Конкурсы

Развивающее обучение в ДОУ по ФГОС

Содержание развивающего образования

Целостное представление о мире — основа интеллектуального развития детей

Задачи интеллектуального развития детей в программе «Истоки» представлены в разных разделах, но в разделе «Познавательное развитие» они занимают центральное место. Здесь поставлены задачи формирования у детей способности обобщать и отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении и самостоятельно находить решения возникающих проблем; отражены наиболее общие, существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, качество и количество, причина и следствие и др.

Программа познавательного развития дошкольников отражает достижения психолого-педагогической науки, определяющие особенности и условия становления ребенка как личности. Они свидетельствуют о том, что ребенок дошкольного возраста вначале воспринимает предметы и явления целостно, а затем начинает вычленять их элементы. В его представлениях отражаются в единстве объекты, действия с ними, эмоциональное и речевое взаимодействие с другими людьми. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, какой он есть, а затем дифференцируют целостное представление. Развитие от общего к частному — основа развития целостной личности ребенка.

Процесс познания младшего дошкольника в основном базируется на целостном представлении о мире. И хотя важную роль в этом процессе начинают играть образы памяти и дети постепенно учатся выделять из общего частное, они затрудняются оперировать выделенными элементами.

К пяти годам у ребенка развивается способность мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе его видимых частей. Особое место в этом процессе принадлежит умению использовать символические представления о предметах и явлениях, в том числе образы памяти. Разнообразие игровых, изобразительных и речевых символов позволяет ему дифференцировать целостное представление о мире. Этому также способствует познавательная деятельность, направленная на поиск сходств и различий (освоение понятий «похожие», «непохожие», «одинаковые»).

Обучение должно учитывать особенности развития ребенка и начинаться с формирования целостного представления о мире, которое затем дифференцируется и расширяется. За исходное должно быть взято целое, где элементы подчинены общей конструкции, где общее конкретизируется.

Программа познавательного развития построена по принципу «спирали» и охватывает весь период развития ребенка до школы (от формирования первоначальных представлений о мире с последующим их расширением и углублением). Например, на первом этапе поставлена задача развития у детей способности выделять разные свойства предметов, группировать их по сходству и различию. Затем ставится задача развития способности оценивать степень выраженности, интенсивности свойств и выражать это в словах: «больше», «меньше», «одинаково». Дошкольники осуществляют это прежде всего на предметно-чувственном уровне, т.е. на практике упорядочивают объекты в соответствии с увеличением или уменьшением степени выраженности свойства. Сравнение объектов по их свойствам вначале происходит непосредственно, а затем — опосредованно с помощью третьего, выступающего в качестве мерки. На основе этого развивается представление о числе как отношении. Вводится способ установления взаимно-однозначного соответствия между элементами совокупности.

Содержание раздела «Познавательное развитие» направлено на постепенное развитие пространственного мышления как разновидности образного, оперирующего такими характеристиками образа, как форма, величина, взаимное расположение объектов и их элементов, расположение их на плоскости и в пространстве по отношению к любой заданной точке отсчета. С учетом того, что у ребенка развиваются целостные пространственные образы, постоянно изменяющиеся, вначале ставится задача обучения детей сравнению объектов и их элементов по таким характеристикам, как «больше — меньше», «дальше — ближе», «целое — часть». После этого ставится задача развития способности определять пространственные отношения при изменении направления движения, взаимного расположения в пространстве, а также модификации самого пространства.

Особое внимание уделяется тому, чтобы дети постепенно освоили не только прямой, но и обратный порядок выполнения практических операций. Это позволяет ребенку отделять и соединять элементы объектов, заменять одни элементы другими, объединять несколько блоков предметов в один, выполняя действия в любой последовательности.

Овладение такими навыками на практике позволяет развивать пространственное мышление (от способности оперировать целостными образами до операций с их отдельными частями, свойствами; от пространственных представлений, слитых с восприятиями и тождественных им по содержанию, к развитию у детей представлений, приобретающих форму обобщенных схем). На этой основе у детей развивается целостно-синтетическое мышление, включающее элементы анализа.

