Конкурсы

Интеллектуальная игра по химии, 9 класс

Интеллектуальная игра «Знатоки» для 9 класс

Представители команды разыгрывают вопросы (тянут билеты).

1-й тур

1. Могучая Римская империя потрясала воображение современников и размерами своих границ, и роскошью, и расцветом искусств. Казалось бы, живи и радуйся! Особенно если тебе повезло родиться не рабом, а патрицием. Но — парадокс! И ели сытно, и жили в роскоши, и спортом не пренебрегали, а средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. И не потому, что гибли на полях сражений, нет, уносила неведомая болезнь. Люди низших сословий жили дольше, но тоже меньше, чем в большинстве других стран. Массово болеющая страна не могла долго существовать, естественно, это привело к падению Римской империи. Что за странная болезнь косила римлян?

(По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. В первую очередь тот самый знаменитый водопровод, «сработанный еще рабами Рима», трубы его были сделаны из свинца, и свинец постоянно поступал в воду. Кроме этого, римская аристократия пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца. Все это вело к быстрому накоплению его в организме и в результате к смерти в молодом возрасте. Обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат огромные количества свинца.)

2. Наука шагнула так далеко, что нам с нашими заводами, лабораториями, оснащенными сложнейшими приборами, сложно представить себе, КЯК Ж6 справлялись люди в старину, в древние времена. Каменный век. Переход к веку железному. Как это было возможно: в пещерных условиях выплавить железо, медь? А ведь выплавляли! Один из английских ученых-химиков, Г. Г. Коглен, попытался выплавить медь в условиях, близких к первобытным. Он перемешал слои угля и малахита и стал подогревать их на костре, но получил лишь оксид меди. В чем была его ошибка?

(Следовало ограничить доступ кислорода. Во втором опыте он поместил малахит и уголь в горшок и закрыл его крышкой. В результате образовалась медь.)

3. Английский король Генрих VIII (1491—1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос». Но не потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос был цвета меди. Цвет меди чудесным образом приобретал его нос на его изображениях на монетах. Каким образом это происходило?

(Он подделывал монеты, покрывая медь слоем серебра. Серебро потихоньку стиралось. В первую очередь там, где монету чаще всего терли — посередине. Вдобавок нос на монете был выпуклым. Поэтому он быстро становился цвета основы — меди.)

4. Долгое время химия развивалась по принципу «а что получится, если...» Естественно, часто такие эксперименты часто заканчивались трагически. Один из французских ученых решил проверить, что произойдет, если в прибор для получения газа положить куски железа и гвоздей и залить все это купоросным маслом. По его прикидкам, должен был выделиться газ. Газ выделился. Недолго думая, ученый вдыхает его, чтобы проверить, опасен ли этот газ для жизни... (Пауза.) Безопасен! А что будет, если выдохнуть на пламя свечи? Раздается взрыв, ученый падает. Он не погиб только чудом. Как его звали? И какой газ был получен в результате опыта?

(Жан Франсуа Пилатр де Розье. Водород.)

5. Один из самостоятельных опытов по химии юного Саши Бутлерова закончился взрывом. Когда потрясенный учитель пришел в себя, он выставил Бутлерова перед классом с табличкой на груди. Надпись на табличке оказалась пророческой. Что там было написано?

(«Великий химик».)

2-й тур

На каждый вопрос можно отвечать только «да» или «нет». Время на обдумывание — двадцать секунд. Правда ли, что...

1. ...Аргентина названа в честь серебра? (Да.)

2. ...платина считалась когда-то не слишком ценным металлом, ее пренебрежительно называли «серебришком», «гнилым золотом», «лягушачьим золотом»? (Да.)

3. ...гривна — это слиток серебра массой 200 г. (Да).

4. ...если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (Нет, рубли.)

5. ...по легенде, имя царя, который получил в дар от Бога способность превращать все предметы в золото, было Дионис? (Нет, Мидас.)

6. ...Эйфелеву башню в Париже называют «железная мадам»? (Да.)

7. ...Эйфелева башня летом на 15 см выше, чем зимой. (Да.)

8. ...первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да.)

9. ...при золочении купола Исаакиевского собора погибло 60 человек? (Да.)

10. ...статуя Колосс Родосский после разрушения была продана как металлолом? (Да).

11. ...существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»?

(Да, в Перу, Но недолго. Местная знать так встречала вице-короля Испании. Затем дорогу демонтировали и преподнесли ему в дар.)

12. ...посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер?

(Да.)

13. ...есть завод, выпускающий лезвия для бритв, на который работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий?

(Да, этот завод находится в Польше.)

14. ...первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из олова? (Да.)

Жюри подводит итоги конкурсов.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока химии 9 класс

Игра - соревнование по химии в 9 классе

Викторина по химии с ответами для 9 класса

Конспект урока химии для 9 класса

Практические работы по химии 9 класс

Анна Владимировна Борисова # 8 мая 2016 в 13:24 0
Добрый день! Разработка мероприятия очень интересная. Как Вы предполагаете еще использовать - как элемент урока, или как отдельное внеклассное мероприятие? У меня не хватает времени проводить просто внеклассные мероприятия, вот и хочется узнать, как это делают другие
Татьяна Михайловна Кравченко # 30 мая 2016 в 21:33 0
Действительно, очень интересная разработка мероприятия. Позволяет не только провести качественный и интересный урок, но и провести прочную связь предмета химии с историей.
Людмила Викторовна Сердюкова # 4 марта 2017 в 22:26 0
Людмила Викторовна Сердюкова
Сценарий урока:"Знатоки" по химии для 9 класса в игровой форме меня заинтересовал. Взаимодействие учителя и учащихся было творческим и стимулировало творческое мышление учащихся. Такое взаимодействие делает педагога и ученика единомышленниками, что даёт ощущение радости как тому, так и другому.
Наталья Давыдова # 14 сентября 2017 в 21:51 0
Очень интересная разработка. Позволяет реализовать межпредметные связи при изучении химии.
Елена Витальевна Тюрина # 26 ноября 2017 в 14:56 0
Актуальная форма,позволяющая в непринуждённой обстановке систематизировать и обобщить материал по всей теме,развить творческие способности и логическое мышления детей. Эффективно влияет на рост мотивации к изучению химии,а это одна из главных задач учителя-предметника,спасибо вам!
Анжела Петровна Никитина # 4 июня 2018 в 15:54 0
Благодарю Вас за интересный материал ! Я бы назвала его интеллектуальная разминка )