Применение игр на уроках и во внеурочной деятельности учителем истории

Технология применения игровых элементов в урочной и внеурочной практике учителя истории

Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделены, в частности, имитационные, символические и исследовательские игры. Первые ассоциируются с игровым моделированием той или иной сферы труда (имитация реальности), вторые основаны на четких правилах и игровых символах, третьи связаны с новыми знаниями и способами деятельности.

В. Г. Семенов выделил:

1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

3) неинтерактивные игры (индивидуально-игровые задания).

Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:

1) игры с ролями и сюжетом (импровизированные);

2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

3) бессюжетные игры (кроссворды).

Г. К. Селевко выделяет сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры и драматизации.

Приведенные классификации игр показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.

Г. К. Селевко также подразделяет игры на деловые и ретроспективные.

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события (археолога, писателя, журналиста). При этом прослеживаются два подвида такой игры.

Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, «круглые столы» и т. д.). Такая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребятами. Современный учитель истории практически на каждом занятии использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. Уроки-диспуты чаще проводятся в старшей школе, а в среднем звене используются отдельные моменты такой игры. В 10 классе при изучении темы «Древняя Греция» учащиеся готовятся к диспуту «Афины и Спарта: полисы Греции». В ходе диспута ученики пытаются обозначить все достоинства и недостатки в политической, культурной, социальной и экономической жизни полисов. В подобных спорах рождается не только истина, но и умение вести диалог, выслушивать противоположную точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Как правило, в ходе подготовки диспута класс делится самопроизвольно, невзирая на приязнь учащихся к какой-либо стороне. Это подвигает детей к поиску положительного там, где все виделось в отрицательном свете, и наоборот, это учит видеть и анализировать недостатки там, где все казалось идеальным. Все вместе способствует развитию критического мышления, развитию умения адекватно воспринимать ситуацию и работать с дополнительной литературой. Без обращения к дополнительной литературе и познания фактов, не изложенных в учебнике, невозможно убедить соперника в своей правоте, а обращение к дополнительной литературе является одним из элементов активизации познавательной активности учащихся, когда ребята начинают понимать ценность полученной информации. На подобных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы.

При этом дети овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

Другая форма деловой игры - игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но, в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, доклад о том или ином историческом событии. Данная форма игры используется, начиная с уроков для учащихся 5 классов, которые готовят различные короткие сообщения по какой- либо исторической проблеме или об исторической личности («Реформы Солона», «Гай Юлий Цезарь» и другие). С возрастом темы и формы усложняются - это уже не просто сообщения, а доклады, рефераты, рецензии (доклад «Поп-арт» - 9 класс; реферат «Крымская война» - 10 класс; рецензии «Книга о войне» - 11 класс и т. д.). Учащиеся 9 класса, при изучении курса «Право и политика», обязательно пишут творческие работы на тему «Конституция моей школы».

Ретроспективная игра (также встречается термин «реконструктивная») моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики - «так могло быть». Как заметил психолог А. Н. Лук, в такой игре подростку «удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее». В учебной работе элементы ретроспективной игры чаще используются на уроках в среднем звене. Учащиеся 5 класса пишут сочинения на тему «Путешествие по Акрополю»; шестиклассники - «Средневековый город», «На приеме у русского царя»; восьмиклассники - «Живя в XIX веке, я поддержал бы течение в народничестве» и т. д. Для такой игры ребенок, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего «героя» и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученикам «войти» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Ретроспективные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.

Театрализованное представление имеет четко обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает различные образы и картины прошлого. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не только в «оживлении картин» прошлых эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом учащихся. Дети распознают время и место исторического явления и его участников, представителей определенных социальных слоев по действиям героев представления. Примером театрализованного представления служит мероприятие для учащихся восьмого класса «Московский салон Зинаиды Волконской».

В театрализованной игре тексты диалогов для персонажей составляют сами дети. Главным ее отличием от предыдущего подвида является большая доля импровизации участников игры (они же и «очевидцы» событий прошлого). Однако в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается, поэтому необходима общая программа или сценарий игры, которого придерживаются все участники. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик.

