Конкурсы

Конспекты уроков по окружающему миру, 4 класс. Сокровища Земли под охраной человечества

Разработки уроков. Окружающий мир в 4 классе. УМК «Школа России»

Цели: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей; познакомить с международной Красной книгой; определить основные причины сокращения численности растений и животных, меры, необходимые для охраны.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за состояние природной среды.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, видеосюжеты, слайды, фотографии, картины с изображением объектов природного и культурного Всемирного наследия, рисунки с изображением семи чудес света, тест «Экологическая безопасность» для каждого ученика, эмблема Всемирного наследия, Красная книга, конверты с карточками-названиями животных, карточки с текстом для групповой работы, аудиозапись песни «Просьба» (муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского).

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Графический диктант

А сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания на «пять».

В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет — знак «—» (нет).

№ п/п

Утверждение

Знак согласия / несогласия

1

Человек — властелин и покоритель природы

-

2

Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды

+

3

Экология — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают

+

4

Причинами загрязнения вод Мирового океана являются нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны

+

5

Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли

-

6

Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро само- уничтожается

-

7

Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды

+

 

Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов

+

(Проверка.)

2. Тест «Экологическая безопасность»

1. Что такое цепь загрязнения?

н) загрязняющие вещества попадают в реку

м) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания     +

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

а) через воздух, воду, почву

о) через воздух, воду и продукты питания        +

3. Что такое экологическая безопасность?

с) влияние растений, животных, людей друг на друга и на окружающую среду

л) защита от вредного действия загрязненной окружающей среды     +

4. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?

к) не дышать

о) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух    +

5. Как защититься от загрязненной воды?

т) пить сырую воду

д) научиться пользоваться бытовым фильтром     +

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

а) не обращать внимания на срок хранения продуктов

е) мыть овощи и фрукты в теплой кипяченой воде    +

7. Пример цепи загрязнения.

с) вытоптанные тропинки — рост подорожника

ц) сжигание листвы — гибель насекомых (дым ядовит)     +

— Какое слово получилось из букв, которые обозначали правильные ответы? (Молодец!)

3. Сообщения учащихся

- Кто нашел в Интернете информацию о работе экологических организаций России и хочет поделиться ею?

(Выступления желающих.)

— Кто готов представить плакат «Защитим свою планету»? (Все плакаты вывесить на доску или оформить выставку.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись: «Всемирное наследие».)

— Прочитайте слова, записанные на доске, подумайте, что они могут означать. (Высказывания детей.)

— Теперь прочитайте тему урока. («Сокровища Земли под охраной человечества».)

— Соотнесите с темой записанные на доске слова. (Высказывания детей.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику

С. 48

— Проверим предположения. Самостоятельно познакомьтесь с текстом учебника «Всемирное наследие».

(Ученики читают текст.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 1 на с. 23. Что же такое Всемирное наследие? (Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране.)

— Как вы поняли, что включает в себя Всемирное наследие? Выполните задание 2 в тетради на с. 23.

(Ученики работают в парах. На доске появляется схема.)

V. Первичное закрепление

1. Сообщения учащихся

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли чудесами света. Их все семь описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот: пирамиду Хеопса (Египет, III в. до н. э.), висячие сады Семирамиды (Вавилон, VI в. до н. э.), статую Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н. э.), храм Артемиды в Эфесе (Греция, IVв. до н. э.), Галикарнасский мавзолей (Кария (совр. Бодрум, Турция), IV в. до н. э.), маяк на острове Фарос (Александрия, Египет, III в. до н. э.), Колосс Родосский (остров Родос, III в. до н. э.).

К большому сожалению, мы не сможем увидеть их во всем великолепии, они были разрушены, и только одно чудо — египетские пирамиды — сохранилось до нашего времени. О Всемирном наследии мы заслушаем сообщения.

(Выступают заранее подготовившие сообщения ученики. Их рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.)

