Цели: сформировать представления учащихся о водоемах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
Формируемые УУД: познавательные — извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — вести себя экологически грамотно в природной среде.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, глобус, карта края, кроссворд, плакат «Схема реки».
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Итоги экскурсии
— Что нового для себя узнали на экскурсии?
(Ученики делятся впечатлениями.)
2. Тест
1. Овраг — это:
а) углубление с крутыми, осыпающимися склонами, на которых нет растении +
б) углубление с пологими, поросшими растениями склонами
в) яма в земле
2. Место, где добывали песок, глину или уголь, называется:
а) балка
б) карьер +
в) яма
3. Распахивать поле можно:
а) поперек склонов +
б) вдоль склонов
в) и вдоль, и поперек
4. Горы из пустых горных пород называют:
а) свалки
б) холмы
в) терриконы +
5. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами
называется:
а) овраг
б) балка +
в) карьер
6. Поверхность суши бывает:
а) равнинной и гористой +
б) низменной
в) возвышенной
7. Что способствует разрастанию оврагов?
а) ветер
б) вода +
в) растения
8. Если по краям оврага посадить деревья и кустарники, со временем он превратится в:
а) карьер
б) низменность
в) балку +
9. На месте карьера можно:
а) построить дом
б) сделать пруд +
в) засеять поле
10. Терриконы вредны человеку тем, что:
а) загрязняют воздух пылью и дымом
б) ничем не вредны
в) загрязняют водоемы, почву +
3. Работа в парах
— Расскажите друг другу, как образуются овраги и о способах борьбы с ними.
4. Индивидуальное задание на карточке
— Заполните таблицу.
Формы поверхности |
|
Равнины |
Горы |
1. Холм 2. Овраг 3. Балка |
|
- Замените предложение одним словом.
• Горы, созданные руками человека из отходов — пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (Терриконы.)
• Углубление с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка.)
• Возвышенность высотой от 200 до 500 м. (Холм.)
• Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 м. (Гора.)
• Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (Овраг.)
5. Графический диктант
В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет — знак «—» (нет).
№ п/п |
Утверждение |
Знак согласия / несогласия |
1 |
Формы земной поверхности — это равнины и горы |
+ |
2 |
Возвышенность, высота которой более 1000 м, — холм |
- |
3 |
Терриконы — это горы, созданные природой |
- |
4 |
Старый заброшенный карьер — это рана на поверхности Земли |
+ |
5 |
Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно |
+ |
6 |
Овраги и балки украшают поверхность родного края |
- |
6. Конкурс рисунков
— Кто нарисовал поверхность нашего края или сделал макет? (Ученики демонстрируют свои работы.)
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.) 5. Самое теплое море России. (Черное.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные .... (Зоны.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: водоемы.)
— На доске записана тема урока: «Водные богатства нашего края». Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Беседа
— Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман,
Я — река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
— Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
— Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
— Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)
— Какая вода в водоемах нашего края?
— Где вода соленая? (В морях и океанах.)
— Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
2. Работа в группах
— Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, и составим их список. Две группы работают с краеведческой литературой, третья группа — с картой нашего края, четвертая ищет материал в сети Интернет.
(В результате работы в группах получается список водных объектов своего края, который можно записать в рабочей тетради на с. 68 (задание 1). Учитель вывешивает плакат «Схема реки».)
— Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)
— Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
— А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будут правый берег и правые притоки, а слева — левый берег и левые притоки.)
V. Первичное закрепление
1. Работа в группах
- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 145 учебника.
(Работа ведется с использованием карты местности. После подготовки заслушивают ответы, которые учитель обобщает и дополняет.)
2. Работа в парах
— Заполните таблицу в рабочей тетради на с. 68 (с. 69 — если это не река).
(Коллективная проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Беседа
— Что вы знаете о значении водоемов в жизни людей? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пиши, хозяйственных нужд. Водоемы — это дом для растений и животных. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)
— Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? (Высказывания учеников.)
2. Работа по учебнику
С. 146-147
- Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.
(Ученики работают с текстом. Затем задают друг другу вопросы.)
В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 2 на с. 69, составим схему «Значение
водоемов в природе и жизни человека».
(Интересные схемы можно зарисовать на доске.)
— Рассмотрите рисунки в задании 3 на с. 70. Какие экологические проблемы отражены на этих рисунках? {Примерный ответ. 1. Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. 2. Люди, приезжающие отдыхать на водоемы, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и многое другое. 3. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда их используется больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. 4. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)
- Какие меры охраны природы помогут решению этих проблем? (Высказывания учащихся.)
4. Творческая работа
(Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах или группах. После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляют общую памятку.)
Памятка «Правила поведения у водоема»
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
— Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)
5. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какое значение в природе имеют водоемы?
— А для человека?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 147 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
_ Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Какие трудности возникли в работе?
- Что показалось наиболее интересным?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Кого можно поблагодарить за работу?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. I45—148 учебника.
2. Выполнить задание 4 на с. 70 рабочей тетради.
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!