Проверка знаний по разделу «Страницы истории России», 4 класс. Окружающий мир

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений; дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека, о Конвенции о правах ребенка, ее главной идее.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — формулировать собственные высказывания; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, тест.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

(Учитель предлагает тест по своему выбору.)

Вариант 1

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян          +

б) западных славян

в) южных славян

2. Пергамен — это материал для письма из:

а) березовой коры

б) телячьей кожи             +

в) папируса

3. Как назывался город, который стойко и упорно сопротивлялся монголам?

а) Новгород

б) Киев

в) Козельск               +

4. Как прозвали московского князя Ивана Даниловича?

а) Калита            +

б) Красное Солнышко

в) Невский

5. Кто автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов?

а) Мелетий Смотрицкий            +

б) Василий Бурцов

в) Карион Истомин

6. Кто призвал русских людей в начале XVII в. постоять за родную землю?

а) Кирилл и Мефодий

б) Минин и Пожарский           +

в) царь Федор

7. На Сенатской площади в Санкт-Петербурге при Екатерине II был воздвигнут памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Суворову

в) Петру Великому             +

8. Кто в 1790 г. стал командующим Черноморским флотом?

а) Ф. Ф. Ушаков                +

б) А.В. Суворов

в) М.И. Кутузов

9. Когда к власти пришла партия большевиков?

а) 7 ноября 1914 г.

б) в феврале 1917 г.

в) 7 ноября 1917 г.           +

10. Когда началась Великая Отечественная война?

а) 22 июня 1941 г.           +

б) 9 мая 1945 г.

в) в 1939 г.

Вариант 2

1. Одним из главных богов у славян был:

а) Зевс

б) Перун             +

в) Посейдон

2. Летопись «Повесть временных лет» писал:

а) Нестор             +

б) Сергий Радонежский

в) Мефодий

3. Поход на Русь в 1237 г. возглавил хан:

а) Чингисхан

б) Ахмат

в) Батый             +

4. Как прозвали новгородского князя Александра?

а) Невский             +

б) Долгорукий

в) Мудрый

5. Какой князь сделал последний решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?

а) Александр

б) Ярослав

в) Иван Третий               +

6. Под каким прозванием в истории остался царь Петр I?

а) Великий              +

б) Грозный

в) Мудрый

7. Ломоносов был сыном

а) князя

б) рыбака               +

в) дворянина

8. Бородинская битва произошла:

а) 26 мая 1812 г.

б) 26 августа 1912 г.

в) 26 августа 1812 г.     +

9. Кто был последним российским государем?

а) Иван III

б) Николай II    +

в) Александр II

10. Какой день стал Днем Победы в Великой Отечественной войне

а) 9 мая               +

б) 1 мая

в) 7 ноября

Вариант 3

1. Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царь- града:

а) Игорь

б) Олег                 +

в) Владимир

2. Славянскую азбуку создали:

а) Кирилл и Мефодий              +

б) Минин и Пожарский

в) Иоганн Гутенберг

3. Что выплачивала Русь Орде?

а) налог

б) выкуп

в) дань       +

4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?

а) Дмитрий               +

б) Владимир

в) Ярослав

5. На какой реке русская рать Ивана III встретилась с войском хана Ахмата?

а) на Неве

б) на Угре            +

в) на Дону

6. Когда был заложен город на Неве?

а) в 1703 г.              +

б) 1803 г.

в) 1817 г

7. Город Санкт-Петербург начал строиться с:

а) Петропавловского собора

б) Кронштадта

в) Петропавловской крепости            +

8. Кто из военачальников стал генералиссимусом?

а) Ф.Ф. Ушаков

б) А. В. Суворов           +

в) М.И. Кутузов

9. Когда началась Первая мировая война?

а) в 1914 г.               +

б) в 1917 г.

в) в 1922 г.

10. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

а) 300

б) 600

в) 900             +

Вариант 4

1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?

а) Долгорукий

б) Невский

в) Красное Солнышко              +

2. В Древнем Новгороде городом управляли(о):

а) посадники              +

б) вече

в) бояре

3. На какой реке князь Александр разбил шведов?

а) на Дону

б) на Днепре

в) на Неве            +

4. Какой город стал центром княжества при Иване Калите?

а) Москва            +

б) Киев

в) Новгород

5. Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы?

а) Невский

б) Донской             +

в) Мудрый

6. Когда Романовы вступили на престол?

а) в 1613 г.               +

б) в 1720 г.

в) в 1813 г.

7. По предложению Ломоносова в Москве открыли:

а) музей

б) университет              +

в) парк

8. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?

а) Петр I

б) Николай II

в) Александр II        +

9. Когда появилось новое государство — СССР?

а) в 1922 г.              +

б) в 1917 г.

в) в 1914 г.

10. Какое событие произошло в 1991 году?

а) первый человек полетел в космос

б) Советский Союз прекратил свое существование             +

в) запущен первый искусственный спутник Земли

2. Проверка знаний и умений

(Ученики работают на с. 54 рабочей тетради, пользуясь учебником (с. 211-216). По «Страничкам для самопроверки» оценивают свою работу. Можно провести взаимопроверку.)

3. Сообщения учащихся

— Что нового вы узнали об исследовании космоса и космонавтах? (Рассказы детей.)

III. Самоопределение к деятельности

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

— До настоящего времени мы говорили о прошлом России. Теперь разговор пойдет о России современной. Прочитайте название раздела. («Современная Россия».)

— Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают текст на с. 153 учебника.)

— Каждое общество должно жить по определенным законам. Кто читал внимательно и запомнил, как называется основной закон страны? (Конституция.)

— Сегодня мы поговорим о конституции. А что такое законы? (Правила, которые все должны выполнять.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Подробнее узнать о Конституции нашей страны.)