Примером театрализованной игры служит урок «Подвиг любви и долга» для учащихся восьмого класса. Совместно с ребятами подготавливаются тексты диалогов для персонажей, подыскиваются костюмы, представляется, как могли бы происходить обыгрываемые на уроке события в XIX веке, в эпоху Николая I. Вся эта подготовительная работа, соответствующее оборудование (часть его готовят сами дети) приводит к тому, что «актеры», проникнувшись сами атмосферой прошлого, доносят свои ощущения до присутствовавших в классе, а в результате - каждый сможет для себя определить, в чем состоял подвиг жен декабристов, то есть цели урока будут достигнуты.

В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решать проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее не известен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы.

Последний подвид приближает нас к промежуточному типу игры, которую методисты называют деловой игрой с элементами ретроспективности. Игра такого рода может сочетать в себе участие различных временных персонажей: современников прошлого, «очевидцев» событий, которые «встречаются» с нынешними потомками для обсуждения важных вопросов. «Очевидцы» исторического события могут в этой игре «принять участие» в современных формах общения людей: судах, съездах, митингах, клубах путешественников, телемостах и др. Современная ситуация с «участниками событий» может быть смоделирована лишь частично (по типу следственного эксперимента в судебной практике). Такая модернизация исторической действительности может быть оправдана в ряде случаев, ибо выполняет воссоздающую и оценивающую роль одновременно. Учитель вынужден ставить перед собой на таких уроках разные задачи обучения, не имея достаточного количества часов на более полную реконструкцию и оценку прошлого.

Неролевые игры очень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры происходит в какую-либо определенную далекую эпоху.

К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстрируют» свое мастерство, достижения, смекалку в соответствующем историческом контексте. В такой игровой ситуации учитель, с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой - дает возможность эти знания «применить» в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории практически становится беспредельным ради разрешения игровой ситуации. Конкурсная методика дает возможность успешно решать задачи обобщения и систематизации материалов и ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Игровой характер заданий создает творческую раскованность, позволяет проявить себя и слабоуспевающим ученикам. Приступая к изучению нового материала, учащиеся знают, что через несколько уроков их ждет игра-конкурс, где предстоит мобилизовать все свои знания и умения. Поэтому каждый урок воспринимается с точки зрения подготовки к этому соревнованию. Это и дисциплинирует учеников, и способствует систематизации их знаний.

Один из таких уроков, сочетающий в себе конкурсно-игровую основу, проводится в пятых классах при повторении и обобщении темы «Древний Восток». В игре принимают участие все ребята, только некоторые входят в состав игроков двух команд, а другие являются зрителями и отвечают на вопросы, подготовленные для них. Ряд конкурсов предполагает внеурочную подготовку, репетицию (например, конкурс «Пантомима»: дети готовят костюмы, разучивают свои роли). К участию в проведении привлекаются ребята-старшеклассники, которые разыгрываются сценки из жизни древневосточных богов и мудрецов. Пятиклассники-зрители должны назвать имена зашифрованных в сценках богов и мудрецов. Очень нравится ребятам конкурс «Найди историческую ошибку». За каждый правильный ответ зрители получают забавных «человечков» в виде значков - чем больше их количество, тем выше оценка. Не меньший интерес вызывает игра и у ребят, участвующих в ней в составе игроков команд. Дети с увлечением, спорами выбирают названия для своих команд (названия должны отражать тему Древнего Востока). А с каким азартом участники готовят вопросы для своих соперников!

По окончании игры школьников интересует только следующее: Когда состоится очередная игра? Что для нее нужно подготовить?

