Цели: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта природных зон, карточка «Исправь ошибки в тексте», энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зеленые страницы», гербарий.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа с картой
В ней песков большие груды —
Называются «барханы»,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.
— О чем загадка? (О пустыне.)
Прощаться с пустыней не будем спешить —
О ней мы будем сейчас говорить.
Пустынь в России немного у нас,
О географическом положении пустыни
Послушаем рассказ.
(Отвечает ученик с показом на карте. Выслушивают дополнения остальных учащихся.)
Игра «Узнай меня»
• Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху — блюдо, снизу — блюдо.
Ходит чудо по дороге —
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
• Вьется веревка,
На конце — головка. (Змея.)
• Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (Лисичка корсак.)
• Я — священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (Скарабей.)
• Я — глинистый участок пустыни, называюсь.... (Такыр.)
• Я — травянистое растение, моя задача — удерживать пески. (Колосняк.)
• Я — песчаный холм, и зовут меня .... (Бархан.)
2. Тест
1. Пустыни занимают:
а) огромную территорию в центральной части России
б) небольшую территорию по берегам северных морей
в) небольшую территорию на юго-западе страны +
2. В пустыне:
а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима +
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима
в) ярко выделяются все четыре времени года
3. В пустыне:
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега
б) выпадает малое количество осадков
в) чаще всего осадков не бывает +
4. Растения пустыни:
а) высокие, широколистные
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями +
5. Животные пустыни:
а) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни +
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех
в) в основном низкорослые (грызуны) и птицы
6. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан
б) морошка, брусника, черника
в) колосняк, солянка, джузгун +
7. К животным пустыни относятся:
а) корсак, сайгак, тушканчик +
б) рысь, лев, тигр
в) морж, тюлень, медведь
8. Какое животное называют «корабль пустыни»?
а) сайгак
б) джейран
в) верблюд +
9. Экологическими проблемами пустыни являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство
б) неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство +
в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство
10. Заповедник пустыни:
а) Баргузинский
б) «Черные земли» +
в) Приокско-террасный
3. Индивидуальное задание на карточке
— Исправьте ошибки в тексте.
Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.
4. Конкурс рисунков
(Проверка выполнения задания 7 на с. 59 рабочей тетради.)
— Чей рисунок вам понравился? Почему?
5. Сообщения учащихся
— Кто желает прочитать свой рассказ о воображаемой научной экспедиции в пустыню?
(Проверка выполнения задания 8 на с. 60 рабочей тетради. Ученики зачитывают свои рассказы.)
— Чей рассказ вам понравился? Почему?
III. Самоопределение к деятельности
— Перечислите по порядку природные зоны. {Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.)
— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода, —
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
Что же, друзья, в дорогу пора!
Ждут с нетерпением нас
Чудный берег, море и пляж.
Но мы отправляемся не отдыхать,
А зону субтропиков России изучать.
IV. Открытие нового знания
1. Работа с картой
— Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдем на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море.)
— В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днем или вечером? (Вечером.)
Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
— Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)
— А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)
Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь ее маленькая часть.
2. Работа в группах
— Продолжим изучать природную зону группами: экологи, ботаники, зоологи.
— Ботаники, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зеленые страницы», расскажите о растениях субтропиков по плану.
План рассказа для группы ботаников
1. Отличительная особенность растений субтропиков.
2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.
— Зоологи, пользуясь учебником (с. 128—130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», расскажите о животном мире субтропиков по плану.
План рассказа для группы зоологов
1. Обитатели суши.
2. Обитатели моря.
— Экологи, пользуясь учебником (с. 132—133), расскажите об экологии зоны по плану.
План рассказа для группы экологов
1. Экологические проблемы Черноморского побережья.
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
V. Первичное закрепление
Сообщения учащихся
(Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)
Рассказ ботаников. Благоприятные условия — тепло и влага — дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25—40 м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды — орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи.
Можно сказать еще о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.
Рассказ зоологов. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие, как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.
В море добывают себе пищу разные птицы — чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зеленую — позеленеет. Морская игла — это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может — мягкая. А дельфины — это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
Рассказ экологов. Берег Черного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.
VI. Физкультминутка
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 1 на с. 60.
(Ученики закрашивают на контурной карте зону субтропиков. Взаимопроверка по учебнику.)
— Заполним таблицу, выполняя задание 3 на с. 61.
(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)
Обитатели суши — цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.
Обитатели суши, добывающие пищу в море, — чайки, бакланы.
Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.
— Составим схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, выполняя задание 4 на с. 61.
(Составляют схему цепи питания. Рассказ об экологических связях.)
— В тетради найдите плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных Черноморского побережья Кавказа и Черного моря. Подпишите их названия. (Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморская афалина, жужелица кавказская.)
(Проверка по учебнику.)
2. Работа в группах
— Прочитайте задание 5 на с. 62 рабочей тетради. Какие экологические проблемы отражены на рисунках? (1. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его.
— Обсудите в группах и предложите меры по охране природы. (Выслушать мнения каждой группы.)
— А сейчас составьте памятку «Как отдыхать у моря», выполняя задание 7 на с. 63 рабочей тетради. Можно использовать не только учебник, но и опыт тех ребят, которые побывали на море. {Бережно относись к природе, не бросай на побережье мусор, носи головной убор, купайся только со взрослыми и т. д.)
3. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока? Достигли ее?
— Какие знания мы открыли?
— Где могут пригодиться в жизни новые знания? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 134 учебника.)
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— С каким настроением вы уходите с урока?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст нас. 126—134 учебника, выполнить задания.
2. Выполнить задания 2, 8, 9 на с. 60, 63 рабочей тетради.
3. Повторить все природные зоны, составить кроссворд по природным зонам (подготовка к проверочной работе).
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!