Цели: сформировать представления учащихся о луге как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, атлас- определитель, гербарий растений луга, тест.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Графический диктант
В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если это нет — знак «—» (нет).
№ п/п |
Утверждение |
Знак согласия / несогласия |
1 |
В этом сочетании не будет происходить круговорот веществ: дуб —> гусеница —> птица —> микробы |
- |
2 |
На дереве обитают кроты и землеройки |
- |
3 |
Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные |
+ |
4 |
Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу |
- |
5 |
Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу |
- |
6 |
Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания |
+ |
7 |
Бурый медведь — хищник |
- |
8 |
Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу |
- |
— Как вы думаете, что важно для лесного сообщества? (Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие.)
2. Тест
1. Лес называют природным сообществом, потому что:
а) там рядом друг с другом растут разнообразные растения
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой +
в) весь лес — от верхушек деревьев до земли — заселен животными
2. На деревьях обитают:
а) белки, дятлы, кедровки +
б) мыши, зайцы, медведи
в) кроты, лоси, черви
3. В лесной подстилке живут:
а) ежи, кроты, землеройки
б) бактерии, насекомые и их личинки +
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши
4. К съедобным грибам относятся:
а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы
б) дождевики, пороховки, шампиньоны
в) лисички, рыжики, маслята +
3. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 76-77 рабочей тетради.
(Взаимопроверка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте внимательно стихотворение.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь — цветы вокруг
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
И. Суриков
- Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке. (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге.)
(Учитель записывает на доске тему: «Жизнь луга».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа в парах
— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 170. Опишите луг по фотографии.
(Учитель может вывесить картину луга, продемонстрировать слайд с изображением луга. Заслушать рассказы 2—3 пар.)
2. Работа в группах
— Послушайте еще одно стихотворение. Постарайтесь запомнить названия растений.
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынь
— Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик и т. д.)
— Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений — цветы.)
— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 170 учебника.
(Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)
— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Примерный ответ. Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается, не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Тысячелистник используется как лекарственное растение. Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения, и горошины у него маленькие. Колоски мятлика образуют метелку. Этот злак — кормовое растение.)
— Выполним задание 1 на с. 78 рабочей тетради.
(Ученики записывают названия растений луга, которые им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.)
3. Самостоятельная работа
— Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.)
- Каких животных луга вы можете назвать? (Ответы детей.)
- Выполните задание 3 на с. 171 учебника.
- Кто смог правильно назвать всех животных луга?
(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных луга. Один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.)
4. Работа по учебнику
С. 171-175
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о луге.
(Ученики читают статью.)
— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
— Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Они живут сообща.)
— Как поэтому можно назвать луг? (Природное сообщество.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с загадками
Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха.)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка.)
Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела.)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит — воет,
Сядет — землю роет. (Жук.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 4 на с. 79 рабочей тетради.
(Ученики соединяют стрелками рисунки и названия, сравнивают насекомых. Выделяют признаки, по которым их можно различить в природе.)
— Выполните задание 5 на с. 80.
— Что за птица постоянно потряхивает хвостиком? (Трясогузка.)
— Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»? (Коростель.)
— А какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить- полоть»? (Перепел.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Моделирование
(Ученики в парах строят модель цепи питания, выполняя задание 6 на с. 80 рабочей тетради. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лугового сообщества.)
2. Работа по учебнику
— Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу. (Ответы детей.)
— Прочитайте статью «Луга и человек». Какие примеры вы еще можете назвать?
— Подумайте, как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга. (Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы.)
Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в итоге он пострадает сам.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
— В задании 7 на с. 81 предложено составить памятку «Как вести себя на лугу». (1. Не рвите на лугу цветы. 2. Не ловите на лугу бабочек. 3. Не разоряйте гнезда шмелей на лугу.
4. Не поджигайте на лугах сухую прошлогоднюю траву. 5. Берегите живущих на лугу птиц, ящериц, жаб.)
4. Работа в парах
- Составим рассказ о луговом сообществе по плану, предложенному на с. 165 учебника.
(Заслушать 2—3 рассказа.)
- Прочитайте задание 3 на с. 176 учебника.
(Ученики высказывают свои предположения.)
— Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.)
Косить траву надо от середины к краям луга, чтобы звери и птицы успели убежать. Если косить от краев к центру луга по кругу, то животные сбиваются в середину, испытывая страх перед людьми и шумом машин, и когда островок травы становится мал, от ужаса они бросаются куда попало и попадают под косы, ножи косилок, колеса машин.
5. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— Где можно применить новые знания? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 176 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 170—177 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3, 7 на с. 78, 79, 81 рабочей тетради.
Автор: Максимова Т. Н.
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!