Цели:
- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, подготовить учащихся к контрольному диктанту;
- развивать орфографическую зоркость;
- интерес к русскому языку как учебному предмету.
Учитель. Итак, позади уроки, посвященные имени существительному. У вас была возможность расширить знания о существительном, мы узнали много интересного, стали грамотнее.
Каждое новое сведение, каждое правило - это своего рода остановка в большом городе, имя которому - Существительное.
А кто подскажет мне страну на планете Русский Язык, где можно отыскать этот город?
- Конечно, страна эта - Морфология!
Сегодня мы покидаем город Существительное, поэтому нам нужно попрощаться с нашими добрыми друзьями (надеюсь, что добрыми) - орфограммами, запомнить их «лица», чтобы потом узнавать их в любом городе, будь то г. Глагол, г. Прилагательное и др.
Поэтому на каждой улице г. Существительного мы сделаем остановку.
Остановка первая: «визитная карточка» имени существительного.
- Кто откроет карточку?
Учащиеся дают определение имени существительного, приводят примеры.
Остановка вторая: назвать пароль.
- Как обратиться к данным словам?
- Расставьте ударения, произнесите их правильно.
♦ Рейс, рЕйка, рельс, резЕрв, рейд, спортсмЕн, детАль, акадЕмия, агрЕссия, договоренность, намЕрение, добЫча, депО, кафЕ, бензопровОд, шимпанзЕ, тирЕ, релЕ, копИровать, агЕнт.
Слова заранее записаны на доске, задание можно выполнить устно - по цепочке.
Остановка третья: объяснить схему.
- Там, где должно быть расписание поезда, мы видим такую схему.
- Разгадайте, объясните эту схему, помогите словам, потерявшим буквы.
♦ Сколько врем..., звать по им..., до поры до врем..., с имен..., новые врем...на.
- Пока мы с вами разгадывали эту схему, это своеобразное расписание, к нам подошли ребята и попросили нас на память о туристической поездке по г. Существительному подписать им тетради: Мария Левченко, ее брат Александр Левченко, а также брат и сестра Милых Елена и Евгений.
- Подписали? Отлично!
Едем дальше. Ой, подождите, вот целая группа существительных заблудилась, что-то кричат нам вдогонку, просят помочь.
- В чем дело? Ах, они забыли свой род и племя. Поможем их горю:
с. м. м. м. ж. с. с. с.
♦ пальто, кофе, тюль, шампунь, мадам, кино, такси, ж...ри,
ж. с. ж. м. м.
кольраби, табло, авеню, ТЮЗ, вуз. (А слово «жюри» еще и очки потеряло! Где они? Помогите!)
- Ну что ж, теперь эти слова легко найдут своих родственников.
На пути к самой большой остановке, где НЕ постоянно ссорится с существительным, не знает, где ему лучше быть - рядом или подальше (как в пословице «Вместе тесно, а врозь скучно»), нам встретились такие странные прохожие: они переходили с одной стороны улицы на другую. Вот они! Найдите их в этом хаосе, поставьте на свое место (с. 76 по пособию Виноградовой - примеры существительных общего рода).
- Итак, помогли мы существительным общего рода. Едем дальше! Внимание: впереди самая неспокойная остановка. Вечно эта НЕ затевает скандалы. Попробуем примирить ее с существительными.
♦ (Не)видимка; (не)домогание; (не)лепость; (не)правда; (не)счастье, а горе; (не)друг, а враг.
Здесь же выполняется одно из упражнений учебника на слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
- Объясните, наконец, НЕ, что самое главное - это спокойствие, рассудительность.
Странно, какие-то баррикады на пути. Да это же старые знакомые! Суффиксы -чик, -щик, -ек, -ик. Они покинули свои привычные места, конечно же, заблудились. Просят помочь.
Учащиеся пишут под диктовку.
♦ Опытный сборщик, молодой арматурщик, смелый летчик, дорогой сыночек, красный мячик, вкусный кусочек, пожилой грузчик, зеленый карандашик, юный барабанщик, новый скворечник.
- Итак, какой рецепт вы дадите суффиксам: -чик, -щик, -ек,-ик? (Дети отвечают.)
- А вот и последняя остановка. На ней знаки:
Что они обозначают?
Передайте прощальный привет словам:
♦ Дружок, горошек, овражек, порожек, волчонок, собачонка, точечка, медвежонок.
Учащиеся пишут под диктовку, затем проверяют по цепочке.
- Ну, вот и закончилось наше путешествие. Но ведь с друзьями надолго не расстаются, поэтому завтра вы им напишете письмо (это будет контрольный диктант), в котором все расставите на свои места.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольному диктанту.
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!