Пирамиды. «Все на свете боится времени, но время боится пирамид», — говорили арабы, завоевавшие Египет.

Пирамиды были колоссальной высоты, строились десятки лет; тысячи людей работали над возведением этих грандиозных сооружений. Пирамида была символом фараона и его власти, ей оказывались почести как божеству. Пирамиды служили гробницами (местом захоронения) фараонов — правителей Древнего Египта. Каждая из огромных пирамид носит имя похороненного в ней фараона (например, Хеопса).

Строили пирамиды на западном берегу Нила, на самой границе плодородной речной долины и пустыни. Почему именно здесь? Потому что запад египтяне считали страной смерти: им казалось, что здесь каждый вечер умирает солнце, заходя за горизонт. Самая первая пирамида — Джосера — имеет длину 129 м, ширину 107 м, а высоту 60 м. Она построена почти 5 тыс. лет назад, когда люди еще не знали колеса и перевозили огромные каменные блоки на салазках. Пирамида Хеопса состоит из 2 млн 300 тыс. каменных плит весом от 2 до 30 т. Строились пирамиды долго, их строительство начиналось почти сразу же после восхождения фараона на престол.

Висячие сады Семирамиды. Другим чудом Востока были висячие сады Семирамиды во дворце вавилонского царя Навуходоносора II. Интересна история создания этих садов. Когда вавилонский царь Навуходоносор II взял себе в жены красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии, Семирамида стала тосковать по своей родине. Ведь шумный и пыльный Вавилон был совсем непохож на ее прекрасную родину. Навуходоносор очень любил свою жену и решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По его приказу в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне. Они стали возводить рядом с дворцом четырехэтажное здание из камня. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и сажали цветы и деревья. Этажи соединялись между собой лестницами. Для полива садов было сделано специальное водоподъемное устройство. Все сооружение поддерживалось мощными колоннами, и издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе. Поэтому их и назвали висячими садами.

Но, к сожалению, этому чуду света было суждено просуществовать только около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Единственный их след сейчас — сеть траншей около столицы Ирака, в срезах которых видны следы полуразрушенной кладки.

Зевс Олимпийский. Любимейшим зрелищем древних греков были Олимпийские игры, которые проводились в Олимпии на юге Греции и посвящались верховному греческому богу Зевсу. Главной святыней Олимпии был храм Зевса, построенный в 456 г. до н. э. В храме помещалась 17-метровая статуя Зевса, сидящего на троне. Создал эту статую прославленный скульптор Фидий. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, руки и другие части тела были из слоновой кости, ведь она довольно близка по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ и сандалии были сделаны из золота, а глаза — из драгоценных камней. Зевс, как живой, восседал на троне. Это произведение Фидия считали воплощением красоты. Впоследствии статую Зевса из Олимпии перевезли в Константинополь (ныне турецкий город Стамбул), но там случился пожар. От великолепного Зевса Олимпийского осталось лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота. Наши современники знают о том, как выглядело это произведение искусства, по небольшим статуэткам и изображениям на монетах, найденных археологами.

Мавзолей в Галикарнасе. Около 19 веков назад там же, в Малой Азии, простоял другой великий памятник — усыпальница царя Мавсола (отсюда слово «мавзолей») в Галикарнасе. В 359 г. до н. э., когда началось его сооружение, у многих народов был обычай сжигать своих умерших. Тело царя Мавсола сожгли, а пепел поместили в специальный сосуд — погребальную урну. Нам неизвестно, хотела ли Артемисия увековечить память о муже и приказала построить великолепную усыпальницу или мавзолей начали строить еще при жизни царя, который сам позаботился о том, как и где он будет похоронен.

Так или иначе, мавзолей был построен из кирпича и облицован изнутри и снаружи белым мрамором. Его высота достигала 60 м (высота современного 20-этажного дома). Здание имело необычную форму: первый этаж — куб высотой 20 м: здесь покоилась урна с прахом Мавсола. На втором этаже в хранилище, обнесенном великолепной колоннадой, совершали жертвоприношения. А венчалось сооружение многоступенчатой пирамидой со статуей Мавсола и Артемисии. Царь и его жена были изображены управляющими квадригой — четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

В 1522 г. мавзолей был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою крепость. Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 г. рельефы с гробницы, статуи Мавсола и его жены Артемисии.

