Урок сочинение по картине Левитана «Березовая роща», 7 класс с планом

Конспект урока русского языка для 7 класса. Сочинение по картине И. Левитана «Березовая роща»

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия.

И. А. Бунин

Цели:

Общая: подойти к целостному пониманию роли природы в жизни человека; рассмотреть мир природы как отражение внутреннего мира человека, его настроения.

Развивающая: способствовать развитию культуры речевого поведения, внимания к детали, образного мышления, обогащению словарного запаса.

Воспитывающая: воспитывать умение видеть прекрасное в обыденном, чувствовать красоту произведения искусства в словесном его выражении.

Задачи: через эмоциональное восприятие картины и ее анализ научиться создавать самостоятельное речевое высказывание, используя образно-выразительные и изобразительные средства языка, подсказанные картиной; соотносить тему картины с темой будущего речевого высказывания; формировать умение анализировать картину как произведение искусства, воспринимать произведение живописи целостно и выражать воспринимаемое средствами языка (адекватно содержанию картины) в единстве формы и содержания.

Общие понятия: тема, основная мысль, художественные средства, композиция, жанр, гармония, ассоциация, художественный образ, символ.

Оборудование: репродукция полотна И. Левитана «Березовая роща», аудиозапись звуков живой природы, веточка березы с листиками-заданиями.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня трудно представить, что во второй половине XVIII века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значимым, как историческая картина или портрет.

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тог или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Одним из непревзойденных мастеров такого пейзажа был Исаак Левитан. Тебе уже знакомо это имя; вместе с ним мы побывали на Волге, наслаждались красотами осени, а сегодня нам предстоит путешествие в березовую рощу. Итак, вы готовы отправиться в путь?

II. Работа но теме урока.

Включается аудиозапись со звуками летнего леса. Дети слышат щебетание птиц, легкий шум ветерка. На экран выводится изображение полотна И. Левитана «Березовая роща» (1885-1889).

- Давайте представим, что мы чудесным образом перенеслись на полотно Левитана. Посмотрите внимательно, что нас окружает? Что мы видим, слышим вокруг? Что чувствуем?

- Понравилась ли вам картина, в которой мы оказались? Чем именно она вас привлекла? (Да, вспоминается чудесное стихотворение Ф. И. Тютчева.)

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим зноем облита.

А в ней такою негой веет

От каждой ветки и куста!..

- Предлагаю наши наблюдения записать с помощью ассоциативного поля:

                 свежесть воздуха

ветерок     тень             радость             ликование

полянка              березки

                                            хоровод

Берёзовая роща

трава        россыпи цветов         стволы          листики

     лето                          солнце           листва

           тепло             день

                   лучи             блики

- Но ведь мы не просто созерцатели, мы еще сегодня выступаем и в роли исследователей-искусствоведов. Уметь видеть, чувствовать красоту - это прекрасно! Но как интересно, ребята, открыть, с помощью каких средств достигает художник такого потрясающего эффекта.

- Посмотрите, какая необычная березовая веточка у меня в руках, с чудесными листочками, на которых указаны задания для групп.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, затем представитель от каждой группы срывает для своей группы листочек с заданием.

Примерные ответы групп:

1) Сколько в этой картине света, воздуха! Какое ликование она несет! Все, что изображено на этом полотне, будто дышит и трепещет. Вот почему она не может не завораживать! А какая палитра! Какие цвета!

2) Композиция неслучайна: все продумано до мелочей. Справа, близко к краю холста, на первом плане написаны два дерева. Две березы в расцвете сил и красоты. Хотя полностью мы их не видим, их кроны выходят за рамки холста. За ними небольшая полянка, а за ней - веселая перекличка белоствольных юных красавиц. Они словно играют в догонялки. Таким образом художник показывает нам березки убегающими в глубь рощи от переднего правого плана по диагонали к левому заднему плану. Так передается живость, бодрость, радость жизни, веселье и задор.

3) Главное художественное средство, используемое художником, - ритм. Ритм солнечных бликов на траве, чередование темных и золотых пятен, неравномерное чередование изумрудного, ярко-зеленого и золотистого в трепещущей листве. А сами стволы березок, ведь в них тоже неравномерный ритм. Потрясающее использование светотени. Отсюда ощущение своеобразного танца березок: то в парах, а то поодиночке выступают белоствольные красавицы, соединяясь в дружном веселом танце, любуясь собой и своими белоствольными подружками. А какая игра цвета! Разве мы видим чисто белый цвет ствола хотя бы у одной березки? Нет! Сиреневым, голубоватым и зеленоватым цветом изображается затененная часть ствола, а освещенная солнцем - розовая и чуть желтоватая.

