Цели: познакомить с Правилами дорожного движения, сигналами светофора, дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационными, знаками сервиса, знаками приоритета), их значением; создать макет безопасного пути в школу.
Оборудование: картинка с изображением светофора, карточки с изображением дорожных знаков.
I. Вводная часть.
Учитель. Выполним математическое действие и узнаем тему занятия:
СОМ + У - ОМ + ЛИ - С + ЦА.
Какое слово получилось?
Дети. Улица.
Учитель. Прочитаем слово:
ОАГРДО (ДОРОГА)
Ребята, назовите тему занятия.
Ответы детей.
Учитель. Тема занятия - «Дорога из дома в школу». Поговорим о безопасности на улицах и дорогах.
Многие люди погибают на дорогах. Мы живем в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Одна секунда - это много или мало? Для пешехода одна секунда - пустяк, шаг шагнуть. А для водителей секунда - вещь весьма серьезная. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу, не понимая, что водитель не успеет вовремя остановить машину. Автомобиль движется даже тогда, когда нажаты тормоза.
II. Формулировка основных правил.
Учитель. Как называется человек, совершающий движение по улице?
Дети. Пешеход.
Учитель. Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов?
Дети. Тротуар.
Учитель. Где, в каком месте можно переходить проезжую часть дороги?
Дети. Проезжую часть дороги можно переходить только по пешеходному переходу.
Учитель. Все должны соблюдать это правило. А как же найти пешеходный переход?
Твердо знайте вы, ребята:
Где дорога полосата,
Там по ней идет народ,
Потому что - переход.
Учитель показывает карточку с изображением соответствующего знака (человек шагает по «зебре»).
Учитель. Как называют дорожную разметку, где белые полосы на асфальте?
Дети. «Зебра».
Учитель. «Зебра» обозначает место пешеходного перехода.
Учитель показывает карточку с изображением соответствующего знака (человечек идет по ступенькам вниз.)
Учитель. Как называют пешеходные переходы, где стоит этот знак?
Ответы детей.
Учитель показывает карточку с изображением соответствующего знака (человечек идет по ступенькам вверх.)
Учитель. Как называют пешеходные переходы, где стоит этот знак?
Ответы детей.
Учитель. Подземный и наземный переходы - самый безопасный путь для пешехода.
Как правильно перейти улицу?
Дети. Нужно посмотреть налево, дойдя до середины, нужно посмотреть направо.
Учитель. Это основное правило. Идти нужно быстро, но бежать нельзя. Ведь можно споткнуться и упасть прямо на проезжей части. Идти нужно спокойно.
Что вы будете делать, если не успеете перейти улицу?
Ответы детей.
Учитель.
Безопасный островок
Есть у перекрестка,
Ты его найдешь, дружок,
Круглый он, в полоску.
Учитель показывает сюжетные картинки.
Учитель. Рассмотрим картинки.
Какие Правила дорожного движения нарушили ребята?
Ответы детей.
Учитель. Что вы им посоветуете?
Ответы детей.
Учитель. Какое основное правило они должны помнить?
Ответы детей.
Учитель. Почему нужно сначала посмотреть налево, а потом направо?
Дети. В нашей стране - правостороннее движение.
Учитель. Знаете ли вы, откуда появилось правостороннее движение?
Ответы детей.
Учитель. Существуют страны, в которых действует левостороннее движение. Это Англия, Япония.
Учитель показывает на карте названные страны.
Учитель. Отгадайте загадку.
Что это? Он стоит на улицах, попеременно глаза закрывает - открывает, дорогой управляет. (Светофор.)
Учитель. Когда и где появился первый светофор?
Ответы детей.
Учитель. Появился первый светофор в 1868 г. в Лондоне.
Знаете ли вы, что означает слово «светофор»?
Ответы детей.
Учитель. Слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Значит, светофор - это носитель света (несущий свет).
Он несет свет трех цветов. Каких цветов?
Ответы детей.
Учитель. Что означают эти сигналы?
Ответы детей.
Учитель.
Красный свет вам скажет «Нет!»
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
(В. Кожевников. Светофор.)
Учитель. Знаете ли вы, что эти цвета светофора выбрали не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.
Красный цвет - тревожный. Увидев ярко-красную машину, люди останавливаются, расступаются. Что это за машины?
Дети. Аварийная машина, пожарная.
Учитель. Желтый цвет - предупредительный. Он словно говорит: «Будь внимательным!». Машины, которые работают прямо на дорогах, - желтого цвета. Что это за машины?
Дети. Краны, бульдозеры, катки.
Учитель. Какого цвета одежда рабочих, работающих на дорогах?
Дети. Одежда рабочих, работающих на дорогах, - желтого цвета.
Учитель. Водители издалека видят желтый цвет и сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И ты не спеши переходить дорогу. Подожди.
Зеленый цвет - спокойный, приятный, это цвет травы, листьев. Путь свободен для пешехода.
III. Игра «Зажги сигналы светофора».
Красный цвет: дети соблюдают полную тишину.