Фаросский маяк. Всем знакомо слово «фара» — мощный автомобильный фонарь, снабженный отражателем света. Но не все знают, что это слово происходит от названия острова Фарос в Средиземном море. На этом острове был построен маяк, свет которого был виден на расстоянии 60 км. Высота Фаросского, или Александрийского, маяка, т. к. он находился вблизи Александрии Египетской, составляла 135 м. В верхней части маяка постоянно горел костер. Топливо для костра доставлялось на вершину по пологой винтовой лестнице на осликах. Вероятно, на маяке использовали приспособления для усиления света (металлические зеркала или линзы из прозрачного шлифованного камня). Маяк также был крепостью на случай осады. В его стенах мог поместиться большой гарнизон, а внутри башни находилось водохранилище с питьевой водой. Ни в одной гавани мира таких построек не было, поэтому маяк на острове Фарос назвали одним из чудес света.

Маяк был разрушен почти до основания сильным землетрясением в мае 1100 г. Его обломки упали в море. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, встроенный в средневековую крепость.

Храм Артемиды Эфесской. Самое знаменитое из древнегреческих чудес — гигантский храм богини охоты Артемиды. Он был построен в VI в. до н. э. в торговом городе Эфесе на западном побережье Малой Азии. Необычное место было выбрано для постройки — болото. Дело в том, что в те времена довольно частым явлением были землетрясения, и архитектор Херсифрон решил, что мягкая болотистая почва убережет храм от разрушений. А чтобы болото не засосало огромное здание, котлован под ним был заполнен смесью шерсти и древесного угля. Храм поражал великолепием и громадными размерами. Он представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, крышу которого поддерживали два ряда колонн, а всего их было 127.

Судьба храма Артемиды оказалась печальной. Он погиб в огне. Его поджег Герострат, который хотел прославиться любой ценой. На месте сгоревшего храма был построен новый. Но и он впоследствии был разрушен, а остатки его поглотило болото.

Колосс Родосский. В Эгейском море есть остров Родос. В 304 г. до н. э. жители острова решили воздвигнуть статую бога Солнца Гелиоса, своего покровителя, в честь победы над врагом.

12 лет трудился скульптор Харес со своими помощниками, и наконец жителям острова открылась удивительная картина. На площади при входе в гавань возвышалась гигантская, около 35 м высотой, фигура бога Солнца. Она была так огромна, что не каждому человеку удалось бы обхватить палец на руке гиганта. Статуя бога возвышалась над Родосом и была видна подплывающим уже с соседних островов. Слава о Колоссе Родосском (колосс — большая статуя) быстро разнеслась по всему свету. Полюбоваться ею приезжали путешественники из разных стран.

Однако через 50 лет после создания статуи во время землетрясения колени статуи подломились, и она рухнула на землю, разбившись на множество кусков.

Части бронзовой фигуры бога Солнца в течение столетий лежали на земле. Позднее один из правителей тех мест продал сохранившиеся части статуи, которые вывезли из страны на девятистах верблюдах. Бронза, сплав меди и олова, была переплавлена, и, как считали многие историки, от этого чуда света ничего не осталось. Однако совсем недавно археологи-подводники обнаружили на дне гавани кисть правой руки Гелиоса.

Чтобы мир не лишился в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся объекты природы и культуры Всемирным наследием. Эти две части неразрывно связаны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия. Круг символизирует природу, а квадрат в центре — творение человеческих рук. В настоящее время создан Список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

(Учитель демонстрирует эмблему.)

2. Работа с картой-схемой

— Изучим карту-схему на с. 50—51 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Назовите объекты Всемирного природного наследия, обозначенные на карте. (Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Южной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Алтай — Золотые горы в Евразии.)

