Конспект урока по окружающему миру «Новейшее время: история продолжается сегодня», 4 класс

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Новейшее время: история продолжается сегодня» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цель: ознакомить учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX в., их достижениями.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, лента времени, кроссворд, тест.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

Вариант 1

1. Материк, который называют Новым Светом:

а) Африка

б) Америка           +

в) Антарктида

2. Кто написал картину «Сикстинская Мадонна»?

а) Рафаэль Санти              +

б) Леонардо да Винчи

в) Даниель Дефо

3. Техническое изобретение XIX в.:

а) паровоз             +

б) печатный станок

в) компьютер

4. Кто открыл Америку?

а) Фернан Магеллан

б) Христофор Колумб             +

в) Михаил Лазарев

5. Кто автор книги «Робинзон Крузо»?

а) Даниель Дефо               +

б) Жюль Верн

в) Рафаэль Санти

6. Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара.

а) Фаддей Беллинсгаузен

б) Михаил Лазарев

в) Фернан Магеллан           +

Вариант 2

1. Колумб хотел открыть морской путь:

а) в Индию              +

б) в Америку

в) в Африку

2. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?

а) открыл Америку

б) Земля имеет форму шара           +

в) открыл Антарктиду

3. Какой след в истории оставили Беллинсгаузен и Лазарев?

а) открыли Австралию

б) открыли Антарктиду               +

в) открыли морской путь в Индию

4. Автор картины «Мона Лиза»:

а) Рафаэль Санти

б) Леонардо да Винни            +

в) Даниель Дефо

5. Известная картина Рафаэля Санти:

а) «Мона Лиза»

б) «Сикстинская Мадонна»             +

в) «Тайная вечеря»

6. Автор знаменитого «Робинзона Крузо»:

а) Даниель Дефо             +

б) Жюль Верн

в) Леонардо да Винчи

7. Известное произведение Жюля Верна:

а) «Джоконда»

б) «Двадцать тысяч лье под водой»           +

в) «Робинзон Крузо»

8. Какую эпоху историки называют Новым временем?

а) ХVI-ХIХ вв.            +

б) IX-X вв.

в) XX в.

2. Кроссворд

1. Фамилия французского писателя, автора произведения «Двадцать тысяч лье под водой». (Верн.) 2. Кто открыл Америку? (Колумб.) 3. Русский путешественник, открывший Антарктиду. (Лазарев.) 4. Материк, который называют Новым Светом. (Америка.) 5. Имя путешественника Беллинсгаузена. (Фаддей.) 6. Фернан Магеллан совершил кругосветное ... . (Путешествие.) 7. Имя итальянского художника, написавшего картину «Джоконда». (Леонардо.) 8. Фамилия английского писателя, автора произведения «Робинзон Крузо». (Дефо.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: новейшее.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 1, 3 на с. 9-10.

(Ученики проверяют, правильно ли наклеены рисунки.)

— Какие слова вы написали в задании 6? (Новое время, великие открытия, технические изобретения, прогресс и т.д.)

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, посмотрите на доску. Перед нами лента времени. Подберите нужное название различным эпохам.

(Дети располагают названия к эпохам.)

— Что особенного вы заметили в этой ленте времени? (Налейте нет названия последнего периода.)

— Можем ли мы сразу назвать этот период? (Нет, мы еще этого не знаем.)

— Сделайте предположения: после Нового времени как может называться период истории? (Высказывания детей.)

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Новейшее время: история продолжается сегодня».)

— Кто оказался прав или был близок к истине?

— Можете ли вы определить конец этого времени? (До сегодняшнего дня.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

Новейшее время — самая короткая среди эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось оно в октябре 1917 г., когда в России произошла Октябрьская революция. Жестокое это время — Вторая мировая война, атомная бомбардировка японских городов. Мудрое время — человек в космосе, а затем и на Луне. Время компьютеров — нужно ли объяснять значение этого слова? Время новейших материалов — нас уже не удивишь самолетом из различных пластмасс, кузовом автомобиля из стеклопластика и двигателем, где нет ни грамма металла...

