Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920—30-е гг.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, карта.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Индивидуальное задание на карточке
Карточка 1
Что вы знаете о последнем русском царе?
Карточка 2
Кто такие большевики?
Карточка 3
Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.?
Карточка 4
Что такое гражданская война?
2. Блицопрос
• Последний русский царь. (Николай II.)
• Когда отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство? (В феврале 1913 г.)
• Как назывались группы единомышленников, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества? (Партии.)
• Как называли себя сторонники В.И. Ленина? (Большевики.)
• К чему призывала партия большевиков? (К революции.)
• Когда началась Первая мировая война? (В 1914 г.)
• Когда к власти пришли большевики? (7 ноября 1917 г.)
• Кто участвовал в Гражданской войне? (Белые и красные.)
• Как называли сторонников большевиков? (Красные.)
3. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 5 на с. 46—47 рабочей тетради. Чьи рассказы понравились?
— Кто хочет зачитать свой рассказ вслух?
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страницы истории 1920— 1930-х годов».)
— Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (Высказывания детей.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать, что происходило в этот период.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, по карте, выполнять задания в тетради, работать в группах, парах, высказывать свое мнение, аргументировать свои ответ и т. д.)
IV. Открытие нового знания
1. Рассказ учителя
В 1922 г. на карте появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Государство существовало до 1991 г. С начала 20-х гг. и особенно после смерти В.И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. Утвердились авторитарные методы руководства, использовавшиеся И.В. Сталиным. С середины 20-х гг. началось сворачивание новой экономической политики (НЭП), а затем — проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации. Коммунистическая партия полностью подчинила государственные структуры. В стране была создана строго централизованная и милитаризованная общественная система, целью которой была быстрая модернизация страны и поддержка революционного движения в других странах. Массовые репрессии, особенно после 1934 г., затронули все слои общества. К концу 30-х гг. в стране была создана развитая промышленность, ориентированная на нужды обороны. В конце 30-х гг. произошли резкие изменения во внешней политике страны (отказ от курса на коллективную безопасность).
2. Работа с учебником
С. 136—137
— Прочитайте текст. Почему новую власть стали называть советской? (Основным звеном в управлении государством стали Советы.)
3. Работа с картой
(Ученики работают по карте в учебнике (задание на с. 137) и у доски.)
4. Рассказ учителя
- Что же происходило в Советском Союзе в 1930-е гг.?
1926—1928 гг. историки считают начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивалось и новое строительство. В 1929—1937 гг. создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы). В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставляющий колхозам льготы при получении в пользование земли. Ограничивалась аренда земли зажиточными хозяевами - кулаками.
Начавшееся в феврале — марте 1930 г. массовое раскулачивание вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. человек. Начинаются отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали избы и отправлялись на Урал.
Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.
5. Работа по учебнику
С. 138-139
— Прочитайте текст учебника. Что нового узнали из текста? (Высказывания детей.)
V. Физкультминутка
VI. Включение нового знания в систему знаний
1. Работа в тетради
(Самостоятельное выполнение задания 1 на с. 48.)
— Работая в группах, выполните задание 2.
(Коллективная проверка. За каждый правильный ответ - 1 балл.)
— Сколько баллов набрала ваша группа?
2. Викторина
1. Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 г.? (Большевики.)
2. Как их стали называть позднее? (Коммунисты.)
3. Почему новую власть назвали советской? (Советы были основным звеном в управлении государством.)
4. Когда появилось новое государство - СССР? (В 1922 г.)
5. Сколько республик входило в состав СССР? (15.)
6. Почему Москва стала столицей СССР? (В 1918 г. из Петрограда туда переехало правительство.)
7. Какие изменения произошли в государстве? (В стране больше не было царя, помещиков и фабрикантов. Началась борьба с неграмотностью.)
8. Что напоминал СССР в 1930-е гг.? (Огромную стройку.)
9. Что было построено в то время? (Новые города, заводы, электростанции, московское метро.)
10. Какие изменения произошли в деревне? (Крестьяне получили землю и объединились в колхозы.)
11. Легкой ли была жизнь в то время? (И в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжелой.)
3. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока? Достигли поставленной цели?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
VIII. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 136—139 учебника.
2. Выполнить задание 3 на с. 49 рабочей тетради.
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Нет комментариев. Ваш будет первым!