Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

6.Станция «Достоянье села».

Ученица.

А достоянье в том села,

Его награда и хвала –

Не магазины и не клуб,

А весь простой колхозный люд.

Неприхотлива, не очень богата на первый взгляд наша деревня  Услы: небольшая речка, богатая мелкой рыбой, маленькие холодные родники, бьющие из земных глубин, невысокие горы, местами покрытые  душистым чабрецом. Простая, скромная красота.

Ученик (Вахитов Ильшат). На этой скромной услинской земле жили и живут замечательные люди, достойные памяти не только односельчан, но и всей республики.

Я поведу речь об одном из них. Когда в августе 1996 года загорелось пшеничное поле, люди бросились спасать урожай. В числе первых  увидел дым механизатор колхоза Радик Сайфутдинов, он кинулся к машинному двору, где стоял трактор с плугом. По пути  к нему присоединился инженер по технике безопасности Ильдар Вахитов.

Дул боковой ветер. В один момент огонь накрыл трактор и сидевших в нем людей. С ожогами они попали в больницу. Но врачи были бессильны. Папин друг и одноклассник – Сайфутдинов Радик погиб.

Указом Президента РФ от 9 апреля 1997 года Сайфутдинов Радик Раянович посмертно был награжден Орденом мужества, а мой папа, Вахитов Ильдар Мирзаевич, – медалью «За отвагу».

Если б даже чудо свершилось,

Если б время назад полетело,

Сердце снова в огонь бы кинулось –

Жить иначе оно не умело.

Потому что стучало сердце

В молодой груди хлебороба.

Потому что умело сердце

Пожалеть даже маленький колос.

Ученица. Я  люблю ходить по улице и наблюдать за течением жизни родного села. Вот недалеко за речкой раскинулись колхозные поля. Созрела на них рожь, поспевает молодая пшеница. В разгаре уборочная страда.

Картина хлебного поля напоминает мне поле боя: грохочущие комбайны,  облако пыли, торопливо передвигающиеся машины… А впереди комбайна волны колыхающейся на ветру ржи, и никакая жара или пыль не помеха, когда решается судьба урожая. Да, нелёгок труд хлебороба. Поэтому, наверное, выбирают эту профессию люди терпеливые, любящие свою землю, знающие цену краюхе душистого хлеба.

Каравай земли и неба

На твоём столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

Богата услинская земля знатными хлеборобами! Не первый год уверенно держит лидерство по намолоту зерновых комбайнёр Фанзиль Сабитов. Знает он все тонкости хлеборобского  дела, никогда не сетует на трудности. И в нынешнем году по намолоту зерна на  комбайне «Акроф» он стал победителем.

Благодаря таким батырам полей, как Фанзиль Сабитов, Мидхат Гималов, Флюр Сайфутдинов, Ринат Рафиков, хлеба у салаватцев богатые.

Задание. Выпишите из текста 5 имён существительных и разберите их как часть речи.

7. Станция «Праздники нашего села» 

Ученица.

Эй, гармонь, звени на всю округу,

Эй, гроза, потише, не балуй,

Ныне на деревне праздник плуга,

Или по-башкирски – сабантуй.

Вот борцы схватились поясами,

Вот танцоры в пляске обнялись,

Вот лишь пыль кружит за скакунами,

Конники майданом пронеслись…

Одним из самых любимых праздников односельчан был и остаётся Сабантуй. Проводится он после окончания весенне-полевых работ. Главное значение на празднике придаётся спортивным играм, песне и пляске, выявлению молодых батыров, талантливых гармонистов, кураистов.

Праздник Сабантуй дарит людям радость, оставляет на душе неизгладимые впечатления и вдохновляет на новые трудовые успехи.

Ученик.  Важное место в общественной жизни мусульман занимали обычаи. И сегодня нередко эти обычаи првращаются в весёлые праздники. К ним можно отнести «Авыл байрамы», «Аулак ой», «Каз омэсе», «Сугым ашы».