Путь развития ребенка не совпадает с тем, который ему предлагает взрослый. Овладение содержанием осуществляется через имеющийся индивидуальный опыт. Ребенок способен хорошо усвоить только то, что имеет отношение к нему, его потребностям, интересам и связано с его внутренним опытом.

Внутренний мир дошкольника представляет собой определенным образом организованную целостную структуру со своими закономерностями и особенностями. Именно этим определяются избирательное отношение к внешним воздействиям и ответная реакция на них.

Образовательная программа, ориентированная на развитие целостного представления о мире, может быть успешно реализована при синтетическом подходе к обучению. Суть его заключается в том, что деятельность, в том числе познавательная, с самого начала подается детям в единстве и взаимосвязи отдельных ее элементов. Менее эффективен аналитический подход в обучении, основанный на представлении о деятельности как сумме самостоятельных, мало связанных между собой элементов. Обучение строится по схеме постепенного овладения составными частями целого. Например, для развития у детей элементарных представлений об окружающем мире и ориентировки в нем необходима сенсомоторная деятельность. Вначале она организуется с помощью разного рода внешних опор. Постепенно, по мере развития символических представлений, дети становятся более свободными в познании и независимыми от непосредственного взаимодействия с предметами. Познавательная деятельность достигает более высокого уровня развития. Зарождается внутренний план мышления (который еще нуждается во внешних опорах).

Программа «Истоки» прежде всего учитывает возрастные возможности детей. Под возрастными возможностями понимается не столько достигнутый уровень развития, сколько тот, которого можно достичь. Развивающий эффект обучения определяется, с одной стороны, тем, насколько оно ориентировано на возрастные возможности детей, с другой — насколько учитывает уровень развития и индивидуальный опыт каждого в отдельности.

Установлено, что дошкольники могут овладевать системой знаний в доступной форме, отражающей существенные связи явлений действительности. Дошкольники открыты педагогическим воздействиям, обращенным к образным формам познания: воображению, наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению. На практике все формы познания взаимодействуют, достигается достаточно высокий уровень ориентировки детей в мире.

Тесная взаимосвязь всех форм мышления детей в определенных условиях приводит к их синтезу в целостную форму наглядно-интуитивного мышления (Н.Н. Поддьяков). На уровне наглядно-образного, интуитивного мышления дошкольнику доступны элементарные формы логического мышления. Логической может быть не только мысль дискурсивная, но и интуитивная, охватывающая целостность в неразрывном единстве. В ней есть своя логика, даже если она не прослеживается на уровне сознания, рассуждений. В интуитивном мышлении целостный образ возникает раньше его элементов. Детское воображение, опирающееся на знаково-символическое замещение, открывает в объектах прежде всего самобытность целостности.

Развитие интеллекта — не просто накопление эмпирических ассоциаций, а процесс конструирования, осуществляемый человеком. Это процесс непрерывного творчества. Например, счет и название цифр ребенок берет извне, а «открытие» числа является творческим актом (Ж. Пиаже). «Открытия» могут осуществляться на уровне интуитивного мышления. Оно становится основой развития логического мышления.

Дом как образ жизненного пространства

В повседневной жизни человек воспринимает мир в единстве его пространственно-временных и качественно-количественных форм. Целостное восприятие мира отражено в искусстве, художественных образах.

Наши предки знали, что для сохранения и продолжения жизни необходимо гармоничное существование с ним. Для удовлетворения своих потребностей в еде и тепле люди, с одной стороны, использовали природу, ее стихии, а с другой — создавали свой мир и жизненное пространство. Человек всегда организует свою жизнь в конкретном времени и пространстве, но он, как правило, старается не только приспособиться к реальным условиям жизни, но и создать свой мир, свою маленькую вселенную.

