Внеклассное мероприятие для старшеклассников, для студентов колледжа

Ведущий. Согласен с тобой и с поэтом в том смысле, что в этом мире «все начинается с любви». Уважая твое мнение и великие творения Гомера, хочу, однако, заметить, что вы нарисовали уж очень мрачную картину, хотя многое из сказанного имеет место в нашей жизни. Но ведь далеко не каждый так относится к своим близким. Ты хотел бы что-то сказать о себе?

Ученики:

- Я сострадаю и люблю,

Хотя порою не приемлю, ненавижу.

Но, осознав всю бренность бытия,

Я, люди, становлюсь добрее, ближе.

Добрее к людям, чувствам и словам,

И к красоте природы стал я ближе.

И хоть порою не любить что-то могу,

Но час придет, я все забуду, помогу.

- Я тоже согласен с тем, что чисто человеческие чувства все больше уходят на второй план в нашем мире. Человек с эпитетом «умный» становится более уважаемым, чем просто человек душевный. Но всегда ли просто умные люди достигают гармонии с самим собой и с миром в целом? Вспомните, еще Грибоедов поднимал проблему горя от ума. Человек, признавая только разум окончательным авторитетом в решении всех проблем, теряет частицу себя. А как же можно решить проблемы по-человечески, если ум в настоящее время у многих, что называется, «с сердцем не в ладу»? Вот и оказывается, что поступать разумно - это не значит, что всегда поступать по-человечески.

- И все-таки «разумно» - это хорошо. Другое дело, что понятия «разумное» и «человеческое» стали отождествлять. Потому что так удобнее для рациональной действительности нашего времени - видеть человека логичным, полезнее иметь людей здравомыслящих. Полезнее? Но для кого? Для общества? Потому что грамотный, здравомыслящий человек - хороший исполнитель, который не позволяет себе особых сантиментов? Потому что такой человек - это скорее человек действия, чем «каких-то загадочных душевных проявлений»? Но ведь общество - это мы, люди, все вместе и каждый по отдельности. Следует задуматься, надо ли это нам.

Все четко, объяснимо, предсказуемо.

Но, разве жизнью это все не наказуемо?

Живем все больше без эмоций, по уму.

В том ли гармония, скажите? Не пойму.

Душа и сердце право голоса теряют.

Куда гармонию, ответь мне, вытесняют?

Если поймешь, на что свой тратишь век,

Будешь в гармонии ты с миром, человек!

- Не для того ли гармония придумана в природе, чтобы именно человек в ней, природе, развивался гармонично, не разрушался сам и не разрушал природу. Я бы сказала, что гармонии человека с природой, а значит и с миром, становится все меньше. Разрушая природу, человек разрушает и себя, и свой мир. Великое слово - прогресс! Но вот где именно было бы уместно говорить еще и о разуме. Так ли разумно поступает человек, то разрушая что-то в природе, то создавая? Не рушит ли он таким образом себя? Хочу привести слова Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Ведущая. Но и без прогресса, согласитесь, мы могли бы так и остаться на уровне камня и палки. Думаю, что сама жизнь и все ее проявления, стремление человека просто выжить в этом мире, а потом уже и стремление обеспечить себе определенный уровень комфорта, движут всеми процессами развития на Земле. От этого человеку не уйти. Значит, надо искать другие пути гармонии с миром вообще и с природой в частности.

Ученики:

- Думаю, что гармонии с природой можно все-таки достичь. Но для этого необходимо помнить о «долге перед потомками». Ведь, уничтожая природу, мы можем подорвать возможность существования будущих поколений. А отдельные люди должны просто отвечать за использование достижений научно-технического прогресса. Экологическая культура и моральные принципы должны находиться у людей в необходимом для природы соответствии. Еще надо просто любить природу. Это и будет откликом вашей души на красоту природы и на гармонию природы в целом.

- Чтобы быть в гармонии с природой и с миром в целом, необходимо соблюдать еще один принцип. Он называется принципом благоговения перед жизнью. У А. Швейцера есть такая формулировка: «Я - жизнь, которая хочет жить... среди жизни, которая хочет жить». Значит, человеку следует, согласно этой формуле, «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь. Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени - значит делать добро; мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь - значит делать зло». Вот оно, замечательное правило гармонии человека с миром.

- Уверен, что никак нельзя находиться в гармонии с миром, не приведя в должное соответствие и согласие интересы личные и общественные. Мы знаем, во что может вылиться дисгармония в этом вопросе - от банальной кражи до великих войн! Разрешить противоречия между интересами личными и общественными - над разрешением такой задачи билось не одно поколение умов. Ведь природа человека во многих своих проявлениях эгоистична. Для прекращения междоусобиц, которые зачастую вызваны именно несогласием во взглядах на общественное и личное, для обеспечения мира государству необходима поддержка граждан, которая бы дала возможность все это достойно обеспечить. Передав государству часть своих полномочий, граждане берут на себя определенные обязательства, например соблюдать законы. Но государство, в свою очередь, обеспечив мир, дает возможность гражданам осуществлять свои личные интересы. Поэтому нам для полной гармонии с миром необходимо рассматривать свое собственное существование как часть существования государства.

