Автор: Казаринова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Нижнемуллинская СОШ», Пермский край, Пермский район, с. Нижние Муллы
Описание материала: Предлагаю вам программу уроков свободного выбора (в некоторых школах это могут быть либо факультативы, либо курсы по выбору) «Как писать стихи». Данная программа предназначена для детей 5-8 классов для развития их творческих способностей в процессе создания поэтического текста, может быть использована педагогами-словесниками.
Программа уроков свободного выбора «Как писать стихи»
Пояснительная записка
Опыт греческих полисов, русских дворян, европейских рыцарей и японских самураев доказывает – научить писать приличные стихи можно практически любого грамотного человека. Вряд ли по завершению обучения он станет великим поэтом, но сочинить частушку, сонет, эпиграмму или хокку – вполне может. То, что предлагается на курсе – не искусство, а ремесло, базовая техника. Освоив её, ученик сможет полнее использовать свой талант, если он есть. При отсутствии таланта содержание курса может быть полезно для учащихся с точки зрения развития их творческих способностей, а также образовательной перспективы (способствует решению проблем самоопределения в отношении гуманитарного профиля, творческих способностей).
Определяющими в поэзии являются ритмичность, звучность и образность текста. Рифма как таковая свойственна отнюдь не всем мировым традициям и ее можно рассматривать частным случаем звукописи, характерным скорее для русской поэзии. А вот неповторимая красота образа, символа, обрисованного словами – являются неотъемлемой частью любого стихотворения. Однако именно эта сторона поэзии оказывается самой сложной для освоения учащимися. Поскольку объем курса довольно невелик, то содержание его ограничивается более «легким» «техническим» материалом: рифма, стихотворный метр, поэтические формы (жанры).
Ритмический рисунок стихотворения, по нашему мнению, - самый важный инструмент в руках поэта. Неоправданное нарушение ритмического рисунка – самая распространённая ошибка пытающихся писать стихи школьников. А разобраться с этой проблемой – элементарно. Работа с рифмой - самая простая, для нее достаточно хорошей памяти и обширного словарного запаса.
Самое сложное и самое спорное, ибо в отличие от рифмы, ритма и звукописи не считается и не меняется формальными признаками – образный ряд и поэтический язык автора. Здесь, в основном, и рождается собственно ТВОРЧЕСТВО.
Таким образом, целью курса определяется создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе создания поэтического текста. Кроме того, предполагается, что школьники разовьют предметные (литературоведческие) умения: определение стихотворного метра (размера), типа рифмы, некоторых жанров лирики (частушка, стихотворение, эпиграмма, сонет, хокку).
В связи с этим курс предлагается учащимся разного возраста – с 5 по 8 класс, различного уровня подготовленности. Дифференциация содержания возможна в уровне углубления материала (количество жанров, типологии рифм и пр.) и степени самостоятельности школьников.
Продолжительность курса – 8 часов при условии выполнения дополнительной самостоятельной работы – домашних заданий. В качестве заданий для учащихся предлагаются: составление схем, запись конспектов, выполнение практических работ, поэтические игры (например, «Буриме»), задания ТРИЗа.
Обязательными для получения зачёта являются следующие задания:
1. Проверочная работа «Определение стихотворного размера».
2. Конспект или схема «Типы рифм», «Стихотворные метры», «Жанры лирики».
3. Собственное поэтическое произведение любого жанра или чтение наизусть и анализ любимого поэтического произведения «нешкольного автора». Степень развития творческих способностей определяется с помощью диагностического теста Торренса.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Название разделов и тем
|
Кол-во часов
|
Формы и виды учебной деятельности
|
Виды контроля
|
1
|
Введение. Цели и задачи курса.
|
1
|
ТРИЗ (восстановление стихотворения)
|
Мониторинг (тест Торренса)
|
2
|
Рифма. Типы рифм.
|
2
|
Поэтические игры («Буриме» и др.)
|
Схема
|
3
|
Стихотворные метры.
|
2
|
Практические занятия.
|
Проверочная работа. Конспект.
|
4
|
Лирические жанры.
|
1
|
Практическое занятие. Хокку.
|
Творческая работа
|
5
|
Образные средства.
|
1
|
Практическое занятие «Рождение метафоры».
|
Творческая работа
|
6
|
Подведение итогов
|
1
|
Поэтическая гостиная
|
Мониторинг (тест Торренса)
|
Содержание программы
1. Что такое поэзия? Отличия стихотворной и прозаической речи. Что такое «хорошие» и «плохие» стихи? Наши любимые стихи – почему они нам нравятся? Как они «сделаны»? Чтение и обсуждение любимых стихотворений.
2. Понятие рифмы. Классификация рифм. Рифмы мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Рифмы бедные и богатые. Рифмы точные и неточные. Постановка рифм в стихи. Понятие об игре в буриме. «Словарь рифм», его особенности, структура словарной статьи. Как пользоваться «Словарем рифм».
3. Ритм стиха. Двусложные размеры: ямб, хорей. Стопа. Трёхсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.
4. Традиционные жанры лирики: ода, элегия, дружеское послание. основные законы названных жанров. Наблюдения над стихами классиков. Понятие лирического героя.
5. Понятие о художественных средствах. Эпитет как важнейшее из таких средств: «стрела в суть». Наблюдение над ролью эпитета в стихотворении. Другие художественные средства поэзии: сравнение, метафора, олицетворение. Анализ художественных средств в стихах настоящих поэтов. Разнообразие метафор. Конструирование собственных метафор на предложенную тему.
6. Круглый стол. Подведение итогов конкурса.
Литература для учителя:
1. Виноградов В.Н. Словотворчество. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995.
2. Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., «Наука», 1974.
3. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., «Наука», 1973.
4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., «Просвещение», 1972.
5. Миронова Н.А. Литература в таблицах. Справочные материалы. АСТ.Астрель. М.,2005.
6. Холщевников В.Е. Основы стихосложения. Русское стихосложение. Л., изд.ЛГУ, 1972.
7. Сборники стихотворений русских поэтов.
8. Словари – справочники литературоведческих терминов.
Литература для учащихся:
1. Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., «Наука», 1974.
2. Миронова Н.А. Литература в таблицах. Справочные материалы. АСТ.Астрель. М.,2005.
3. Холщевников В.Е. Основы стихосложения. Русское стихосложение. Л., изд.ЛГУ, 1972.
4. Сборники стихотворений русских поэтов.
5. Словари – справочники литературоведческих терминов.
Рекомендуем посмотреть:
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока по литературе в 10 классе
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»