Цели: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
Участники: воспитатели, родители музыкальный руководитель, логопед.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Практикум.
3. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни» (приложение 1).
4. Прослушивание аудиозаписи высказываний детей. Обсуждение.
5. Развлекательно-игровая часть.
6. Заключительная часть.
Подготовительный этап
1. Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборки упражнений по логоритмике, иллюстративный материал для обогащения словаря, карточки для составления рассказов по серии картин и т. п.).
2. Оформление карточек с факторами успешного речевого развития ребенка.
3. Аудиозапись высказываний детей.
4. Диагностика речевого развития детей.
II. Вступительная часть
Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для объявления темы собрания, разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
III. Практикум
1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка
Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Речь взрослых — образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Разбор проблемных ситуаций
Ситуация 1
Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости оттого, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.
Вопрос
— Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.
• Что нарисовано на картине? (Перечислят изображенные предметы.)
• Что делают дети на картине? (Опишут картину.)
• Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину.)
Ситуация 2
Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Недослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.
Вопрос
— В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? (Примерный ответ. Вопросы «кто? что? какой?» характерны для детей 3—4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то новое.)
Ситуация 3
Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.
Вопрос
— Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? (Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.)
Ситуация 4
Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по- взрослому рассуждает!
Вопрос
— Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом.)
Ситуация 5
В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша: «рыба» - «лыба», Саша: «шишка» - «сиска», Петя: «садись» - «дись», Вова: «сахар» - «хасир».
Вопрос
— Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника? (Примерный ответ. У Гриши и Саши — замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые; у Пети — пропуск первого слога; у Вовы — перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи скорее всего объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.
Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.)
IV. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни» (приложение 1)
Воспитатель знакомит родителей с содержанием раздела той образовательной программы, по которой в детском саду осуществляется педагогический процесс. Данный материал может быть представлен в виде памятки или рекомендаций.
Воспитатель. Предлагаем вам несколько советов.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы Дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Обратите внимание: ребенок 4—5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее — обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
V. Прослушивание аудиозаписи высказываний детей.
Обсуждение
Вопрос для обсуждения. Какие ощущения возникали у вас, когда вы узнавали голоса своих детей, слышали их речь?
Воспитатель. В процессе обучения детей правильному произношению, обогащения словаря, выработки грамотной и связной речи участвуют не только воспитатели группы, но и узкие специалисты детского сада - логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Процесс закрепления речевых навыков происходит на специальных занятиях по развитию речи, а также во время праздников, развлечений, в течение дня во всех режимных моментах.
Предлагаем вашему вниманию развлечение.
VI. Развлекательно-игровая часть
Вариант 1. Открытый показ музыкально-речевого развлечения «Снеговичок».
Вариант 2. Совместные игры для детей и родителей. Проводят логопед и воспитатель. В программу включаются различные речевые игры, упражнения и задания в соответствии с возрастом детей. В ходе проведения игр педагог подчеркивает их пользу для семейного общения и развития речи ребенка.
VII. Заключительная часть
1. Игры
Взрослым и детям предлагается образовать круг и закончить встречу общим танцем или игрой. Дети и родители уходят в группу. Дети играют в свободные игры.
2. Встреча родителей с логопедом
3. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
• не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Первое родительское собрание в средней группе в начале учебного года
Родительское собрание в средней группе. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»
Родительское собрание в средней группе. Дополнительное образование в детском саду
Родительское собрание в средней группе. Сохранение психологического благополучия ребенка в семье
Нет комментариев. Ваш будет первым!