Желтый: дети хлопают в ладоши.
Зеленый: дети легко притопывают ногами, имитируя ходьбу.
IV. Игра «Перейди улицу».
Дети идут по «зебре» (используются белые полоски из картона), выполняя основное правило перехода.
Учитель. Нельзя переходить улицу на красный свет. Помните основное правило. Какое?
Ответы детей.
Учитель. Даже переходя улицу на зеленый свет, надо помнить это правило. Почему?
Ответы детей.
Учитель. Какие машины имеют право ехать на красный свет?
Ответы детей.
Учитель. Пожарная машина и «скорая помощь» - машины особого назначения. Они мчатся. Их помощь срочно нужна. Эти машины никогда не останавливаются перед светофором, у перекрестков: нельзя терять время. Все обязаны уступать им дорогу. Они подают звуковой и световой сигналы: воет сирена, а на крыше кабины мигает синий маячок. К специальным машинам относятся и милицейские машины, и машины ДПС.
Как вы поступите, если:
1. Вы переходите улицу на зеленый свет, вдруг услышали сигналы «скорой помощи»?
2. Вы дошли до середины дороги, и тут загорелся красный свет?
3. Увидите, что в ожидании зеленого сигнала светофора у края тротуара стоит малыш?
4. Увидите детей, играющих в мяч на проезжей части дороги?
5. Школа расположена рядом с проезжей частью дороги, закончились занятия, вы вышли из школы. Вам надо перейти на другую сторону дороги. Как будете переходить дорогу?
А. Бегом.
Б. Идете медленно, осматриваясь по сторонам.
С. Идете, не задерживаясь без необходимости.
V. Аналитическая работа.
Учитель. Отгадайте загадку.
Что это? Сами не видят, а дорогу указывают. (Дорожные знаки.)
Учитель. На какие группы можно разделить дорожные знаки?
1. Предупреждающие.
2. Запрещающие.
3. Предписывающие.
4. Информационные.
5. Знаки сервиса.
6. Знаки приоритета.
Учитель. Рассмотрите знаки и скажите, чем эти группы отличаются друг от друга.
Дети рассматривают знаки и анализируют, обобщают, приходят к выводу.
Предупреждающие знаки - треугольники с красной полоской по краю.
Запрещающие - круги с красной полосой по краю.
Предписывающие - голубые круги.
Информационные - голубые квадраты.
VI. Дидактические игры.
➣ Игра «Дорожные знаки».
• Сравните дорожные знаки.
• Найдите лишний дорожный знак.
➣ Игра «Подбери дорожные знаки»:
• Для пешехода.
• Для водителя.
• Для пешехода и водителя.
Какой знак вы бы еще поставили?
➣ Игра «Расставьте дорожные знаки».
• Определите, к какой из перечисленных выше групп относятся демонстрируемые дорожные знаки.
• Рассмотрите картинки и правильно расставьте по группам дорожные знаки.
VII. Тест.
1. Троллейбус надо обходить:
а) сзади;
б) спереди.
2. Автобус надо обходить:
а) сзади;
б) спереди.
3. Трамвай надо обходить:
а) сзади;
б) спереди.
4. Мальчик, переходя улицу, посмотрел сначала налево, дойдя до середины, посмотрел направо. В какой стране он живет?
а) Англия;
б) Россия.
5. Какие машины имеют право ехать на красный свет светофора?
а) Автобус;
б) пожарная машина;
в) грузовая.
Правильные ответы: 1а; 2а; 3б; 4б; 5б.
6. Продолжите предложение.
• Дорожные знаки в виде треугольника с красной полоской по краю - это:
а) запрещающие;
б) предупреждающие;
в) предписывающие.
• Дорожные знаки в виде круга с красной полоской по краю - это:
а) запрещающие;
б) предупреждающие.
• Дорожные знаки в виде голубого круга - это:
а) информационные;
б) предписывающие.
7. Машины на дороге - это хорошо или плохо?
VIII. Чтение стихотворения.
Дети читают стихотворение В. Семернина «Запрещается - разрешается».
1-й ребенок.
И проспекты и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом
Разрешается.
2-й ребенок.
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
Запрещается!
Уступить старушке место
Разрешается.
3-й ребенок.
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
Запрещается!
При зеленом даже детям
Разрешается.
Учитель. Как понимаете пословицу «Тише едешь - дальше будешь»?
IX. Самостоятельное задание.
1. Нарисовать дорожный знак.
2. Создать макет безопасного пути в школу (маршрутный лист).
X. Игра «Чья это улица, чей это дом?».
Дети составляют рассказы по маршрутным листам.
Конспект внеурочного занятия по ПДД в начальной школе
Классный час «Я по улице шагаю», 2 класс
Беседа по ПДД на тему «ГИБДД и ДПС», 2 класс
Классный час. Игровое занятие по ПДД «Элементы улиц и дорог», 2 класс
Елена Павловна Афанасьева # 16 ноября 2019 в 21:50 0 | ||
|