Необжитое пространство воспринималось человеком как чужое и враждебное, поэтому он прежде всего устраивал себе место для жизни, жилище, упорядочивая жизненное пространство, в котором он был хозяином. Обжитое и необжитое пространство разделялось границей. Дом воспринимался как собственный мир, где можно укрыться от незнакомого, чужого. Такое понимание дома существует и поныне.

Большое внимание уделялось постройке дома: выбору места, строительного материала и др. Огонь и вода рассматривались как добрые, покровительствующие людям природные стихии. Огонь, дающий людям тепло и свет, занимал центральное место в доме, отгонял тьму и холод, вокруг него собиралась вся семья, поэтому его переносили из старого жилища в новое при переселении. Однако люди понимали, что огонь и вода могут принести беду, поэтому обращались с ними по-особенному, с почитанием.

Важное место в доме занимал стол. Он символизировал Божью ладонь, и отношение к нему было особое. Первая трапеза за новым столом выступала в качестве средства обживания нового мира. Отсюда обычай приходить к столу не с пустыми руками: нести хлеб-соль, чтобы они не переводились на нем.

Хлеб был священным даром богов. Чтобы его получить, необходимо обеспечить союз огня, воды и зерна. Зерно символизировало возрождение к жизни. Посеянное (похороненное) в землю, оно воскресает стеблем, колосом и возвращается новым зерном.

Люди хорошо представляли цикличность человеческой жизни — от рождения до смерти: человек «исчезает» на одном уровне и «вновь появляется» уже на другом в новом качестве, он «умирает» и «снова рождается». Такое мироощущение наших предков до сих пор сохранилось в культуре и обычаях народа.

Многое из того, что создавали люди, обустраивая свой дом, и поныне бытует в повседневной жизни.

Жизненное пространство обустраивал не один человек, а все члены семьи, рода. Род, семья как объединение по признаку родства — самая древняя разновидность общественной организации людей. В ней общественное тесно смыкается с природным, и «отменить» это единство невозможно. Семья включает три связанных между собой единства: жилище, хозяйство и происхождение, т.е. родственные связи.

Жизнь ребенка определяется прежде всего жизнью семьи, состоящей из одного или двух поколений родственников, живущих вместе или недалеко друг от друга, общающихся и помогающих друг другу. Для нормального развития ребенка очень важно создание и сохранение в семье лада, согласия. Считается, что основная роль в этом принадлежит женщине, поскольку она обладает такими качествами, как уравновешенность, рассудительность и стремление к стабильности.

Современные семьи находятся в разнообразных отношениях с другими людьми: друзьями, сослуживцами, людьми, принадлежащими к одной партии, общине и др. Однако родственные связи занимают особое место, и нарушение, а тем более разрушение семейных отношений переживается очень остро, особенно детьми. В кругу близких родственников существует особая атмосфера, создать которую в других условиях почти невозможно.

Для ребенка этот мир — его собственное жизненное пространство, гармоничность существования в котором обеспечивает его благополучие и нормальное развитие.

В настоящее время в детский сад ребенок, как правило, приходит после двух лет. В этом возрасте он уже достаточно хорошо освоил жизненное пространство своей семьи, привык к тому, что его окружают близкие люди. И как бы ребенка ни готовили к детскому саду, перед ним встает сложная задача овладеть новым, чужим пространством и сделать его своим. Этот процесс проходит легче, если рядом близкий для него человек: мама, бабушка. В этом случае у большинства детей новое окружение вызывает интерес, и они начинают активно его осваивать, знакомиться с предметами, игрушками. Некоторые дети входят в новый мир настороженно, с опаской. Им нужно время, чтобы освоиться в незнакомой для них ситуации. Почти все дети тяжело переживают разлуку с мамой. Эти переживания внешне выражаются по-разному: кто-то громко плачет, кто-то, сжавшись, молчит и с тоской смотрит маме вслед. И если негативные эмоции преобладают длительное время, это может привести к различным заболеваниям ребенка. Ведь существует мнение, что дети, поступив в ДОУ, сразу начинают болеть. Правда, бытует мнение и о том, что это неизбежно, пока ребенок привыкает к новым условиям жизни. Значительная часть детей, если с ними работает опытный педагог, начинает активно осваивать незнакомое пространство.