— Назовите объекты Всемирного культурного наследия. (Афинский Акрополь, Венеция, Тадж-Махал, Великая Китайская стена, статуя Свободы в Нью-Йорке, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи — деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга.)

— Как вы думаете, почему мы обязаны сохранить эти уникальные объекты природного и культурного наследия?

3. Работа в парах

— На с. 52 учебника помещены фотографии. Какие объекты Всемирного наследия на них запечатлены?

(Ученики проверяют себя на «Страничках для самопроверки».)

— Назовите объекты Всемирного природного наследия, находящиеся в России. (Озеро Байкал, Алтай — Золотые горы, вулканы Камчатки.)

— Назовите объекты Всемирного культурного наследия, находящиеся в России. (Кижи — деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь.)

VI. Физкультминутка

VII. Включение новых знаний в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Заполните таблицу, выполнив задание 3 на с. 24. (Ученики работают в парах.)

2. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Достигли поставленной цели?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

- Какие открытия вы для себя сделали? (Высказывания детей.)

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 48—53 учебника.

2. Выполнить задания 5, 6 на с. 25 рабочей тетради.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

1. «Легкими планеты» называют:

а) хвойные леса

б) тропические леса     +

в) широколиственные леса

2. Эмблему «Большая панда» имеет:

а) Гринпис

б) Всемирный фонд дикой природы      +

в) Программа ООН по окружающей среде

3. Исторический центр Санкт-Петербурга — это:

а) природное наследие России

б) нематериальное культурное наследие

в) объект Всемирного культурного наследия       +

4. Природное наследие — это:

а) Великая Китайская стена

б) Национальный парк Серенгети      +

в) Абу-Симбел

5. Культурное наследие — это:

а) водопад Виктория

б) мавзолей Тадж-Махал      +

в) озеро Байкал

6. Культурное наследие России — это:

а) погост Кижи      +

б) статуя Свободы

в) вулканы Камчатки

7. Природное наследие России — это:

а) Большой Барьерный риф

б) Алтай — Золотые горы      +

в) Московский Кремль и Красная площадь

2. Работа в парах

(Ученики проверяют друг у друга выполнение задания 5 на с. 25 рабочей тетради.)

3. Сообщения учащихся

- О каких объектах Всемирного наследия вы подготовили сообщения?

(Выступления учеников. Если желающих много, можно поработать в группах и отметить лучшие сообщения.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает Красную книгу.)

— Кто знает, что за книга у меня в руках? (Это Красная книга.)

- Что такое Красная книга природы? (Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных.)

— Почему она красного цвета? (Красная книга — это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которых срочно нужно спасать.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях, занесенных в Красную книгу.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, дополнительной литературой, работать в парах, группах, помогая друг другу.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

— Вспомните примеры животных, растений, которые записаны в Красной книге России или своего края. (Ответы учеников.)

— Существует и международная Красная книга. Прочитаем об этом в учебнике на с. 54 и выполним задание 1 на с. 26 рабочей тетради. (Красная книга — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.)

В 1948 г. ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и издали в виде книги. Это и была первая Красная книга. Красный цвет — сигнал опасности.

Затем (в 1966 г.) была издана международная Красная книга. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Она имеет красный переплет, а страницы у нее разноцветные.

На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На желтых — занесены животные, численность которых еще пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорится о видах, вообще редких на Земле. А на зеленых — о видах, которые человеку уже удалось спасти. На серых страницах — животные, которые до сих пор мало изучены.

Для каждого, кто попал в Красную книгу, ученые разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов международной Красной книги. Ученые подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше 200 видов животных — по одному в год. В наши дни этот процесс идет еще быстрее. И все потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в нее.

Существует и Черная книга, ее еще называют Книгой памяти. Если Красная книга — сигнал тревоги и призыв к действию, то Черная — предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. В нее занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек.

