Цель: Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.
Из предыдущих занятий ребята уже имеют представление о светофоре, работе милиционера-регулировщика на перекрестке. Петя Светофоров предлагает детям вспомнить значение сигналов светофора, жестов регулировщика. Он подчеркивает, что твердое знание их обезопасит ребят от несчастных случаев на улице.
Итак, что такое светофор? Это специальный прибор, предназначенный для регулирования движения транспорта и пешеходов при помощи световых сигналов трех цветов; красного, зеленого и желтого. Красный сигнал запрещает движение транспорта и пешеходов, зеленый — разрешает, желтый — предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение транспортных средств и пешеходов.
Светофоры бывают односекционные, двухсекционные и трехсекционные. Первые подают только один сигнал — красный или желтый. Односекционные светофоры с красным сигналом устанавливаются в местах, где улица пересекается с трамвайными путями, с желтым сигналом (мигалки) — на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением транспорта. Они обязывают водителей, подъезжающих к перекрестку, быть предельно внимательными, а пешеходов уступать путь транспортным средствам.
Двухсекционные светофоры подают красный или зеленый сигнал и устанавливаются перед железнодорожными переездами в городах.
Самое широкое распространение получили трехсекционные светофоры. Во всех странах мира применяют вертикальные трехсекционные светофоры, в которых вверху расположен красный сигнал, посередине — желтый, внизу — зеленый.
На четырехстороннем перекрестке красный сигнал виден только с двух противоположных сторон, на двух других сторонах в это время горит зеленый свет. Желтый сигнал виден со всех четырех сторон одновременно. Трехсекционные светофоры могут быть оборудованы дополнительными секциями, с помощью которых регулируются повороты направо и налево.
Светофоры устанавливаются с правой стороны проезда у границы перекрестка или подвешиваются на тросах над центром перекрестка или проезда.
Для регулирования движения пешеходов применяются светофоры двухцветной сигнализации, имеющие вверху красный, внизу зеленый сигналы с нанесенными на них силуэтами пешехода. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть только при зеленом сигнале светофора.
Светофоры с дополнительными секциями устанавливаются на перекрестках или площадях со сложными условиями движения. Дополнительные секции со стрелками располагаются на уровне зеленого сигнала и могут включаться как с зеленым сигналом основного, светофора, так и с красным. Если светофор оборудован дополнительной секцией, то выезд на перекресток и дальнейшее движение в направлении, куда обращена стрелка, разрешается только при включенной стрелке независимо от сигнала основного светофора. В случае, когда стрелка обращена вправо, она регулирует лишь поворот направо. Водители, которым нужно ехать направо, могут сделать это только тогда, когда включена дополнительная стрелка, обращенная вправо. Водители же, которым нужно ехать прямо или повернуть налево, должны руководствоваться зеленым сигналом основного светофора.
Если стрелка «направо» включена одновременно с красным сигналом основного светофора, транспортные средства имеют право поворачивать направо, но при этом они должны уступить дорогу транспортным средствам, проезжающим с других направлений.
Светофор со стрелкой, обращенной влево, регулирует движение транспортных средств, которые должны двигаться влево. Движение же транспортных средств, которым нужно ехать прямо или поворачивать направо, осуществляется, как при обычном светофоре.
Когда стрелка «налево» включена одновременно с красным сигналом, транспортные средства могут делать левый поворот и разворот, но при этом водители должны следить, чтобы не помешать машинам, движущимся в других направлениях. Если же эта стрелка включена одновременно с зеленым сигналом основного светофора, то транспортные средства, которым необходимо ехать налево, имеют преимущественное перед другими право проезда.
Затем Петя Светофоров вместе с учащимися повторяет сигналы, подаваемые регулировщиком.
Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой
Быстро руку протянул
Ловко палочкой взмахнул
Вы видали,
Вы видали,
Все машины сразу встали
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда
Не волнуется народ
Через улицу идет
И стоит на мостовой
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Я. Пишиумов
На перекрестке нередко можно увидеть постового милиционера-регулировщика. Он управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя руками (часто держа в правой жезл) определенные жесты.
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянутые стороны или опущены — движение всем транспортным средствам и пешеходам запрещено. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора,
Если регулировщик поднял руку вверх, это равносильно желтому сигналу светофора.
Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены — автотранспорту разрешается движение прямо и поворот направо, трамваи движутся только прямо, пешеходам разрешается переходить проезжую часть (зеленый сигнал светофора.)
