Цели:
1. Способствовать закреплению изученного материала.
2. Проверить качество знаний.
3. Развить навыки работы в коллективе, бригаде.
4. Помочь становлению нравственной культуры.
Задачи:
1. Повторить тему «Служебные части речи».
2. Закрепить изученный материал.
3. Научить осознавать ответственность перед всеми членами коллектива, закрепить навыки работы в бригаде.
Метод и приемы:
• исследовательский;
• нетрадиционная форма опроса;
• задачи исследовательского характера.
Оборудование: поле служебных частей речи (слова-цветы); плакат, картинки с изображением камня, речки, моста; долина союзов, гора частиц и междометий.
Раздаточный материал: картинка «Предлоги перепутались», маршрутные листы с заданиями (по количеству бригад), «сигналы» с номерами бригад.
Учащиеся знакомы с подобным типом урока (урок «Город Наречие»), они распределены по бригадам.
I. Организационный момент (3-5 мин),
II. Слово учителя.
- У вас уже была возможность познакомиться с подобным типом урока. Только сегодня вас ожидает путешествие по равнине служебных частей речи и восхождение на гору частиц и междометий. Отправитесь в путь вы от этого придорожного камня. (Показывает план на доске.)
Все задания, как и в прошлый раз, записаны в ваших маршрутных листах. Правила заполнения вы уже знаете. Делаете задания и записываете в нужные строчки.
Лист-маршрут к уроку «Служебные части речи»
Дата _________ Класс ____________
Бригада № _______________
Ф. И. членов бригады: _____________
Что вас ждет в пути |
Кол-во баллов |
1. Поле служебных частей речи |
10 |
2. Мост |
5 |
3. Речка |
5 |
4. Долина союзов |
20 |
5. Гора частиц и междометий |
больше 30 баллов |
Кол-во набранных баллов |
Оценка |
60-70 и больше |
«5» |
50-59 |
«4» |
40-49 |
«3» |
меньше 40 |
«2» |
1. Поле. Заполните таблицу (слова для распределения в колонки подобраны учителем по своему усмотрению и даны на доске).
Предлоги |
Союзы |
Частицы |
Междометия |
|
|
|
|
2. Мост. Рассмотрите внимательно картинку «Служебные части речи». Перепишите данные предложения правильно, подставляя подходящие по смыслу предлоги.
1. Солнце спряталось в тучу. ______________
2. Заяц сидит на дереве. ________________
3. Книга лежит под столом. _______________
4. Рыбы плавают по воздуху. ________________
5. Рыбак плывет рядом с лодкой. ______________
6. Поезд мчится над рельсами. _____________
3. Речка. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
Галки
Нет ни одного села ни одной деревни где бы не было галок. Больших городов галки нелюбят, а ютяться преимущественно в деревне. В течении осени и зимы они живут за счет человека. Зато другую часть года, в продолжении весны и лета, галки усердно работают на нас. Они истребляют бесчисленное множество насекомых и гусениц. Галки преносят этим громаднейшую пользу человеку. Осенью из за недостатка насекомых галки нападают на хлебные поля и снопы.
! Последующие задания выполняйте на отдельном листе.
4. Долина союзов.
А) Перепишите пословицы, вставляя вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Над сочинительными поставьте букву «С», над подчинительными - «П» (10 баллов).
1) Снаружи поп, ____ внутри черт.
2) Лучше поберечься, _____ ожечься.
3) Иди туда, ____ тебя уважают.
4) Дерево затем и посадили, ____ есть плоды.
5) Медный кувшин, упав, не разбился, ____ звон был слышен далеко.
6) Не мил и свет, ____ друга нет.
7) Берегись бед, ___ их нет.
Б) Спишите, раскрывая скобки (10 баллов):
В моховой толще корням леса трудно дышать, (от)того и растет здесь покореженный сосняк, кривая береза. За(то) другие растения (не)боятся мха - всюду рдеет клюква, кругом душистый багульник. Вдоль болота шла тропинка. Но и по ней то(же) было идти опасно. Все вокруг казалось так (не)ожидан- но странно и в то(же) время так давно и так сладко знакомо. В это летнее утро трепетные осинки стояли (не)подвижно. В березовом заказнике так(же) было тихо. Летние каникулы я прожил в деревне так(же) приятно, как и в прошлом году.
5. Гора частиц и междометий.
Найдите в данных предложениях частицы. Заполните ими таблицу.
1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани.
2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется.
3. Кто думает, до чего-нибудь да додумается.
4. Нет, вижу - в пении ты вовсе не искусен.
5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака.
6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.
7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.
8. Где-то совсем недалеко звучит флейта иволги.
|
Вопросительные - |
Значения частиц |
Отрицательные - |
Усилительно-выделительные - |
|
Для образования разных глагольных форм - |
|
|
Придающие словам значение неопределенности - |
Первым вашим препятствием будет поле служебных частей речи, где растут вот такие необычные слова-цветы. Чтобы пройти это поле, вам необходимо заполнить таблицу, которая дана в маршрутах (показывает таблицу, объясняет правила заполнения). Но помните, в каждом поле можно найти сорняки. Сорняки есть и здесь: это слова, не относящиеся к служебным частям речи, поэтому их записывать в таблицу не нужно.
Второе препятствие - мост. Каждая бригада получает вот такую картинку (показывает). Ваша задача - переписать предложения, данные в маршрутных листах.
Третье препятствие - речка. Ее воды смешали в себе все: и правильное, и неправильное написание. Вам нужно найти в тексте «Галки» ошибки (орфографические и пунктуационные) и исправить их прямо в тексте: зачеркнуть ошибку, написать правильную букву, поставить недостающие знаки препинания.
После того как вы перейдете речку по мосту, перед вами откроется долина союзов. Эти задания вы выполняете на отдельных листках, которые в конце урока вложите в ваши маршрутные листы.
Завершающее задание, за которое вы можете получить больше 30 баллов, - это преодоление горы частиц и междометий.
Количество набранных баллов и соответствующие оценки вы найдете на первой странице маршрута. Обратите внимание, если в городе Наречие баллы можно было набрать за счет дополнительных заданий, то здесь их нет. Поэтому будьте предельно внимательны и аккуратны. И помните, что от каждого из вас будет зависеть оценка ваших товарищей по команде. Любые дружеские подсказки и совещания не внутри команды, а между бригадами - это снижение баллов. Вы можете потерять набранные баллы также из-за плохого поведения ваших партнёров по команде. Советоваться можно только внутри бригады, так как вы зарабатываете оценку себе и своим товарищам.
Если у вас в процессе работы возникают какие-либо вопросы к учителю, поверните «сигнал» стороной с красным кружочком. Если все понятно, и вы не нуждаетесь в помощи учителя, то «сигнал» должен быть повёрнут стороной с номером бригады. Есть ли у вас какие-либо вопросы? (Отвечает на вопросы, выдает раздаточный материал. В конце урока учащиеся сдают работы.)
- Ну что ж, наше путешествие закончилось. Вы все сегодня работали хорошо. Большое вам спасибо.
Если в процессе урока возникали какие-либо проблемы с дисциплиной, обратить на это внимание учащихся, при необходимости назвать конкретных учеников.
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Урок путешествие по русскому языку, 7 класс. Тема: Наречие
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Нет комментариев. Ваш будет первым!