Конкурсы

Урок - игра для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида

Урок - игра для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Автор: Политова Валентина Евгеньевна, учитель русского языка и чтения и развития речи ГБС(К)ОУ СКОШ-и №8 VIII вида с. Кослан Удорского района Республики Коми

Описание материала:  Данный урок является обобщающим. Его можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках предметных недель и как урок внеклассного чтения. Он полезен учителям чтения и развития речи коррекционных школ VIII вида и учителям литературы общеобразовательных школ.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Задачи урока:

Обучающие:

Выявление глубины знаний учащихся по поэме.

Коррекционно-развивающие:

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие памяти, внимания, воображения учащихся.

Воспитывающие:

Совершенствование необходимости внимательного отношения к слову. Воспитание интереса к чтению.

Предварительное домашнее задание: сделать рисунки по сюжету поэмы.

Оборудование: выставка книг и рисунков детей, «колпак» с вопросами, карточки с заданиями, медали «Самый активный игрок», «Победитель игры».

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами проведем заключительный урок по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Вспомните, ведь Пушкину было всего 20 лет, когда он написал эту поэму. Поэма имела необыкновенный успех.  Мы с вами сейчас с таким же азартом  поиграем в игру «Счастливый случай». Класс делится на 2 команды (по желанию учащихся). Команды выбирают капитана. Игра состоит из 6 геймов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Гейм «Разминка»

1. Каков жанр произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (поэма)

2. Как сам автор определяет жанр своего произведения?  («… сказку эту поведаю теперь я свету»)

3.Назовите всех сказочных персонажей, которых собрал поэт во вступлении.  (кот ученый, леший, русалка, 30 витязей, царевна и бурый волк, Кащей, богатырь, баба Яга)

4. Какие исторические личности действуют в поэме? (Князь Владимир, «Ясно Солнышко» - отец Людмилы; певец времен князя Владимира - Баян)

Гейм «Кто есть кто?» для капитанов команд.

На вопросы отвечают только капитаны команд. По 1 баллу за каждый правильный ответ в пользу команды.

Задание: узнайте по чертам характера имя героя.

1. Храбрость, прямодушие, честность, верность в любви и слове. (Руслан)

2. Чувствительность, прелесть, скромность, немного ветреность. (Людмила)

3. Мудрость, доброта, спокойствие, способность на сильные чувства. (Финн)

4. «Воитель смелый», ревнивость, «мрачный обожатель». (Рогдай)

5. «Крикун надменный», трус, хвастливость, самоуверенность, обжора. (Фарлаф)

6. «Волшебник страшный», «немощный мучитель». (Черномор)

7. Былая красота, горделивость, равнодушие, злобность. (Наина)

8. Одержимость страстью к Людмиле (Ратмир)

Гейм «Проделки колдуна»

Команды по очереди тянут вопросы из «колпака». Дается 30 секунд на раздумья. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Кто и почему сидел не весел на свадебном пиру? (Соперники Руслан Рогдай, Ратмир, Фарлаф, влюблены в Людмилу)

2. В чем был «не побежден» Фарлаф? («в пирах никем не побежденный…»)

3. Что случилось после свадебного пира? (Людмилу похищает неведомая сила)

4. Что обещал князь Владимир тому, кто вернет дочь? (Людмилу в жены и полцарства)

5. Как разъезжались соперники, когда выехали на поиски Людмилы? (Кони их сами разошлись)

6. Как Руслан узнал о судьбе Людмилы? (от Финна, старца в пещере)

7. Почему Финн стал волшебником? (хотел добиться любви Наины)

8. Почему Финн отверг Наину, когда та влюбилась в него? (Наина постарела, а любовь старухи ему не нужна)

9. В чем тайна Черномора? (Волшебная сила в бороде)

10. Каким волшебством обладал колпак Черномора? (Это была шапка-невидимка)

11. Как Людмила обнаружила волшебство шапки? (примеряла перед зеркалом)

12. Кого из соперников вынужден убить Руслан? (Рогдая)

13. Кем раньше была Голова? (Великаном-богатырем, братом Черномора)

14. С какой просьбой обратился к Руслану Голова? (отомстить Черномору)

Гейм «Ох, уж это слово…»

Задание: объяснить значение устаревших слов, которые использовал автор в поэме.