Как сообщает Всемирный союз охраны природы, за последние 500 лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот список далеко не полон. В недавно опубликованном отчете говорится, что нынешнее вымирание животных является самым крупным со времен исчезновения динозавров.

V. Первичное закрепление

1. Работа в парах

- На с. 54—55 учебника помещены изображения нескольких видов животных из международной Красной книги. Попробуйте объяснить, почему эти виды находятся под угрозой исчезновения. (Мнения учащихся.)

2. Работа в группах

— Давайте проверим свои высказывания, поработав с карточкой, из которой вы узнаете, почему данные животные занесены в Красную книгу.

В течение длительного времени гребнистые крокодилы являются объектом промысла. Особенно ценится их кожа, которую используют для изготовления ремней и сумок.

Сбор яиц морских черепах наносит основной урон размножающейся популяции: ежегодно потребляется от 15 000 до 20 000 морских черепах (Для приготовления супа). Первыми гибнут откладывающие яйца самки. Спрос увеличивается: черепашье масло нужно для косметических средств, кожа — для изготовления обуви.

Личинка жука-геркулеса в последней фазе развития достигает больших размеров (длина около 18 см и масса около 100 г) и является любимым блюдом аборигенов.

Естественных врагов у орнитоптеры мало. Гораздо большую угрозу для вида представляют вырубка лесов и плантаций кокосовых пальм, какао и каучуковых деревьев, уничтожение природных мест обитания.

Человек представляет наибольшую угрозу для существования орангутангов в дикой природе: он уничтожает леса, естественную среду обитания обезьян, вылавливает их детенышей, которые очень дорого стоят на черном рынке (а ведь для этого надо убить самку...).

В XIX в. европейцы с помощью огнестрельного оружия стали массово истреблять белых носорогов. Бесконтрольная охота привела к угрозе полного исчезновения популяции. Однако введение жесткого контроля охоты привело к постепенному увеличению ее численности.

Главная причина вымирания панд — сокращение ареала их обитания. Из-за значительной вырубки бамбуковых лесов места обитания больших панд постоянно сокращаются. Также на сокращение ареала их обитания влияют и естественные причины: заросли бамбука периодически вымирают, а распространяться на новых местах им мешают люди, использующие для культивирования все большую площадь земель.

— Что нового вы для себя узнали? Чьи предположения оказались верными?

VI. Физкультминутка

VII. Включение новых знаний в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задания 2, 3 на с. 26—27.

(Самостоятельная работа. Взаимопроверка.)

Игра «Узнай животных»

(Работа в парах. На столах конверты с карточками-названиями животных, дети должны выбрать внесеных в Красную книгу.)

Слон, большая панда, волк, гребнистый крокодил, зебра, белый носорог, утка мандаринка, колорадский жук, орнитоптера королевы Александры, саранча, зеленая морская черепаха, жук-геркулес, амурский тигр.

(Подведение итогов игры.)

2. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

Мы можем сохранить редкие виды растений и животных, если каждый из нас поймет, что небо без птиц — не небо, а море без рыб — не море и земля без зверей — не земля!

(Прослушать аудиозапись песни «Просьба» (сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой) в исполнении Большого детского хора (солист Сережа Парамонов). Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 56 учебника.)

IХ. Рефлексия

- Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 54-56 учебника.

2. Выполнить задание 4 на с. 27 рабочей тетради.

3. Написать сочинение на тему «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».

Дополнительный материал

Жук-геркулес

Это один из самых крупных жуков на Земле. Его длина достигает 18 см. Размах крыльев — около 22 см, так что жука в полете вполне можно испугаться. Голова у него блестящая, черная. Жук-геркулес еще отличается тем, что у самца на голове располагается огромный рог. Есть еще один — перед самым началом спины. Личинка жука-геркулеса живет полтора года, а сам жук — всего лишь 6 месяцев. Выходит, что жук- геркулес живет гораздо меньше своей собственной личинки. Вот такой удивительный этот жук!

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!