Трудное время — не только для людей, но и для нашей родной планеты Земля. Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных, появление озоновой дыры над Южным полюсом — все это результат безответственного отношения людей к природе.

Новейшее время сейчас действительно самая короткая историческая эпоха. Сколько она продлится — зависит от нас с вами.

2. Работа по учебнику

С. 28—29

— Прочитайте текст. Какие же изменения в жизни людей произошли?

— Какие великие географические открытия были сделаны в начале XX в.? (Путешественники продолжали покорять бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктики. В 1909 г. американец Роберт Пири на собачьих упряжках достиг Северного полюса. А в 1911 г. норвежец Руаль Амундсен покорил Южный полюс.)

— А как изменилось устройство государственной жизни? (В начале века во многих странах на вершине власти находился один человек — монарх, а к концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.)

— Какие изменения еще произошли в XX в.? (Изменились одежда и быт людей.)

С. 30-31

— Продолжим читать текст учебника. Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.

(Ученики работают самостоятельно. Далее задают вопросы по тексту друг другу в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)

— Чем еще запомнился XX в.? (Запомнился двумя страшными войнами. Это Первая (1914-1918) и Вторая (1939-1945) мировые войны.)

— Какую организацию создали страны-победительницы после Второй мировой войны? (Организацию Объединенных Наций, ООН.)

(См. дополнительный материал к уроку.)

V. Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Как вы ответите на вопрос задания 1 на с. 11? (Это здание ООН. В эту организацию входит большинство государств мира. Перед зданием флаги этих государств. Россия тоже является членом.)

— Выберите правильные ответы, выполняя задание 2 на с. 11.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Викторина

1. Какую организацию создали после Второй мировой войны? (ООН.)

2. Почему она была создана? (Чтобы сохранить мир на Земле и укреплять сотрудничество между разными странами.)

3. Какой год сейчас идет? Какой это век?

4. Какая историческая эпоха была 40 тыс. лет назад? (Первобытная история.)

5. А 4 тыс. лет назад? (Эпоха Древнего мира.)

6. 800 лет назад? (Эпоха Средних веков.)

7. 300 лет назад? (Эпоха Нового времени.)

8. Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (Новейшее время.)

9. Какой отрезок истории самый короткий? (Отрезок истории Новейшего времени.)

10. Чем интересен этот отрезок истории? (На протяжении 100 лет жизнь людей менялась очень стремительно.)

11. Почему путешественники отправлялись в опасные экспедиции? (На карте мира еще оставались белые пятна.)

12. Кто первым достиг Северного полюса? (Роберт Пири в 1909г.)

13. Кто первым побывал на Южном полюсе? (Норвежец Руаль Амундсен в 1911 г.)

14. Как изменилось устройство государственной жизни? (К концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.)

15. Как изменились города? (Крупнейшие города насчитывают теперь по нескольку миллионов жителей, дома стали многоэтажными, построены из стекла и бетона, улицы стали широкими, автомобили, самолеты — более совершенными.)

16. Какие изобретения XX в. есть в каждом доме? (Холодильник, телевизор, радио, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон.)

17. Каких успехов достигли наши ученые? (Разгадали тайны природы, из чего состоит все существующее.)

18. Какое интересное событие произошло в XX в? (Первый человек побывал в космосе.)

19. Когда это произошло? (12апреля 1961 г.)

20. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

21. Чем ещё запомнился XX в.? (Двумя самыми страшными войнами — Первой и Второй мировой. В XX в. было изобретено самое разрушительное оружие в истории — атомное. )

22. Какая очень важная задача стоит сегодня перед человечеством? (Охрана окружающей среды, борьба с международным терроризмом, преодоление бедности.)

(Ученики обсуждают вопросы рубрики «Обсудим!» на с. 32 учебника.)

2. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 32 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

— Что может сделать каждый из нас, чтобы эпоха Новейшего времени продлилась как можно дольше?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 28—32 учебника.

