Троицкий.)

6. Кто его основал? {Сергий.)

7. Кто правил в Москве в те времена? {Иван Данилович.)

8. Почему его прозвали Калитой?

9. Что происходило с Москвой при его правлении? {Москва богатела и росла.)

10. Как это удавалось Ивану Калите? {Он сумел войти в доверие к хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей Русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.)

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? {Шапку Мономаха.)

12. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? {Московское.)

13. Чем прославился в истории Иван Калита? (Он начал объединение вокруг Москвы русских земель.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 69 учебника.)

VIII. Рефлексия

— Какой вывод вы для себя сделали?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок?

(Оценивание своих знаний с помощью картинок-символов: все понял, смогу объяснить другому; понял, но другому объяснить не смогу; остались вопросы.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 65—69 учебника.

2. Подготовить сообщения о возникновении Москвы, Кремля.

Дополнительный материал

Кремль

В 1365 г. в один из засушливых дней в Москве начался пожар. Город сгорел весь, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (впоследствии Дмитрий Донской). Он возвел новые стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2—3 м. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль выдержал его осаду.

Более ста лет служили надежной защитой Москве и Руси белокаменные стены и башни Кремля. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и не однажды разрушались от пожаров. К середине XV в. стены сильно обветшали, в некоторых местах были заделаны бревнами и уже не могли служить надежной защитой. Вот тогда, на рубеже XV-XVI вв., и был возведен тот Кремль, который мы знаем и любим.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!