1. Гридница (комната для пиров княжеских воинов)

2. Десница (правая рука)

3. Лукоморье (берег, изогнутый в форме лука; бухта)

4. Яхонты (красные рубины)

5. Карла (карлик)

6. Перси (грудь)

7. Арап (негр)

8. Риза (богатая одежда)

9. Лобзать (целовать)

10. Персты (пальцы)

Гейм «Дальше, дальше…»

На карточках эпизоды поэмы перепутаны. Команды расставляют карточки, восстанавливая сюжет по порядку. За каждый правильно восстановленный сюжет команды получают по баллу.

Пир по случаю свадьбы.

Похищение Людмилы.

В поиски Людмилы.

Руслан в пещере Финна.

Рогдай замышляет убийство Руслана.

Людмила во владениях Черномора.

Победа Руслана над Рогдаем.

Руслан побеждает Голову и находит «меч богатырский».

Поединок Руслана и Черномора.

Предательство Фарлафа.

Старец оживляет Руслана.

Победа Руслана над врагами Киева.

Руслан оживляет Людмилу.

Гейм «Гонка за лидером»

Проигрывающей команде дается последний шанс догнать лидера, ответив на вопросы. Если команда отвечает неправильно, то возможность ответить дается другой команде.

1. Каким образом Людмилу поймал Черномор? (притворился раненым Русланом, Людмила его обняла и шапка упала с ее головы)

2. Как Руслану удалось победить колдуна? (отрезал ему бороду)

3. Почему Фарлаф возвращает Людмилу домой отцу? (Фарлаф убил Руслана и забрал спящую Людмилу)

4. Кто и как оживил Руслана? (Финн мертвой и живой водой)

5. Что стало с Черномором? (Он стал шутом у князя)

6. Кто и как вернул к жизни Людмилу? (Руслан с помощью кольца, которое дал ему Финн)

7. С кем шло сражение под Киевом? (с печенегами)

8. Какие сказочные образы встречаются в поэме? (Змий крылатый, волшебная шапка-невидимка, колдуны, живая голова)

Подведение итогов.

Подсчитываются командные баллы, победители и активные игроки награждаются медальками.

Участник конкурса "Лучшая методическая разработка"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Ольга Александровна Рафейчик # 5 января 2014 в 00:10 +1
Хороший материал для массовой школы. На основе ваших упражнений легко составить проверочный тест.
Валентина Политова # 6 января 2014 в 22:18 +1
Спасибо за оценку моего труда, Ольга Александровна. Да, действительно, этот урок можно использовать учителям массовой школы, что я и указала в описании. У каждого учителя свой подход к материалу. Можно использовать его в других формах, как викторину или тест.  В коррекционной школе 8 вида дети изучают лишь отрывки из этого произведения, поэтому я использую данный материал в соответствии с уровнем их знаний.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 5 февраля 2014 в 13:16 +2
Валентина, добрый день! Спасибо за публикацию! Очень нужный и продуманный материал! Мне очень нравятся уроки по поэме "Руслан и Людмила", интересно и детям, и учителю. Ваш материал подтверждает это! Беру к себе в копилку!
Валентина Политова # 5 февраля 2014 в 21:34 +1
Спасибо, Светлана Евгеньевна, что заглянули и посмотрели мои наработки! Мне самой очень нравится Пушкин и его творчество, поэтому мы с детьми много о нем говорим, смотрим фильмы по его произведениям, обсуждаем.
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:40 +1
Спасибо. Хороший материал и для массовой школы. Согласна с Ольгой Александровной.
Вера Владимировна Визгалова # 31 марта 2015 в 22:43 +1
Здравствуйте, Валентина Евгеньевна! Интересная разработка. То, что урок обобщения и систематизации знаний обучающихся проводится в форме игры, должно дать большой положительный эффект. Ведь у детей, обучающихся по программе VIII вида обычно низкая познавательная активность, а уроки подобного вида способны творить чудеса. Зачастую даже самые пассивные обучающиеся на таких уроках становятся очень активными и самоутверждаются. Для себя лично возьму на заметку гейм «Гонка за лидером», такое ещё не использовала никогда. Спасибо за замечательную разработку! Успехов!
Светлана Викторовна Дармодехина # 21 февраля 2016 в 18:11 +1
Спасибо за замечательную разработку! Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся проводится в форме игры, должно дать большой положительный эффект. Ведь у детей, обучающихся по программе VIII вида обычно низкая познавательная активность, а уроки подобного вида способны творить чудеса. Зачастую даже самые пассивные обучающиеся на таких уроках становятся очень активными и самоутверждаются.