Цели: развивать чувство прекрасного, связную устную и письменную речь; формировать умение анализировать произведения изобразительного искусства.
I. Актуализации имеющихся знаний.
- Вспомните отрывок из стихотворения А. Кушнера «Что я знаю».
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется... (пейзаж).
Читают стихотворение, дополняют слово.
- Что такое пейзаж? (Пейзаж (фр. paysage - местность, страна) - картины природы в художественном произведении.)
Рассказ о многообразии пейзажей.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень точно описать состояние природы. Вспомните картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». (Демонстрация репродукции картины.) Как поэтично изобразил он приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, суету прилетевших грачей. Смотришь на картину, и тебя охватывает предчувствие наступающей весны.
- Давайте посмотрим, как художники изображают разные времена года.
Демонстрация репродукций картин: И. Э. Грабарь. Мартовский снег; И. И Шишкин. Утро в сосновом лесу; И. И. Шишкин. Золотая осень; И. И. Шишкин. Зима.
- Мы посмотрели несколько репродукций, на которых были изображены 4 времени года. Как вы думаете, почему человек с древних времён любит изображать картины природы?
II. Изучение нового материала.
- Зима только кажется белой, но в ней столько оттенков, столько красок. Один из русских художников, кто сумел заметить это, - Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960 г.).
Подбор материалов к сочинению.
Рассмотрим картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Чтобы понять идею картины, что двигало художником, нужно обратиться к истории ее создания.
Он писал свою «Февральскую лазурь» зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающийся весны: «-Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.
Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастических красок: какие то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.
Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу».
Неудивительно, что художнику захотелось передать, хоть десятую долю этой красоты. На этот раз художник быстро вернулся за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины.
Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.
- Почему картина так названа? (Лазурь - это светло-синий цвет, природная светло-синяя краска.)
- Какой февральский день изобразил художник? (Солнечный, морозный, ясный.)
- А небо какое? (На переднем плане синее, на горизонте, нежно-голубое, лазоревое.)
- Опишите снег. Много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег искрится, оттенки самые разные: сиреневый, фиолетовый в тени, голубой, розоватый па солнце.)
- Береза. Что поразило художника в ней, почему захотелось ее написать? (Ствол, как мантия из горностая, листва на ветках серая, блекло-желтая.)
- Что можно сказать о других берёзах? (Как будто в воздухе парят гибкие стволы.)
А теперь составим словосочетания, которые могут пригодиться нам в работе над сочинением.
Работаем по рядам. К существительным нужно подобрать прилагательные, подходящие по смыслу.
I ряд - небо, II ряд - снег, III ряд - берёза.
Слова для справок: бирюзовый, лазоревый, лиловый, жемчужный, серебристый, белоснежный, голубоватый, розовый, небесный, лазурный, белоснежный, молочный, лилейный, алебастровый, коралловый, сапфировый.
Учащиеся составляют словосочетания: небо - бирюзовое, лазоревое, лиловое, лазурное, сапфировое; снег - серебристый, голубоватый, молочный, лилейный, алебастровый; береза - жемчужная, алебастровая, молочная.
- Составьте несколько предложений.
- Картина И. Э. Грабаря не оставила меня равнодушной, послушайте мои предложения.
Образец сочинения.
Морозный солнечный день. Синее огромное небо над головой. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Снег ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли прозрачные облака. Воздух свеж и чист.
Серебром блестят в синеве неба стволы берез и ярко слепят кристаллические снега на ветвях деревьев.
Невозможно оторвать взгляд от этой фантастической красоты земного леса.
III. Итог урока.
Дома нужно будет написать сочинение-описание по картине, я предлагаю вам на выбор две репродукции Исаака Левитана «Весна. Большая вода», «Март». Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал имени художника Исаака Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии. А потом на его полотнах возникли перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не стаял снег. Среди его картин преобладают те, которые передают состояние природы в переходные моменты: осенью, весной - поскольку эти времена года богаче оттенками и сменой настроения.
Картины Левитана обычно называют «пейзажами настроения». О впечатлениях, полученных вами от одного из пейзажей, вам и предстоит рассказать в своем сочинении.
А урок мне хочется завершить словами известного русского пейзажиста Алексея Саврасова: «...пейзаж: не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!