- Осуществление своих личных интересов, и, в частности, профессиональных, тоже способствует гармонии нашей жизни. В данном случае человек реализует себя прежде всего как личность. Сбылись его мечты и надежды. Он занят любимым делом. Он счастлив. И государство находится с ним в согласии в том плане, что, выполняя любимую работу, человек делает свое дело с большей отдачей, а значит, приносит большую пользу государству.

Ведущий. Мы все больше приходим к мысли, что человек в гармонии с миром находит свое счастье.

Ученик. Получается, что гармония - это полное согласие и мир во всем. А не скучно ли все это для жизни? Ну вот наступит, допустим, полная гармония человека с миром. Что же тогда будет? Тишь и благодать?

Ведущий. На полную гармонию в нашей жизни, как мне кажется, рассчитывать не приходится. Возьмем хотя бы область семейных отношений или личной жизни. Что вы об этом думаете?

Ученица. На вопросах личных и семейных взаимоотношений построена большая часть литературных произведений и кинофильмов. Я уверена, что это вопросы вечные и неразрешимые. В их решении немногие добиваются гармонии. Уйдут эти проблемы, что мы будем читать и смотреть? А если нет гармонии в личной жизни, то и мир кажется другим - не таким светлым, жизнерадостным и отзывчивым. Без гармонии в личной жизни нет гармонии с миром.

Ведущий. Да, но согласись, что здесь многое зависит от воспитанности человека и от его нравственности.

Ученик. Думаю, что человеческая жизнь - это постоянное стремление к достижению гармонии во всех ее проявлениях. Потому что человек в течение всей своей жизни постоянно что-то преодолевает, усовершенствует и т. д. Различного рода кризисы постоянно идут с ним рядом. Начинается все в раннем детстве, когда малыш испытывает дисгармонию в отношениях с родителями и другими взрослыми. Это знаменитое детское «я сам». Дисгармонию подросткового возраста мы испытали, и, возможно, некоторые из нас до сих пор испытывают на себе. Молодые люди обычно полны всяческих сомнений и противоречий. О какой гармонии чувств и мыслей тут можно говорить? Хочется измениться, совершенствоваться, доказать что-то себе и всему свету. Кризис возраста, неудовлетворенность собой и окружающими. А рядом может быть столько непонимания! Правда, опыт, этот друг жизни, постепенно расставляет все по местам. Но на смену одним кризисам приходят другие. Разлад в личных отношениях или в достижении успеха в карьере и т. д. Вот и получается, что вся наша жизнь - это стремление к совершенству, к идеалу, к гармонии во всем. Считаю, что полной гармонии с миром достичь невозможно, потому что всегда останется в жизни что-то, что не улажено, не соответствует, не приведено в порядок, не доведено до совершенства.

Ведущий. Действительно, в процессе жизнедеятельности у каждого из нас возникает множество вопросов и несоответствий, кризисов и ошибок. Это и есть наша жизнь. И не всегда и во всем мы достигаем гармонии при разрешении всевозможных проблем и вопросов. На некоторые из них нам пока не смогут ответить даже самые умные ученые и философы, писатели и педагоги. Если нельзя ответить, то можно научиться искусству слышать ответы хотя бы на некоторые вопросы от самой жизни. Растущий человек, формирующаяся личность приобретает свой собственный духовный опыт достижения гармонии с самим собой и с миром в целом. Впитывая все гуманистические ценности, нажитые человечеством за тысячи лет, он совершенствует свое нравственное самосознание. А это дает возможность уже личности подняться на должную высоту гражданственности, пробудить свою совесть и чувство сострадания. Все движения души человеческой становятся созвучны нуждам и чаяниям других людей, обществу. Человек начинает осознавать не только необходимость гармонизации нашего общества, но и ясно осознает свою роль в этом процессе. Именно так мы и приближаемся к гармонии с миром.

Ученик.

Мир начинается не где-то,

Мир начинается с меня,

С моей улыбки и с рассвета,

С гармонии тепла и света,

С первых лучей земного дня.

И все, согласьем наполняясь,

Все тянется из века в век

К тому, что гордо называем,

К тому, что гордо воспеваем,

К тому, что есть я - Человек!

Ученики (делают выводы):

- Гармония с миром - это гармония с самим собой, природой и своей деятельностью.

- Чтобы конструкция жизни не распалась, каждому человеку необходимо стремиться достичь максимального уровня гармонии с миром.

- Человек не может добиться абсолютной гармонии с миром, но должен стремиться добиться в этом вопросе как можно большего успеха.

- Достичь гармонии в жизненно важных вопросах - значит получить возможность испытать счастье.

- Гармония с миром - главный ориентир в жизни человека.

- Гармония мира начинается с каждого из нас.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Экономический КВН

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Город родной

Страницы: 1 2
Я # 17 февраля 2013 в 19:48 +1
Спасибо огромное!Замечательный сайт и материалы!