Не менее интересна конкурсная методика и для старшеклассников. В форме игры «Умники и умницы» проводится по- вторительно-обобщающий урок в 10 классе по теме «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века». В игре принимают участие все учащиеся 10 классов. Здесь используются методы и приемы телевизионного варианта игры: на выбор учащихся предлагаются три игровые дорожки (красная, желтая, зеленая), которым соответствуют вопросы различной степени сложности; присутствуют Высокий ареопаг (судьи), помощница. За каждый верно названный ответ участник получает специальный значок, количество которых определяет результат игры для каждого учащегося. В данном случае игра является нетрадиционной формой проведения повторительно-обобщающего урока, что стимулирует интерес ребят к учебной теме. Вопросы, предлагаемые учащимся, направлены на повторение не только конкретно-исторических событий, но и на знание фактов биографии многих российских деятелей: царей, бунтовщиков, деятелей культуры. Именно такие вопросы могут «оживить» историю, представить ее в лицах, а не только в событиях и констатации фактов. Такие методы и такой подход являются толчком к развитию у ребят познавательного интереса, желанию узнавать что- то новое и интересное не только из учебников и от учителя, но и из художественной, документальной и справочной литературы.

Другой тип ретроспективной игры - это маршрутная игра или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и «путешествуют» по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и др.). При этом учащиеся четко определяют географические контуры изучаемой исторической действительности. Они намечают собственный маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью) с людьми прошлого, которые им «попадаются» в путешествии. Подобный урок-путешествие можно проводить в 5 классе при изучении темы «Древнее Двуречье». Ребятам предлагается вообразить, что перед ними не учительница, а крестьянин, житель Древней Месопотамии, надо расспросить воображаемого гостя из прошлого о стране, о ее нравах и обычаях, хозяйстве и природе. При этом используются различные ситуации- подсказки, чтобы ребята не отвлекались и им было легче следить за нитью разговора. Например, «крестьянин» говорит, что зимой у них в Двуречье идут дожди. А здесь так бывает? Снег? А что это такое? И так далее. Ребята обычно активны на этом уроке. Они наперебой задают вопросы о ремесле, земледелии, реках, божествах, о повседневной жизни людей. Узнав, что «крестьянин» не умеет читать, ребята узнают о том, что бедняки не ходят «в дом табличек». Школа называлась «дом табличек», так как дети выдавливали знаки на глине острыми палочками. Далее предлагается ребятам представить себя в роли учеников в Месопотамии. К уроку дети должны принести пластилин и палочки и теперь пытаются «писать» клинописью. В ходе беседы задаются вопросы на сравнение с историей Древнего Египта (например: Как называется письменность в Египте? Какая там есть река? Как хоронили умерших? И так далее.) Все эти приемы способствуют в ходе игры-путешествия путем сравнения с уже известными фактами узнавать новое, причем добываются эти знания с подачи самих учеников. Процент усвоения данной темы всегда бывает довольно высоким.

В полном смысле этого слова в маршрутных и конкурсных играх нет явных ролей, хотя они могут быть в ряде случаев. Тогда игра носит двойственный характер и является ролевой и конкурсной (или маршрутной) одновременно.

Приведенная выше классификация исторических игр основана, по меньшей мере, на трех критериях - характере ролей участников («очевидцы» или наши современники), времени воображаемой ситуации на занятиях («тогда» или сейчас), жесткости сценария (программы) и степени импровизации детей в игре.

Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние (жесткие) правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся:

1) настольные игры (домино, лото, «Поле чудес» и др.);

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки);

3) сюжетные, с воображаемой ситуацией, на основе тренинга («Неотосланная депеша», расшифровка иероглифов, «Найди ошибку» и др.).

На уроках истории можно предложить детям решение различных ребусов, кроссвордов, составленных как учителем, так и учениками. Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, побуждает ребенка к познанию нового. В 5-7 классе стало обычным для закрепления знания хронологии событий использовать карточки с датами (учитель называет событие, а дети поднимают карточку, где указана дата). Также для закрепления хронологии играем в игру «Дата» (соревнования по рядам), когда каждый из ребят пишет любую из выученных дат и передает лист следующему. Повторение дат исключается. Очень нравится ребятам составлять чайнворд-даты.

