Конкурсы

Работа над характеристикой литературного героя

Работа над характеристикой литературного героя (по содержанию повести-сказки Э. Н. Успенского)

Автор: Загарских Марина Константиновна, учитель МКОУ СОШ п. Вичёвщина Куменского района Кировской области

Описание работы: характеристика литературного героя почтальона Печкина на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Материал предназначен для учителей начальных классов, который можно использовать на уроках внеклассного чтения или на занятиях внеурочной деятельности.

Разработка методического приема на примере повести-сказки Э. Н. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

1. Название приема: Работа над характеристикой литературного героя.

2. Цели и задачи:

Сверхзадача: решить проблему отношения к одинокому существованию.

Цель:

- Образовательная:

· совершенствование навыка чтения;

· сформировать умение анализировать характер героя через его поступки, портрет, речь;

· формирование умения аргументировать свой ответ;

· сформировать умение выделять эпизоды, определять их роль в произведении;

· расширение словарного запаса учащихся;

- Развивающая:

· развитие связной устной речи учащихся;

· развитие слухового восприятия;

· развитие мышления, памяти, сосредоточенности внимания;

- Воспитательная:

· привитие интереса к предмету;

· воспитать умение сопереживать герою.

3. Оборудование:

Текст произведения; портрет Э. Н. Успенского; рисунки, изображающие героев; таблица; слова для словарной работы, выписанные на доску.

4. Описание приема (ход работы).

В ходе работы над произведением учащиеся заполняют в тетрадях, а учитель на доске таблицу.

Рекомендуем посмотреть:

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Конспект урока по литературе в 10 классе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Марина Александровна Белова # 30 января 2014 в 22:20 +1
Неожиданный выбор героя произведения - почтальон Печкин. Однако насколько интересен образ, который рисуется в ходе характеристики. Многие проблемы затронуты в ходе решения предметных задач: социальные, духовные, нравственные. Урок научит не только внимательно читать и анализировать художественное произведение, но и задумываться над проблемами, а значит - стать внимательным и вдумчивым читателем.
Гессель Татьяна # 16 мая 2014 в 19:46 +1
Оригинально. Никогда бы не придумала взять такого литературного героя, а ведь на таких примерах запоминается гораздо лучше. Спасибо за идею, обязательно приму к сведению.
Ирина Александровна Подольская # 11 августа 2014 в 11:11 +1
Марина Константиновна, конспект урока хороший. Мне понравилось, что Вы уже в начальном звене учите своих детей систематизировать материал, применяя табличный метод; работать с текстом, цитировать, делать выводы. Хорошо продумали работу над расширением словарного и лексического запаса слов учащихся. Медленное прочтение произведения, научение детей видеть детали,комментирование - все это даст положительные результаты в старших классах. Творческих успехов. С уважением ИА
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 19:39 +1
Интересный урок. очень важно учителю учить ребят анализировать художественное произведение, делать выводы, составлять характеристику литературного героя. Различные методы работы на уроке позволяют развивать у ребят творческие способности. работа с таблицей помогает быть внимательнее в решении поставленных задач, аргументировать свой ответ. Спасибо.
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:39 +1
Трудный материал, но представлен вполне доступно.
Татьяна Викторовна Фадеева # 17 ноября 2014 в 15:23 +1
Ваша разработка - удачный пример того, как можно просто и понятно объяснить пятиклассникам трудную литературоведческую тему. Беру на заметку!
Надежда Николаевна Николькина # 26 ноября 2014 в 07:39 +1
Материал интересный, творчески разработан. Хороший методический приём - работа с таблицей. Произведение детям нравится, поэтому работать детям будет интересно. Спасибо!
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 15:07 +1
Я думаю, что данный материал можно использовать и для проведения урока в 7 классе по теме "Характеристика литературного героя" (по программе под ред. Бабайцевой). Интересны таблицы, примеры, выводы. Всё это прививает у детей внимательное прочтение произведений. Спасибо.
Евгения Вячеславовна Лелекова # 10 февраля 2015 в 17:42 +1
Какая прелесть. Несмотря на то, что данный урок посвящен такому детскому произведению, основу урока можно брать для составления плана урока во всех последующих классах, в том числе и в старших. У детей всегда возникают проблемы при характеристике литературного героя. Таблицы, безусловно, окажут огромную помощь. Спасибо!
Евгения Михайловна Фирсова # 20 августа 2015 в 12:13 +1
Работа над характеристикой литературного героя и в старших классах достаточно сложно организовать так, чтобы всем было понятно. Таблицы помогают структурировать информацию о литературном герое, но тут важно не переусердствовать. В начальных классах, мне кажется, дети не смогут успеть и заполнить таблицу, и понять, что они написали. Да и по времени это затратно.
Ольга Николаевна Трищенкова # 9 ноября 2015 в 21:24 +1
Увидела в вашем конспекте что-то близкое своему стилю работы. Правда, на почтальоне Печкине не пробовала проводить подобную работу, но мне понравилось. Это оригинально и интересно, во всяком случае детям точно понравится.Спасибо за работу.
Ирина Александровна Моисеева # 15 марта 2016 в 19:29 +1
Таблицы понравились и мне. Возьму на вооружение.Спасибо!
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 12:32 +1
Таблицы,согласна,хорошие.Детям все это понадобится в старшем звене
Лариса Сергеевна Чернышова # 12 ноября 2016 в 23:13 +1
Характеристика литературного героя - один из самых сложных видов работы на уроках литературы. Выбор в качестве объекта исследования такого необычного героя, как Печкин, делает работу по анализу произведения интереснее, увлекательнее. Интересный материал урока! Спасибо!
Елена Александровна Рыженко # 26 декабря 2016 в 19:42 +1
Хочу сказать спасибо за оригинальный подход к выбору произведения и персонажа для анализа. Такая, на первый взгляд, не детская тема раскрыта доступно и интересно. урок открывает массу возможностей для использования межпредметных связей. Обязательно возьму на заметку в практике работы.
Людмила Анатолиевна Никитина # 6 января 2018 в 21:54 +1
Ваш урок, Марина Константиновна, является прекрасным образцом того, как красиво и методически грамотно можно решить сложную литературоведческую задачу:научить детей комплексной характеристике персонажа. Несмотря на кажущуюся несерьёзность образа, выводы ученики под Вашим руководством делают серьёзные. Дети хорошо ориентируются в тексте, аргументируют свои ответы, учатся делать выводы, пополняют свой словарный запас. Вы воспитываете настоящих читателей!