4) Сам образ березы глубоко символичеп: он по праву является символом России, олицетворением ее чистоты, красоты. В произведениях многих поэтов и писателей встречается этот милый нежный образ-символ, например, в стихах Лермонтова. Тютчева, Есенина, Блока. А сколько упоминаний о березе в русских песнях!

Например, «березонька-подруженька», «березовая Русь», «чета белеющих берез», «обнаженные груди берез», «молоко берез».

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...

Ф. И. Тютчев

 

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

С. Есенин

5) Мир на полотне Левитана подвижен и переменчив. Суметь увидеть, поймать этот миг мимолетности - чудесный дар. Он помогает человеку ощутить ту радость бытия, ту гармонию, ту любовь, которая царит в окружающей его природе. Увидеть, что в этом мире «на всем улыбка, жизнь во всем...» и как «цветущий мир природы избытком жизни упоен...» (Ф. И. Тютчев).

- Какими средствами мы выразим впечатление от увиденного на полотне? Предлагаю заполнить таблички рабочих материалов (раздаются каждому).

Наблюдаемое

Рабочий материал

Роща

Веселая, задорная, озорная, шаловливая, чуть застенчивая, прекрасная в своей красоте и неповторимости

Лучи

Солнечные, яркие, ослепительные, подвижные, играющие, жаркие

Березы: листва, стволы

Трепещущая, улыбающаяся, молодая, свежая, нежная, сочная, игривая, «золотистые косы», «воздушная зелень»; гибкие, тонкие, обласканные солнцем, наряженные в «холщовые сарафаны», «молоко берез», их чудесный хоровод

Полянка

Изумрудная, шелковистый покров, скромные россыпи цветочков, золотистые блики, манящая зелень

Воздух

Напоенный свежестью, благоуханием лесных трав и цветов, животворящим светом и теплом

Настроение

Чудесное, летнее, радостное, приподнятое, ликующее

- Давайте вместе составим план, по которому дома вы напишете свое речевое высказывание-сочинение.

ПЛАН

I. Чудесный летний день.

II. «Смотри, как роща зеленеет...».

1. Хоровод берез-подружек.

2. «Воздушная зелень младая».

3. На изумрудной полянке...

III. «На всем улыбка, жизнь во всем...»

III. Подведение итогов урока.

- Надеюсь, ребята, вам понравилось наше путешествие в летнюю «Березовую рощу» И. Левитана. Более того, вы себя смогли почувствовать и в роли искусствоведов, и в роли мастеров художественного слова. Но самое главное, мы поняли, что посредством такого прекрасного жанра, как пейзаж, мы учимся видеть и ценить красоту родной природы, гармонию, которой все подчинено в нашем мире. Учимся ценить каждый миг, дарованный жизнью.

Приложение

Словарь терминов

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Гармония - согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении.

Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделение в большинстве видов искусств. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр и т. д.).

Живопись - произведение, в котором изображение наносится на специально подготовленный холст масляными красками.

Композиция - построение художественного произведения.

Палитра - перечень красок, которыми пользуется художник.

Перспектива - происходит от латинского слова «ясно вижу» - система изображения на плоскости пространства и объемных тел, их удаления от наблюдателя.

Светотень - градация светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков.

Символ - художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Тон - в переводе с греческого «ударение, напряжение» -I простейший элемент светотени, свето-насыщенность отдельного видимого участка предмета.

Художественный образ - обобщение размышлений и оценки мира художником, который является выразителем мировоззрения определенного исторического времени.

Цвет - световые волны, зрительно окрашивающие материальный мир в определенные тона спектра. В изобразительном искусстве цвет несет важнейшую функцию эмоционального и смыслового воздействия произведения искусства. Локальный цвет в живописи - чистый, основной цвет, присущий данному предмету (например, трава - зеленая, небо - голубое). Смешение красок, взаимопроникаемость, цветовые контрасты и тончайшие нюансы предполагают изменчивую, подвижную цветовую систему художественного произведения. Цвет является важнейшим средством художественной выразительности в изобразительном искусстве.

Рекомендуем посмотреть:

Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!