Конкурсы

Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка руки к письму» Конспект

Конспект родительского собрания для родителей старших дошкольников «Готовим кисть будущего первоклассника к письму»

Цель: ознакомление родителей с практическими приемами подготовки кисти ребенка к письму.

Вступительное слово:

Уважаемые родители!

Мы с вами знаем, как сложно научить ребенка писать. К моменту обучения ребенка к школе кисть и пальцы его еще недостаточно развиты и рука устает от напряжения. Писать палочки и крючки просто надоедает. У него пропадает интерес. Поэтому главной задачей мы считаем заинтересовать ребенка и помочь ему.

На этом собрании мы рассмотрим с вами упражнения для развития и закрепления навыков письма у ребенка.

Задания подобраны так, чтобы ребенок постепенно привыкал держать карандаш, ручку, учился проводить различные линии, обводить контуры фигуры, штриховать, рисовать, пробовать писать и т. п.

Приобретите цветные карандаши, цветные ручки, краски. Они необходимы для успешного прохождения вашим ребенком этапа обучения письму.

Задумайтесь, ваш ребенок скоро пойдет в школу. Он начинает очень важное и сложное дело — учиться красивому письму. А чтобы у вашего ребенка были успехи, следите за выполнением следующих правил:

а) ваш ребенок должен сидеть ровно;

б) расстояние между тетрадью и глазами должно быть 30-35 см;

в) ноги держать на полу или подставке;

г) тетрадь лежит с наклоном, чтобы нижний левый угол ее был напротив середины груди, а верхний правый — немного отклонен от середины груди;

д) ручку или карандаш держать тремя пальцами руки (большим, средним и указательным).

Терпения вам, а вашим детям успехов!

Рассмотрим подробнее каждый из этапов формирования навыка письма.

1. Подготовка детей к письму

Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма.

Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам.

Формирование этих функций завершается к 10-13 годам. При этом возраст 6-7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки.

Характерной особенностью письма на данном этапе является выписывание каждого элемента по отдельности, и поэтому ребенок не может писать безотрывно. Он обязательно остановится на середине буквы и подумает, что же писать дальше. Ему нужна статическая пауза для снятия напряжения с мышц руки.

Нельзя ребенка торопить. Фразы «Пиши быстрее» портят почерк ребенка.

Первый этап формирования навыка письма продолжается довольно долго, практически год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройством моторики, у детей с задержкой психического развития и отклонениями в состоянии здоровья.

Опыт работы учителей начальной школы свидетельствует о том, что подготовительная (коррекционная) работа при подготовке к школе и на начальном этапе обучения дает хорошие результаты, коррекция во втором и третьем классе очень трудна.

Письмо называют «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе.

Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению.

Работа по подготовке детей к письму должна начаться задолго до поступления в школу. Необходимо развивать ручную умелость, пространственную ориентацию на листе бумаги, графические умения. Ручная умелость развивается в процессе выполнения поделок с помощью инструментов (аппликация, проволочные фигурки, мозаика и т. д.).

Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева направо, сверху вниз, вперед—назад), формируются путем выполнения упражнений, которые описываются в книге.

Развитие графических умений формируется через штриховку, рисование, графические упражнения.

2. Рисование и письмо

Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усвояемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей», подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр. Впоследствии в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.

В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать.

Нужно обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 см выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги. Только тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма.

Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу.

Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее.

Воспитатель или учитель предлагает печатный вариант практических рекомендаций для родителей.

Практические рекомендации для родителей

Пальчиковая гимнастика

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти рекомендуются следующие виды деятельности:

— наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

— наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;

— цветные клубочки ниток для перематывания;

— деревянные игрушки (собрать пирамиду, матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т. д.);

— мозаика по возрастающей сложности;

— нанизывание бус, бисера, пуговиц;

— пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

— наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

— наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);

— дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;

— пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

— вязание, шитье, вышивание;

— лепка из глины или пластилина.

Игра «Театр пальчиков» с 1,5 года

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными — 5 мин в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Потешки

Потешка «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Взрослый обращается к большому пальцу, после соединяет кончики большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца.

Потешка «Сорока»

Сорока-белобока

На порог скакала,

Гостей созывала,

Кашу варила,

Деток кормила:

Тому дала, этому дала,

Тому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты дров не рубил,

Воды не носил,

Каши не варил,

Сиди голодный.

Взрослый загибает пальчики ребенка, начиная с большого пальца.

Игра-потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот мальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Игра-потешка «Этот пальчик»

Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Потешка «Апельсин»

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

3. Пространственная ориентация. Чувство ритма. Графические диктанты

Графические диктанты тренируют умение понимать учебную задачу, выполнять действие по команде, развивают внимание детей.

Суть игры простая. Вы предлагаете малышу тетрадный лист в клетку с выполненным на нем графическим рисунком. Затем убираете его. Просите ребенка, следуя вашим командам, повторить изображение.

Виды диктантов:

1) Описание: поставь точку на начале места — проведи линию на 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо и т. д. — продолжите узор самостоятельно.

2) Ставим точку на начале листа в клетку, проводим по границе клеток линию вправо на 1 клетку, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз и т. д. Продолжить узор до конца строки.

3) Ставим точку на начале клеток в листе, ведем линию, которая делит клетку пополам от нижнего левого угла к верхнему правому углу клетки, 1 клетка вправо, наклонная линия от верхнего правого угла до нижнего левого, 1 клетка вправо и т. д. до конца строки.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в подготовительной группе: Готовность ребенка к школе

Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год

Родительское собрание в подготовительной группе. Права ребенка

Родительское собрание КВН в подготовительной группе

Первое родительское собрание в подготовительной группе в сентябре

Нет комментариев. Ваш будет первым!