Цели и задачи:
• знакомство с некоторыми основными понятиями Правил дорожного движения;
• закрепление знаний учащихся о сигналах светофора;
• воспитание безопасного поведения на дорогах;
• расширение словарного запаса.
Оборудование:
• фишки в виде светофоров по количеству участников;
• флажки зелёного, жёлтого, красного цветов;
• рисунки дорожных знаков;
• табло для игры из девяти пронумерованных ячеек;
• медали победителям игры.
Учитель: Что такое улица?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: А что такое дорога? Чем улица и дорога отличаются друг от друга? Или это одно и то же?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Улица обычно представляет собой два ряда зданий и пространство для передвижения между ними. Улица бывает только в населённых пунктах — городах, посёлках, сёлах, деревнях. Улицы бывают разные, например, широкий проспект или узкий переулок. По одним улицам передвигаются и машины, и люди, а по некоторым можно передвигаться только людям.
В Правилах дорожного движения нет понятия «улица». В них говорится о дороге. Дорога — это место, которое приспособлено и используется для передвижения транспортных средств. Дорога включает в себя проезжую часть, по которой движутся автомобили, трамвайные пути, тротуары, по которым движутся люди, и обочины.
А кого называют водителем и кого — пешеходом?
Учащиеся: Водитель управляет транспортным средством, а пешеход находится на дороге вне транспортного средства — передвигается по улице пешком или на роликах, самокате. Тот, кто ожидает на остановке автобус, тоже считается пешеходом.
Учитель: А сейчас я предлагаю провести викторину. Ответьте на вопросы.
Герой сказки «По щучьему велению» Емеля был водителем или пешеходом?
Каким транспортным средством пользовалась Золушка?
Назовите двух- или трёхколёсное транспортное средство, водителями которого вы можете стать.
Назовите одним словом людей, которых везут в такси, трамвае, троллейбусе, автобусе, машине.
Какая часть дороги предназначена для пешеходов?
Кто должен соблюдать Правила дорожного движения?
♦ Учащиеся отвечают на вопросы викторины.
Учащийся 1:
С виду он грозный и серьёзный,
Очень важный светофор.
С перекрёстка, с перекрёстка
На меня глядит в упор.
Учащийся 2:
Нужно слушаться без спора
Указанья светофора,
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья!
Учащийся 3:
Я растерялся, я пропал...
Не знал сигналов светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом троллейбусы, трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Учащийся 4:
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Учащийся 5:
Старики идут и дети,
Не бегут и не спешат,
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат!
Учитель: Послушайте интересные сведения о светофоре. Светофор старше автомобиля приблизительно на 18 лет. Первый светофор появился в Лондоне более 150 лет назад, он был газовый, и в нём зажигались только два цвета: красный и зелёный. В России первый светофор появился в 1929 году.
Учащийся 6:
Если видишь красный свет —
Стоп, ни с места: хода нет!
Если жёлтый свет заметишь —
Будь внимателен и жди.
Только при зелёном свете
Улицу переходи.
Учитель: Такие цвета выбрали не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.
Какого цвета аварийная машина, пожарная?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Красный — цвет тревожный. Он напоминает нам об опасности. Увидев ярко-красную пожарную машину, все останавливаются, дают ей дорогу. Так и с красным сигналом светофора. Увидел его — остановись. Не переходи дорогу!
А что означает жёлтый цвет?
Учащиеся: Он яркий, заметный, это цвет предупреждения: будь внимателен!
Учитель: Водители, когда видят жёлтый сигнал светофора, сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И вы будьте осторожны, увидев жёлтый сигнал светофора.
Зелёный цвет — спокойный, приятный, это цвет листвы, травы — спокойно переходи дорогу.
Почему внезапное появление пешехода на дороге может быть опасным?
Учащиеся: Автомобиль не может сразу остановиться.
