Конкурсы

Урок русского языка, 5 класс. Имя существительное. Обобщение изученного

Конспект урока-обобщения по русскому языку в 5 классе «В гостях у имени существительного»

Цели:

- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, подготовить учащихся к контрольному диктанту;

- развивать орфографическую зоркость;

- интерес к русскому языку как учебному предмету.

Ход урока

Учитель. Итак, позади уроки, посвященные имени существительному. У вас была возможность расширить знания о существительном, мы узнали много интересного, стали грамотнее.

Каждое новое сведение, каждое правило - это своего рода остановка в большом городе, имя которому - Существительное.

А кто подскажет мне страну на планете Русский Язык, где можно отыскать этот город?

- Конечно, страна эта - Морфология!

Сегодня мы покидаем город Существительное, поэтому нам нужно попрощаться с нашими добрыми друзьями (надеюсь, что добрыми) - орфограммами, запомнить их «лица», чтобы потом узнавать их в любом городе, будь то г. Глагол, г. Прилагательное и др.

Поэтому на каждой улице г. Существительного мы сделаем остановку.

Остановка первая: «визитная карточка» имени существительного.

- Кто откроет карточку?

Учащиеся дают определение имени существительного, приводят примеры.

Остановка вторая: назвать пароль.

- Как обратиться к данным словам?

- Расставьте ударения, произнесите их правильно.

♦ Рейс, рЕйка, рельс, резЕрв, рейд, спортсмЕн, детАль, акадЕмия, агрЕссия, договоренность, намЕрение, добЫча, депО, кафЕ, бензопровОд, шимпанзЕ, тирЕ, релЕ, копИровать, агЕнт.

Слова заранее записаны на доске, задание можно выполнить устно - по цепочке.

Остановка третья: объяснить схему.

- Там, где должно быть расписание поезда, мы видим такую схему.

- Разгадайте, объясните эту схему, помогите словам, потерявшим буквы.

♦ Сколько врем..., звать по им..., до поры до врем..., с имен..., новые врем...на.

- Пока мы с вами разгадывали эту схему, это своеобразное расписание, к нам подошли ребята и попросили нас на память о туристической поездке по г. Существительному подписать им тетради: Мария Левченко, ее брат Александр Левченко, а также брат и сестра Милых Елена и Евгений.

- Подписали? Отлично!

Едем дальше. Ой, подождите, вот целая группа существительных заблудилась, что-то кричат нам вдогонку, просят помочь.

- В чем дело? Ах, они забыли свой род и племя. Поможем их горю:

с.   м.           м.          м.            ж.            с.          с.        с.

♦ пальто, кофе, тюль, шампунь, мадам, кино, такси, ж...ри,

ж.      с.         ж.           м.            м.

кольраби, табло, авеню, ТЮЗ, вуз. (А слово «жюри» еще и очки потеряло! Где они? Помогите!)

- Ну что ж, теперь эти слова легко найдут своих родственников.

На пути к самой большой остановке, где НЕ постоянно ссорится с существительным, не знает, где ему лучше быть - рядом или подальше (как в пословице «Вместе тесно, а врозь скучно»), нам встретились такие странные прохожие: они переходили с одной стороны улицы на другую. Вот они! Найдите их в этом хаосе, поставьте на свое место (с. 76 по пособию Виноградовой - примеры существительных общего рода).

- Итак, помогли мы существительным общего рода. Едем дальше! Внимание: впереди самая неспокойная остановка. Вечно эта НЕ затевает скандалы. Попробуем примирить ее с существительными.

♦ (Не)видимка; (не)домогание; (не)лепость; (не)правда; (не)счастье, а горе; (не)друг, а враг.

Здесь же выполняется одно из упражнений учебника на слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

- Объясните, наконец, НЕ, что самое главное - это спокойствие, рассудительность.

Странно, какие-то баррикады на пути. Да это же старые знакомые! Суффиксы -чик, -щик, -ек, -ик. Они покинули свои привычные места, конечно же, заблудились. Просят помочь.

Учащиеся пишут под диктовку.

♦ Опытный сборщик, молодой арматурщик, смелый летчик, дорогой сыночек, красный мячик, вкусный кусочек, пожилой грузчик, зеленый карандашик, юный барабанщик, новый скворечник.

- Итак, какой рецепт вы дадите суффиксам: -чик, -щик, -ек,-ик? (Дети отвечают.)   

- А вот и последняя остановка. На ней знаки:

Что они обозначают?

Передайте прощальный привет словам:

♦ Дружок, горошек, овражек, порожек, волчонок, собачонка, точечка, медвежонок.

Учащиеся пишут под диктовку, затем проверяют по цепочке.

- Ну, вот и закончилось наше путешествие. Но ведь с друзьями надолго не расстаются, поэтому завтра вы им напишете письмо (это будет контрольный диктант), в котором все расставите на свои места.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному диктанту.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!