Внеурочное занятие по биологии на тему: И это все змеи

Конспект внеурочного занятия для школьников. Тема: И это все змеи...

Цель: расширение знаний детей по классу пресмыкающихся (змея).

Оборудование: мультимедийный проектор, конверт с заданием, террариум с живой змеей.

Ход занятия

Змея - удивительное создание, которое вызывает интерес у многих людей.

И. Акимушкин

I. Введение в тему.

Чтение стихотворения педагогом.

Глубины вод, простор небес,

Пустыня, горы, степь и лес –

В каком краю ни окажись,

Везде кипит упрямо жизнь.

И здесь у каждого свой вкус:

Кому песок, кому под куст.

- О ком говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

Демонстрируются слайды или иллюстрации с изображением змей.

- Внимательно посмотрите на иллюстрации. О каком животном мы поведем речь сегодня? (О змее.)

- Назовите змей, представленных на слайде. Затрудняетесь? Тогда я помогу вам. (Называется каждый вид змей: зеленый питон, молочная змея, амурский и лисий полозы.)

Педагог. Тема нашего занятия - «И это все змеи...». Прочитайте эпиграф, строки из стихотворения Игоря Акимушкина, уже знакомого нам литератора-натуралиста, большого знатока животных.

II. Работа по теме.

1. Беседа, комментирование иллюстраций.

Педагог. Как вы думаете, почему змею считают удивительным созданием?

Почему змеи вызывают интерес у многих людей? (Ответы детей.)

Сегодня у нас в гостях одна из представительниц этого удивительного разнообразия - калифорнийская «особа». Ее родина - штат Калифорния в Северной Америке. (Педагог открывает террариум и показывает змею, если такая возможность существует, или показывает иллюстрацию.)

Послушайте, какое письмо написала нам змея. (Открывает конверт и читает письмо.)

«Дорогие друзья! Обращаюсь к вам в надежде, что мы, действительно, подружимся. Я так одинока, мне никогда не приходилось получать письма, вот я и решила написать вам первой. Большинство людей почему-то меня недолюбливают и избегают. Постараюсь убедить вас, что мы, змеи, заслуживаем любви, глубокого уважения и бережного к нам отношения».

Педагог. Ребята, а вы хотите дружить со змеей? (Ответы детей.)

Многие люди панически боятся змей и оттого заранее их не любят. Кроме того, что самое страшное, их преследуют и взрослые, и дети. Как вы считаете, за что люди не любят змей? (Ответы детей.)

В ходе беседы педагог доказывает необоснованность взглядов, демонстрируя наиболее красивых змей.

Посмотрите внимательно на слайд. Обратите внимание, какая красивая окраска у змей.

У зеленого питона она изумрудного цвета, что позволяет ему маскироваться среди листвы, чтобы не заметил хищник. А врагов у питона много - птица-секретарь, варан, а самый большой враг - человек. И маскируется питон среди листвы, чтобы добыть пищу.

Молочная змея в своей окраске имеет черный, красный и белый цвета. Такую окраску она заимствовала у самой ядовитой змеи - аспида. Это помогает ей не попасть в лапы хищников.

Амурский и лисий полозы - одни из самых крупных видов змей фауны России. Амурский полоз, бесспорно, красавец, самый нарядный представитель полозов нашей фауны. Лисий полоз назван так за свою необычную окраску - рыжую, такую же, как у лисы.

И наконец-то, наша гостья - королевская калифорнийская змея, которая находится в террариуме (или показывается ее изображение на иллюстрации). Ученые, давая ей титул «королевская», хотели подчеркнуть превосходство, великолепие окраски, изысканность формы. У нее есть и другое название - «цепная» или «цепочная змея».

Она постоянно высовывает язык. (Могут быть использованы фрагменты видеофильма о змее или видеозаписи, проведенной в живом уголке, террариуме.) А зачем ей это нужно, как вы думаете? Ведь ни одно животное больше так не делает... (Ответы детей.)

Так змея получает необходимую информацию о том, что происходит вокруг нее. Понаблюдайте: если кругом все спокойно, змея сыта и отдыхает, то языка ее не видно. Но как только животное что-то заметит, ощутит малейшие колебания почвы, она немедленно включает свой анализатор.

В мире существует большое разнообразие змей. И каждый вид по-своему интересен.

В мире интересного: змеи.

А знаете ли вы, что:

• есть летающая змея. Она способна прыгнуть в воздух и пролететь 20 и более метров с одного дерева на другое, но управлять своим «полетом» не умеет;

• есть змеи, которые всю жизнь проводят в море и никогда не выползают на сушу;

• оказывается, змеи никогда не закрывают глаза, они даже спят с открытыми глазами;

• змеи очень проворные и ловкие животные. Никогда сами первыми не нападают, а только защищаются.