Учитель: Предлагаю поиграть в игру «Да или нет». Я прочту стихотворение, а вы ответьте на поставленные в нём вопросы словами «да» или «нет».
Быстрая в городе езда? (Да.)
Правила знаешь движения? (Да.)
Вот в светофоре горит красный свет,
Можно идти через улицу? (Нет.)
Ну а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу? (Да.)
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается? (Нет.)
Старушка, преклонные очень года.
Ты место в трамвае уступишь ей? (Да.)
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему? (Нет.)
У меня на столе в перевёрнутом виде разложены 15 фишек в виде светофоров, на которых раскрашен только один цвет: зелёный, жёлтый или красный. Выбранная вами фишка определит, в какой команде вы будете сегодня играть: «Зелёной», «Жёлтой» или «Красной».
♦ Участники игры подходят и берут по одной фишке.
Учитель: В центре каждого игрового стола расположен флажок зелёного, жёлтого или красного цвета. Уважаемые участники, займите, пожалуйста, свои места за игровыми столами в соответствии с выбранным цветом. Выберите капитана своей команды.
♦ Участники игры выбирают капитанов.
Учитель: Начинаем игру «Я по улице шагаю». На доске помещено табло, состоящее из девяти пронумерованных квадратов. Под каждым квадратом скрывается вопрос. Капитан каждой команды в порядке очерёдности называет любой номер квадрата, я зачитаю вопрос, соответствующий выбранному номеру, и несколько вариантов ответа. После обсуждения ответа в своих командах капитан поднимает флажок и команда выбирает вариант ответа. В случае неверного ответа право голоса переходит к командам соперников. За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.
Вопросы:
1. Какие транспортные средства могут ехать на красный сигнал светофора?
а) автобусы и троллейбусы
б) такси
в) пожарная, машина дорожно-патрульной службы, скорая помощь
г) поливальные и снегоуборочные машины
Верный ответ, в).
2. Кто из сказочных героев правильно перешёл бы улицу?
а) Мальвина
б) Буратино
в) Незнайка
г) Винни-Пух
Верный ответ, а).
3. На какой дороге машина лучше тормозит?
а) на мокрой
б) на обледенелой
в) на неровной
г) на сухой
Верный ответ, г).
4. Где нельзя двигаться пешехода.»?
а) по обочине
б) по проезжей части
в) по тротуару
г) по пешеходной дорожке
Верный ответ, б).
5. Для чего регулировщику нужен жезл?
а) приветствовать знакомых
б) отгонять мух
в) для красоты
г) регулировать движение
Верный ответ, г).
6. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?
а) с 14 лет
б) когда выйдешь на пенсию
в) с самого рождения
г) когда получишь права
Верный ответ, а).
7. Дорогу можно переходить только на...
а) красный сигнал светофора
б) мигающий сигнал светофора
в) зелёный сигнал светофора
г) жёлтый сигнал светофора
Верный ответ, в).
8. Что нужно сделать, когда загорелся зелёный сигнал светофора?
а) убедиться, что все машины остановились, чтобы пропустить пешеходов, и перейти дорогу
б) пропустить вперёд всех старушек и даму с собачкой
в) быстро перебежать дорогу
г) остаться стоять на месте
Верный ответ, а).
9. Какого пешеходного перехода не существует?
а) подземного
б) наземного
в) надземного
г) подвесного
Верный ответ, г).
♦ Учитель объявляет итоги игры. Проходит награждение победителей игры медалями.
Авторы: О.Н. Крылова, М.Ю. Дорофеева, г. Салехард
Занятие по ПДД «Регулирование дорожного движения», 2 класс
Беседа по ПДД на тему «ГИБДД и ДПС», 2 класс
Классный час. Игровое занятие по ПДД «Элементы улиц и дорог», 2 класс
Конспект внеурочного занятия по ПДД в начальной школе
Внеурочное занятие по безопасности в игровой форме. Начальная школа
Нет комментариев. Ваш будет первым!