Регулировщик вытянул правую руку вперед — со стороны спины и правого бока движение всем транспортным средствам запрещено; со стороны груди транспортным средствам разрешается поворот направо, пешеходам запрещается переходить проезжую часть; со стороны левого бока автотранспорту разрешается движение во всех направлениях, трамваям — только поворот налево, пешеходам разрешается переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук, понятные всем участникам движения.
Далее Петя Светофоров объясняет, что перекресток, на котором движение регулируется светофором или регулировщиком, называется регулируемым перекрестком. Где вблизи от школы есть примеры таких перекрестков?
При переходе улицы надо строго следить за сигналами светофора или регулировщика. Пешеходы должны сочетать свои действия с сигналами светофора или жестами регулировщика. Зеленый сигнал светофора разрешает движение через перекресток (показать, какое положение регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора). Желтый сигнал светофора предупреждает водителей машин и пешеходов о предстоящей смене сигналов. Если желтый сигнал светофора или соответствующий ему жест регулировщика застанет пешехода при переходе улицы, то необходимо дойти до середины улицы или «островка безопасности» и ждать разрешающего сигнала.
Красный сигнал светофора запрещает переход.
При объяснении педагог включает сигналы светофора, а один из учащихся показывает положения и жесты регулировщика, соответствующие этому сигналу. Необходимо напомнить учащимся, что если они подходят к перекрестку, где движение регулируется светофором и регулировщиком, то они обязаны выполнять указания регулировщика.
Упражнения (в классе и на площадке)
В классе на столе-макете с использованием моделей транспортных средств и фигур регулировщика и пешеходов учащиеся упражняются в движении транспорта и пешеходов по сигналу регулировщика.
Во дворе школы (на площадке) на перекрестках движение регулируют юные инспекторы движения, а учащиеся, разделенные на группы, выполняют роль, транспорта и пешеходов. После нескольких упражнений учащиеся меняются ролями.
Упражнения (в зале или на размеченной площадке)
На одном из перекрестков установлен трехсекционный пешеходный светофор, управляемый учащимися. На следующем перекрестке движение регулирует юный инспектор движения или специально для этого подготовленный учащийся.
Школьники по группам поочередно выполняют роль транспорта и пешеходов.
На этом же уроке в рекреации (или в классе) для закрепления знаний о сигналах регулировщика можно провести следующее упражнение. Один из старшеклассников берет на себя роль регулировщика. Ребята выполняют роли машин и пешеходов.
В конце урока можно с театром кукол разыграть мини-спектакль на тему «Герои любимых сказок на улицах города».
В заключение учитель напоминает детям о необходимости выполнения правил дорожного движения, предлагает понаблюдать за теми ошибками, которые допускают люди — взрослые и дети — при переходе улиц. Рассказать о своих наблюдениях на следующих занятиях.
Игра «Новый жезл для регулировщика»
Полицейский жезл — верный помощник регулировщика. Он похож на волшебную палочку: его взмаху подвластны все машины на улице. Предлагаем учащимся задание усовершенствовать жезл, сделать его еще более «могущественным». Какими функциями мы можем его наделить? Может быть, жезл может совмещать в себе функции палочки регулировщика и фотоаппарата (компьютера), чтобы фиксировать (фотографировать) машины, нарушавшие правила дорожного движения? В жезл можно встроить фонарик, чтобы водители могли видеть регулировщика в темноте, или телефон, чтобы без промедления связываться с постом ГИБДД?
Задания и вопросы:
1. Как осуществляется регулирование дорожного движения?
2. Знаешь ли ты сигналы светофора?
3. Что ты можешь рассказать о сигналах светофора с дополнительными секциями?
4. Какими могут быть сигналы пешеходных светофоров и их значение?
5. Знаешь ли ты сигналы регулировщика?
6. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
7. Что надо делать, если желтый сигнал загорелся, когда ты дошел до середины улицы? Когда прошел середину улицы?
8. Кому дает команды пешеходный светофор?
9. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?
10. При каком сигнале светофора (регулировщика) можно переходить улицу?
11. Изготовь дома макет светофора из бумаги и картона.
Автор: Ковалько Валентина Ивановна
Конспект внеурочного занятия по ПДД в начальной школе
Классный час «Я по улице шагаю», 2 класс
Внеурочное занятие по безопасности в игровой форме. Начальная школа
Беседа по ПДД на тему «ГИБДД и ДПС», 2 класс
Классный час. Игровое занятие по ПДД «Элементы улиц и дорог», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!