Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси.
Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, тест, слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я, карта.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос
• Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?
• Как возникали монастыри?
• Как назывался монастырь около города Радонежа?
• Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?
2. Индивидуальное задание на карточке
Карточка 1
Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?
Карточка 2
Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?
3. Тест
1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу?
а) Невский
б) Долгорукий
в) Калита +
2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?
а) Киев
б) Москва +
в) Ростов
3. Что такое калита?
а) большая калитка
б) кошель с деньгами +
в) головной убор
4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?
а) не изменялись
б) стала больше, чем была +
в) стала меньше, чем была
4. Сообщения учащихся
(Прослушивание сообщений о Москве и Кремле.)
III. Самоопределение к деятельности
- Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока.
ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о битве.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
Рассказ учителя
(Рассказ сопровождается показом слайдов.)
На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.
Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.
В 1380 г. на московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчуг, употреблялись еще кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата с нашитыми на них маленькими железными или медными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий вооружался по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева — лук в особом чехле, налуче. Колчан и налуч делали из кожи или сафьяна и украшали шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий, употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.
На битву князя благословил Сергий Радонежский - основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов — Пересвета и Ослябю.
Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг — навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы сыпались дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда на освобождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского — так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столкновения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева нашествия Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрыли себя неуведаемой славой. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига, а внук Ивана III Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.
V. Первичное закрепление
1. Работа по учебнику
С. 70-72
— Прочитайте текст. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору? (Воины должны были быть смелыми, отважными, любить свою Родину.)
— Когда состоялась битва на поле Куликовом?
2. Работа с картой
— Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение войск. (Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголов вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Назовите имена исторических личностей по их описанию в задании 1 на с. 24. (Александр Невский, Дмитрий Донской.)
— Выполняя задание 2, поработайте в парах. Назовите выбранные вами ответы. (Дунай, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380 г., Мамай, победой русских войск.)
— Если вы внимательно читали текст, то легко разгадаете кроссворд в задании 3 на с. 25. (По горизонтали: 6. Куликово. 9. Сергий. 10. Дмитрий. 11. Ослябя. По вертикали: 1. Челу- бей. 2. Калита. 3. Москва. 4. Донской. 5. Непрядва. 7. Мамай. 8. Пересвет.)
2. Викторина
1. Кто из русских князей бросил вызов Орде? (Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить дань.)
2. Что происходило в ту пору в Орде? (Шла ожесточенная борьба за власть.)
3. Почему Мамай выступил против Руси? (Он решил наказать Русь за неповиновение.)
4. Когда это стало известно? (Летом 1380 г.)
5. Что предпринял Дмитрий Иванович? (Разослал гонцов в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу.)
6. Кто откликнулся на этот призыв? (Всколыхнулась вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины.)
7. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Основатель Троицкого монастыря Сергий.)
8. Где было намечено сражение? (На Куликовом поле, между Доном и рекой Непрядвой.)
9. Когда состоялась битва? (8 сентября 1380 г.)
10. Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович? (По центру поставил передовой и большой полки, а отборная русская рать была в засаде.)
11. Где находился сам князь? (Князь в одежде простого ратника стоял в общем строю.)
12. Как проходила битва?
13. Чем закончилась битва?
14. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича? (Донским.)
3. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 74 учебника.)
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 70—74 учебника.
2. Выполнить задание 4 на с. 26 рабочей тетради.
Автор: Максимова Т. Н.
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Нет комментариев. Ваш будет первым!