2. Повторить материал раздела «Страницы всемирной истории».

3. Написать сочинение на тему «Что я могу сделать для своей эпохи?».

Дополнительный материал

Покорители космоса

Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, и Икар погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К.Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов - искусственных спутников Земли и космических кораблей.

Никто не мог сказать, что ждет человека в космосе. Неизвестно было, как поведет себя человеческий организм в невесомости, выдержит ли психика человека такой отрыв от родной планеты. Поэтому первыми космическими аппаратами управляли по радио с Земли.

4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки — они всегда помогали ученым, помогли и на этот раз. С помощью собак выяснили, что в невесомости можно жить.

12 апреля 1961 г. весь мир облетело известие о том, что человек совершил полет в космос. Всего один виток вокруг Земли сделал Юрий Гагарин на корабле «Восток», но он навсегда останется в памяти людей первым землянином, побывавшим в космосе.

Потом были длительные и групповые космические полеты, на орбите создавались станции из нескольких, состыкованных между собой, кораблей. В 1965 г. Алексей Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос.

21 июля 1969 г. американские астронавты (так в США называют космонавтов) высадились на Луну, а в июле 1975 г. состоялось «рукопожатие в космосе» — советский и американский корабли состыковались и продолжили полет совместно.

Освоение космоса продолжается.

Мировые войны

Сколько помнят себя люди, столько они воюют между собой. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней.

Но две войны занимают особое место в истории человечества — это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.

Первая мировая война продолжалась более четырех лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 г.). В ней участвовали 38 государств, на ее полях сражались более 70 млн человек, из них 10 млн погибли, а 20 млн получили ранения.

Началась война из-за того, что столкнулись интересы Великобритании — одного из самых сильных и развитых государств мира — и Германии, которая только-только набирала силу. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырье для своих заводов и фабрик и продавать свои товары. Весь мир в то время уже был поделен между крупнейшими государствами, поэтому Германия решила применить силу для достижения своих целей. Мир раскололся надвое: одни страны поддержали Германию, другие, в том числе и Россия, — Англию.

Первая мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 1 сентября 1939 г. вторжением в Польшу Германия развязала Вторую мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стал СССР. Именно он оказал решительное сопротивление врагу, а затем разгромил его. Наша страна понесла в этой войне наибольшие потери.

Сегодня людям во всем мире ясно, что третьей мировой войны допустить нельзя. Ведь современное оружие имеет такую разрушительную силу, что может уничтожить не только тех, против кого направлено, но и все человечество.

Когда одного из выдающихся ученых спросили, каким оружием будут воевать люди в третьей мировой войне, он ответил, что не знает, но абсолютно уверен в том, что оружием четвертой мировой войны будут дубины и каменные топоры.

Организация Объединенных Наций

В мае 1945 г. была разгромлена фашистская Германия — государство, развязавшее Вторую мировую войну. Это была самая кровопролитная война в истории человечества. Она нанесла такой ущерб, что люди многих стран, в первую очередь тех, которые воевали с фашистами, поняли старую истину: «Худой мир лучше доброй ссоры». Ведь любая «ссора» между двумя государствами может привести к страшным бедствиям.

Вторая мировая война еще продолжалась, а люди воюющих стран уже думали о том, как строить мирную жизнь, как предотвратить новые войны, как сохранить мирные отношения между государствами.

26 июня 1945 г. в Нью-Йорке (США) была создана новая международная организация — Организация Объединенных Наций (ООН). В уставе ООН сказано, что создана она в первую очередь для поддержания международного мира и безопасности. Если народ какой-либо страны попадет в беду, если в стране голод, стихийное бедствие или эпидемия (болезни) — на помощь тоже придет Организация Объединенных Наций: она доставит продукты, медикаменты, одежду нуждающимся, отряды врачей и спасателей. ООН занимается также вопросами развития хозяйства, культуры, образования.

Центр ООН, ее штаб-квартира, находится в Нью-Йорке. Число государств, входящих в эту организацию, постоянно растет. Сейчас их более 180.

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!