— Что вы уже знаете о конституции? Где слышали это слово? (Ответы детей.)

IV. Открытие нового знания

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король...» Вы, ребята, наверное, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными, но все в государстве делалось так, как они приказывали. Прошло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию и стали избирать правительство сами. Выбранное правительство обязано было управлять делами государства, исполняя конституцию страны.

(Учитель записывает слово на доске.)

Конституция — слово латинское и означает «устройство», «установление». Конституция определяет принципы устройства государства, органы его управления, правила их избрания, обязанности рядовых граждан и их права. Первой демократической конституцией стала Конституция Соединенных Штатов Америки. Так стали законом свобода слова, печати, собраний, свобода верить в того бога, какого себе избрал. Законом гарантировалась неприкосновенность личности. Церковь была отделена от государства, т. е. уже не могла вмешиваться в управление страной.

Конечно, записать такие слова в конституции и реально добиться того, чтобы все были свободны, равны и счастливы, — не одно и то же. В истории тех же Соединенных Штатов Америки и других государств с самыми демократическими конституциями немало было и есть несправедливости, жестокости по отношению к людям, особенно к бедным и незнатным. Демократическая конституция — лишь первый шаг к правовому государству, т. е. к государству, где все подчиняются закону и ни для кого не делается исключений.

Сама конституция — это главный закон государства. Какой бы закон ни принимали, он не может противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет решения законодателей, нарушающие конституцию.

В 1918 г. была принята Конституция РСФСР. В ней было записано, что вся земля, ее недра, фабрики, заводы передаются в руки народа, а власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось равноправие граждан независимо от их национальности и пола.

До конца 1991 г. в Советском Союзе жили по Конституции, которая была принята в 1977 г. Она была шагом вперед по сравнению с предыдущей конституцией, однако основная роль в управлении государством отводилась не народным Советам, а коммунистической партии. Это сдерживало развитие демократии в стране, ограничивало возможности людей отстаивать свои права.

За время, пошедшее после объявления Россией своей независимости, ее конституция не раз изменялась и дополнялась. В ней все больше внимания стало уделяться правам человека. Многие вопросы теперь решаются не в «центре» — Москве, а в республиках, входящих в состав Российской Федерации, ее краях и областях. Многими правами наделены городские, поселковые, сельские органы власти.

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику

С. 156-158

— Прочитайте текст. Приготовьтесь отвечать на вопросы.

— Что означает слово «федерация»? (Союз, объединение.)

— Что такое конституция? (Основной закон страны.)

— Что она определяет? (Устройство нашего государства.)

— Что такое законы? (Это правила, обязательные для всех жителей страны.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Работа в парах

— Расшифруйте слово. (Декларация.)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 5, 7, 8, 9

9 - я, 2 - е, 3 — к, 8 — и, 5 — а, 1 - д, 4 — л, 7 — ц, 6 - р

(Учитель записывает слово на доске.)

— Что это такое, узнайте из текста на с. 159 учебника.

(Ученики самостоятельно читают текст.)

— Как вы поняли, что такое Декларация прав человека и для чего она нужна? (Ответы детей.)

Всеобщая декларация прав человека провозглашает права В личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную к неприкосновенность, свободу совести и др.), а также социально- К экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых I и др.). По решению Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря отмечается как День прав человека.

ООН — международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

— Мы уже узнали два новых слова. Нам предстоит выяснить значение еще одного слова. Попробуйте составить его из слогов. (Конвенция.)

ВЕН-Я-ЦИ-КОН

(Учитель записывает слово на доске.)

— Знаете ли вы, какой праздник отмечают 1 июля? (День защиты детей.)

В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это важный документ — Конвенция о правах ребенка.

— Прочитайте текст на с. 161 — 162 учебника, перечислите права ребенка.

(Ученики работают парами, затем по цепочке перечисляют права ребенка.)

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.

Статья 1

Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2

Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4

Государства должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов | осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка.

Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Статья 6

Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.

Статья 9

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.

Статьи 28 и 29

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 31

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 55. (Федерация — союзное государство, конституция — основной закон страны, декларация — документ, защищающий права человека.)

— Запишите на с. 55, какие народы живут в нашей стране. (Русские, татары, буряты, якуты, башкиры, калмыки, аварцы, ингуши, балкарцы, карелы, удмурты, ненцы, эвенки и др.)

— Какие права ребенка должны быть защищены законом? Выполните задания 6, 7 на с. 59.

(Обсуждение в группе.)

3. Викторина

1. Какое другое название имеет Россия? (Российская Федерация.)

2. Что означает слово «федерация»? (Союз, объединение.)

3. Сколько народов живет на территории России? (Более 100 народов.)

4. Назовите главную мысль конституции. (Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.)

5. Какое право имеет человек? (Жить в мире.)

6. Что было принято после войны? (Документы, защищающие права человека.)

7. Назовите главный среди них. (Всеобщая декларация прав человека.)

8. Где она была принята? (На общем собрании ООН 10 декабря 1948 г.)

9. О чем говорится в декларации? (У каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Эти права нам никто не даровал. Они принадлежат человеку от рождения.)

10. О чем всегда мечтали люди на Земле? (О счастье, свободе, равенстве, справедливости.)

11. Какие права имеет каждый из нас? (Право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться бесчеловечному обращению. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту законом, право на достойную жизнь, на образование, пользование достижениями культуры, на труд, свободный выбор работы, на защиту от безработицы, на владение имуществом и многие другие.)

4. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

Берегите Россию —

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

За небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию —

Нет России другой!

К. Синицын

— Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 163 учебника.)

IX. Рефлексия

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 156—163 учебника.

2. Выполнить задания 1,4, 5, 8 на с. 55, 58-59 рабочей тетради.

Автор: Максимова Т. Н.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!