Педагог. Есть еще она особенность змеи, которую вы, уверена, мне назовете, просмотрев видеофрагмент. (В видеофрагменте должна быть показана линька змеи.)

2. Работа с эпиграфом.

Действительно, змеи - это поистине удивительные создания, как сказал о них Игорь Акимушкин. Попробуем доказать эти слова. Если бы животным давали награды, они бы получили их по праву в числе первых.

Каковы же достижения змей?

Некоторые признаки змей давно заинтересовали ученых. У змей обнаружен орган, работающий как термолокатор. С его помощью змеям удается находить пищу в полной темноте. На основе этих особенностей были сконструированы электронные приборы. Например, прибор для улавливания теплового излучения - тепловизор; на этой основе работают головки наведения ракет и ряд других предметов.

Особенность передвижения змей позволила конструкторам изобрести различные виды змеевиков, которые используются в машинах, в химических лабораториях, некоторых моделях труб, в швейной промышленности - строчка «зигзаг» и др.

Не случайно об этих животных сложены легенды и мифы, где правда пересекается с вымыслом. С древних времен у многих народов змея служит символом власти, мудрости и могущества. В некоторых странах даже существуют храмы, посвященные змеям, где им поклоняются и заботятся о них.

Об этих интересных фактах нам расскажут ребята, подготовившие выступления.

3. Сообщения учащихся.

• В Центральной Европе почетом и уважением пользуются ужи, а в Южной Европе - их родственники, полозы. Этих змей считают вестником счастья, покровительствующим людям. Поэтому в этих странах нельзя их ни убивать, ни причинять им вред.

• В Индии змеи относятся к разряду священных животных. Они никогда не нападают первыми, не было случая, чтобы кобра укусила человека, застывшего в молитвенной позе.

• На Ближнем Востоке змея была вроде как стражем - охраняла клады, сокровища, а заодно и души людей.

• Традиция держать змей дома была уже у древних греков и римлян.

• В Южной Америке обыкновенный удав заменяет в домах кошек.

• В Сиднее владельцы магазинов охотно используют змей в качестве сторожей, которые прекрасно их охраняют.

• В Южной Индии имеется храм, посвященный кобре. В домах индийцы сооружают алтари для поклонения змее. К ним подносятся молоко, фрукты и даже деньги. Ремесленники просят у змеи силы и умения для своих рук и надежность для инструментов, а девушки вымаливают богатого жениха.

• В Греции змея считается символом удачи.

• В нашей стране также имеется символ - чаша со змеей.

Демонстрируется слайд с изображением символа медицины.

Педагог. Кто знаком с этим символом? Чья это эмблема? Что она означает? (Ответы детей.)

Не зря эмблемой медицины является змея, обвивающая чашу, в которую опущена голова с раздвоенным языком. И не случайно на ней присутствует змея. Чаша со змеей олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда и сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и, вообще, все добрые начала, которыми должен обладать врач.

Между тем яд змей обладает целебными свойствами. Давно уже существуют препараты, изготовляемые из змеиного яда. Их используют при лечении ряда серьезных заболеваний, например, астмы. Яд имеет болеутоляющие свойства и применяется для приготовления лекарств против болей в суставах, при радикулите. Из яда змей изготавливают сыворотку против их же укусов. Однако добывать змей в природе из-за постоянного преследования их человеком становится все труднее. Поэтому, прежде чем убить змею, остановитесь и подумайте о том, что, может быть, и вам когда-нибудь придется воспользоваться целительными свойствами ее яда. Лучшей наградой змеям за все, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение.

А как вы думаете, где находится яд у змеи? (Ответы детей.) Оружие змеи - ядовитые зубы, которые имеют внутри канал, подобно игле шприца, или снабжены бороздкой, по которой стекает яд.

III. Итог занятия.

Педагог. Сегодня на занятии я постаралась убедить вас, что змеи заслуживают любви и глубокого уважения. Вы согласны со мной? Что теперь можете сказать о дружбе со змеей? Как правильнее сказать о змее - друг она нам или враг?

Хочется верить, что наше занятие изменит ваше отношение к этим необычным и, как выяснилось, удивительным животным в лучшую сторону.

Рекомендуем посмотреть:

Практическое занятие по биологии «Моделирование пищевых связей»

Внеклассное мероприятие по биологии «Зимние явления в жизни растений», 6 класс

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Внеурочное занятие по биологии на тему: Кукушкины секреты

Сценка по биологии, 5 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!