Ученица.

Заиграй же , эх, гармонь,

Песню, чтоб вошла в сердца,

И село родное наше

Прославляла без конца!

К празднику «Авыл байрамы» готовятся заблаговременно. Каждая улица готовит свою концертную программу, выставку «Умелые руки», где демонстрируют выпечки, изделия декоративно-прикладного искусства.

Вместе с молодёжью на празднике выступают жители села, которым за 60, а то и 70! Они участвуют в многолюдных хороводах, танцах, национальных играх.

Примечательно, что песни и танцы к празднику сочиняют сами жители села!

Ученик.

Каз канаты, каз омэсе –

Борыннан калган йола.

Сездэ булла, бездэ булла,

Кунел шатлыкка тула!

Наши односельчане с удовольствием выращивают в своих подворьях гусей. Из гусиного пуха делают мягкие подушки, которые являются и украшением деревенского дома, и неотъемлемой частью приданого невесты. А  пара гусиных тушек на свадьбе – это показатель благополучия и достатка семьи. 

Весело и шумно проходят в нашей деревне каз омэлэре! Женщины ощипывают гусей, девушки моют тушки не речке. Весь берег в эти дни заполняется молодёжью, ведь «омэ» проводят сразу несколько хозяев. А вечером устраивается праздничный ужин, где заливается гармонь и льются задушевные песни.

Задание. Выпишите из текста имена существительные во множественном числе. Выделите в них окончание и основу.

Ученица. 

Горжусь селом, горжусь всегда,

Пусть пролетают дни, года,

Пусть далеко отсюда буду –

Услов я в жизни не забуду!

Услы – кусочек той страны,

Которой так гордимся мы.

Ведь дом родной нам общий дан,

Зовется он Башкортостан!

Подведение итогов урока.

У нас сегодня получился необычный урок русского языка, чтения, окружающего мира. Что нового узнали вы для себя? Понравился ли вам урок? Пусть он останется для вас навсегда уроком любви к своей малой Родине, славной ее истории.

Домашнее задание.

Подготовить стихи о Родине. Написать сочинение - миниатюру о своей малой Родине.

Литература

На уроке использованы  стихи Роберта Паля, уроженца города Стерлитамака;  учителя английского языка нашей школы Черкасовой Оксаны Владимировны.

Рекомендуем посмотреть:

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Конспект развивающего занятия для младших школьников

Страницы: 1 2
Валентина Александровна Бикинеева # 14 февраля 2016 в 15:58 0
Интересная форма проведения урока, заставляющая детей думать и рассуждать, спасибо!
Валентина Александровна Бикинеева # 14 февраля 2016 в 15:58 0
Интересная форма проведения урока, заставляющая детей думать и рассуждать, спасибо!
Наталья Юрьевна Чернуцкая # 10 декабря 2016 в 18:29 0
Очень богатый материал урока, с такой любовью подготовлен. Форма действительно очень интересная. Но по требованиям современного урока не прослеживаются некоторые этапы урока. И такой объемный материал не уместится в один урок. Но несмотря на это для себя беру такой урок на вооружение. Спасибо Вам большое за такую любовь к Вашей Родине. Вот здесь и развивается настоящий патриотизм и гордость за свой народ.
Мархабат Даировна Ибраева # 21 января 2017 в 17:13 0
Спосибо! Богатый материал, очень много интересного про Родину.
Татьяна Анатольевна Ситникова # 28 сентября 2017 в 19:12 0
Воспитание патриотизма- одна из главных задач современной школы.Очень большой труд виден со стороны учителя.Чаще всего мы воспитываем детей своим примером. Если учитель не равнодушен к истории родного края, то ученики это чувствуют и впитывают в себя материал через слово учителя, через чувства, которые он выражает на уроке.Спасибо.Успехов вам в работе.