Цели: проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений.
Формируемые УУД: познавательные — понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; коммуникативные — отвечать на вопросы; регулятивные — адекватно оценивать собственные достижения; личностные — осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Оборудование: гербарий, рисунки животных, тексты на карточках, кроссворд.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение задание 2 на с. 60 рабочей тетради. Правильно ли наклеены картинки с изображением растений?
(Взаимопроверка.)
2. Конкурс рисунков
(Ученики выходят к доске и комментируют свои работы.)
— Так видят эту удивительную зону наши товарищи. Кто из ребят точнее передал особенности субтропиков? Обоснуйте ваше решение.
Игра «Ты — мне, я — тебе»
— Какие вопросы вы записали, выполняя задание 9 на с. 63 учебника?
(Один ученик читает вопрос, другой отвечает. Ответивший спрашивает третьего и т. д.)
— Назовем известные нам природные зоны в порядке расположения их от полюса к экватору. (Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня, субтропики.)
(Ученик у доски показывает природные зоны на карте.)
- Перед проверочной работой восстановим в памяти наши знания о природных зонах. Для этого разгадаем кроссворды, которые вы приготовили дома.
(Работу можно провести в парах или группах.)
— Чей кроссворд вам особенно понравился? Почему?
III. Проверка знаний и умений
— Выполняйте задания учебника (с. 209—213), заполняя таблицу на с. 64 в рабочей тетради.
(По «Страничкам для самопроверки» учащиеся оценивают свою работу. Можно провести взаимопроверку. Также учитель может использовать задания теста 5 «Природные зоны России» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс». Для тех детей, которые быстро справились с работой, можно предложить карточку с заданиями.)
- Исправьте ошибки в тексте.
Черноморское побережье Кавказа — это тундра (правильно — субтропики) России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые (правильно — высокие) деревья: бук, граб, самшит, каштан, большое количество фруктовых деревьев: ели (неправильно), яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые (правильно — бурые) медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза (правильно — кавказская ящерица или змея). Самое умное морское животное — богомол (правильно — дельфин) — плещется в прибрежных водах.
— Найдите лишний объект. Объясните свой выбор.
• Краб, морской конек, дельфин, богомол (насекомое).
• Кипарис, пальма, роза (цветок), лавровишня.
• Абрикос, бук (не фруктовое дерево), персик, слива.
• Иглица, каштан (не занесен в Красную книгу), самшит, тис.
IV. Физкультминутка
V. Работа по новой теме
Конкурсы
(Эта часть урока проводится, если у детей остается время после выполнения проверочной работы. Также некоторые задания из этой части урока учитель может использовать как индивидуальные или дополнительные задания проверочной работы. Для проведения конкурсов ученики делятся на три команды (можно провести по рядам).)
Конкурс 1. Определить природную зону
(Каждая команда получает конверт, в котором лежит карточка с описанием определенной природной зоны. За правильный ответ команда получает один балл.)
1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра.)
2. С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы — пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями. (Степь.)
3. Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня.)
Конкурс 2. Установить соответствие
(Каждой команде вручается конверт с разрезанной на части таблицей «Природная зона». Команда должна выбрать только то, что относится к заданной природной зоне: 1 — Крайний Север; 2 — тундра; 3 — лесная зона. За правильный ответ команда получает 5 баллов; за одну ошибку — 4 балла; за две ошибки — 3 балла; за три ошибки — 2 балла; за четыре ошибки — 1 балл; за пять ошибок — 0 баллов.)
Характеристика зоны |
Природная зона |
||
Крайний Север |
Тундра |
Лесная зона |
|
Положение зоны |
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем |
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана |
К югу от зоны тундры |
Климат |
Лето короткое, холодное. Зима долгая, пол года — полярный день, полгода — полярная ночь |
Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Долгая морозная зима, глубокие снега и сильная метель |
Лето теплое. Зима короче и мягче, чем в тундре |
Растения |
Мхи, лишайники, полярный мак |
Карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика |
Ель, сосна, кедр, липа, береза, осина, дуб, клен, черника, брусника |
Звери |
Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит |
Северный олень, песец, лемминг, волк |
Барсук, лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось |
Птицы |
Чистик, кайра, тупик, гагарка |
Белая сова, куропатка, гуси, утки, лебеди |
Филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел |
Занятия населения |
Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях |
Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых |
Охота, лесозаготовка, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах |
Конкурс 3. Животные
(Каждая команда получает рисунок зверя, обитающего в одной из природных зон (1 - бурый медведь; 2 — морж; 3 — двугорбый верблюд), и план рассказа. За правильный ответ команда получает 3 балла.)
План рассказа о животном
1. Как называется зверь?
2. В какой природной зоне он живет?
3. Чем питается?
4. Как размножается?
Конкурс 4. Что за растение?
(Каждая команда получает из гербария по одному экземпляру растения (1 — брусника; 2 - верблюжья колючка; 3 — ковыль). Нужно определить, что это за растение, как оно называется и в какой природной зоне произрастает. За правильный ответ команда у получает 1 балл.)
Конкурс 5. Кроссворд «Природные зоны России»
(Каждая команда получает кроссворд. Кто первым его разгадает, тот получает 3 балла; кто вторым — 2 балла; кто третьим — 1 балл. Ответы: 1. Тундра. 2. Тайга. 3. Степь. 4. Пустыня. 5. Субтропики.)
(Подсчет баллов, подведение итогов.)
VI. Рефлексия
— Справились с проверочной работой?
— Какие задания были интересными?
- Какие задания были трудными для вас?
- Оцените свою работу.
Автор: Максимова Т. Н.
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!