Кроме этих игровых моментов, для индивидуальной работы используются карточки-«форточки» (на листе написаны события, а напротив каждой записи прорезана «форточка». Подкладываем чистый лист под карточку и в «форточку» вписываем дату). Очень любят дети «мозаику» (на игровом поле - вопросы, а на отдельных карточках - ответы). Если на все вопросы найдены верные ответы, то должна получиться картинка. В среднем звене ребята с удовольствием собирают пазлы - разрезанные на отдельные фрагменты изображения памятников культуры, архитектуры, живописи. Собрав картинку, дети должны указать название произведения, время его создания, автора. Увлекает и работа с карточками-тестами, игра в историческое лото, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, исправление текстов с ошибками, мини-викторины: «Хронологическая молчанка» (учитель показывает дату на карточке, а дети пишут ответ на листе), игра «Кто быстрее?» (соревнование по рядам: на карточке - по вопросу для каждого игрока команды; ответил на свой вопрос - передай следующему).

Бывают уроки, где в качестве дополнительных вопросов используются вопросы, представленные на бумажных корабликах, укрепленных на доске. Ученик снимает кораблик и отвечает на вопрос.

Хорошо известно, что игра на уроках истории помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им необходимость глубоких и прочных знаний, самообразования. Игры могут заинтересовать школьников любого возраста. Поэтому старшеклассники тоже не без интереса играют. В старших классах применяются следующие игры:

• «Узнай политического деятеля». Класс учащихся делится на две команды, каждая из них получает одну из карточек, на которых даны сведения о каком-либо известном политике. Задача ребят - назвать загадочное имя, по возможности - даты жизни политического деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте биографические факты, представленные на карточке и т. д.

• «Чьи слова?». Учитель раздает школьникам карточки с написанными на них высказываниями известных исторических деятелей, политиков, мыслителей. Ребятам предстоит определить кем, когда и при каких обстоятельствах были произнесены или написаны воспроизведенные на карточках слова. Можно ограничиться фразами, цитируемыми в учебнике, то есть наверняка знакомыми учащимся.

• «Найди ошибки в тексте».

Обратимся к вопросу об участниках игры и их стационарной роли в различного рода игровых занятиях. Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ипостасях:

1) инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

2) судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

3) тренера, который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

4) председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ее ход, держит в своих руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой.

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопереживают своему герою.

Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики и жестов, репликами, вопросами, смехом. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, «вживаются» в игровой контекст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.

Эксперты оценивают создаваемые в игре образы - содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способности исполнителей. В задачу экспертов входит очень сложная задача проанализировать и сам процесс игры, и ее результативность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они оглашают результаты, отмечают наиболее и наименее удачные игровые моменты, выступления, реплики, выставляют оценки участникам. При анализе игры эксперты обращают внимание на игровое поведение персонажей, адекватность реакции зрителей, анализ деятельности ведущего, увлекательность и занимательность всего хода игры.

Теперь обратимся к основным этапам исторической игры.

Первый этап - подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период обсуждаются общий замысел и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструктаж участников, покупаются и подготавливаются необходимые для проведения занятия материалы, оборудование. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.

Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу учащихся задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре, формулируя познавательные задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое состояние, создается определенный настрой.

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы «проживают» ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровую деятельность, осуществляет опосредованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельности, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшее внимание учитель на этом этапе должен обращать не на деятельность актеров и экспертов, а на зрителей, то есть на весь класс учащихся.

На последнем (оценочном) этапе, когда игра закончена, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. Степень соответствия игровой ситуации исторической реальности разбирается особо. Учитель представляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блицинтервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Главная задача любого учителя - это подготовка ребят ко взрослой жизни, и чем последовательнее учитель будет работать в этом направлении, тем успешнее сложится взрослая жизнь каждого из выпускников. Главное - научить детей мыслить, думать, научить работать с картой, книгой, газетой и т. д., анализировать любую информацию, а не принимать все на веру, вырабатывать свое отношение к жизни. Надо, чтобы отношение это было направлено на развитие, созидание, а не на потребление уже произведенного. Навыки такого отношения к жизни должны формироваться в школе, в том числе через игру и использование ее для активизации познавательной активности учащихся.

Учеба - это труд, а полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь тогда, когда трудятся двое: учитель и ученик.

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

КВН по истории Казахстана

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Нет комментариев. Ваш будет первым!