Однако нередки случаи продолжительного привыкания к новому месту. Особенности поведения таких детей покажем на примере Игоря. Мальчик понимал, что мама уйдет, а он должен остаться. Сдерживая слезы, каждое утро Игорь подходил к окну и смотрел на улицу. Плохо ел, не спал. Во время сборов в детский сад убеждал бабушку, что он болен и ему нужно полежать в постели. Это продолжалось полгода. В целом же мальчик в детском саду вел себя спокойно, ничего от взрослых не требовал, не мешал детям играть, но держался от них в стороне.

Некоторые дети в подобной ситуации ведут себя более активно: они настойчиво требуют, чтобы их отвели домой, к маме. Так, Миша после того как убедился, что воспитатели не отведут его домой, обращался с аналогичной просьбой к любому взрослому, который приходил в группу. Такие дети быстрее адаптируются и начинают общаться с другими.

Некоторые дети осваивают новые условия жизни, изучая их как бы со стороны. Например, Аня спокойно прощалась с мамой, заходила в группу, садилась у стенки на стульчик так, чтобы ей было видно все пространство группы, и наблюдала за деятельностью детей. Постепенно она по своей инициативе стала общаться со взрослыми, а затем и со сверстниками.

Мы не будем подробно описывать условия, необходимые для нормальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения: они известны. Только выделим те, которые имеют решающее значение для сохранения индивидуальности ребенка.

Переход ребенка из жизненного пространства своей семьи в новый и незнакомый мир должен быть постепенным и вызывать больше позитивных, чем негативных эмоций. Дошкольное учреждение постепенно должно становиться для детей вторым домом. Это зависит прежде всего от того, насколько новое место будет гостеприимным в первые дни пребывания в нем ребенка. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый чувствовал, что лично его ждут и с радостью встречают. При этом важно, чтобы педагоги искренне радовались приходу каждого ребенка, тогда они смогут найти способы проявить это: подарить ребенку игрушку, угостить чем-то вкусным и т.п. Почувствовав себя нужным, ребенок легче переживет перемену в своей жизни. Важно, чтобы в первый месяц посещения детского сада рядом с ним были близкий взрослый (хотя бы на некоторое время) и любимая игрушка.

В связи с трудностями, испытываемыми дети при освоении нового жизненного пространства, нецелесообразно проводить с ними специально организованное обучение в течение первых 3—4 месяцев. В это время дети развиваются в ходе упорядочивания их жизни в новых условиях, привыкания к режиму. Очень важно, чтобы в группе было достаточно места для свободного передвижения детей и освоения новых условий. Оно должно быть обустроено так, чтобы каждый при желании мог играть с понравившейся ему игрушкой. Процесс развития может также осуществляться в ходе обучения, инициатором которого выступает сам ребенок.

В период адаптации педагоги изучают индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и потребности. Опытный педагог может определить время, когда большинство детей освоились в новом жизненном пространстве, узнали друг друга и готовы приступить к обучению в форме игр-занятий.

Пространство и время

У детей 3 — 7 лет формируются такие свойства окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, причина и следствие, живое и неживое и др.

Положительно влияет на интеллектуальное развитие детей решение задач на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация). Прямые отношения (сходство) следует изучать в единстве с обратными (различия).

Вниманию читателя предлагается опыт организации развивающего индивидуально-ориентированного обучения детей дошкольного возраста на примере введения их в мир качественных и количественных, пространственных и временных отношений. В связи с этим более подробно раскроем содержание обучения, при котором интеллектуально развивались дети данного возраста.

Понятия «пространство» и «время» — неотъемлемая составная часть картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность — основные свойства времени.

Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, — одна из предпосылок развития логического мышления.

Основные характеристики времени можно продемонстрировать детям на примере суток, отражающих обращение Земли вокруг своей оси. На примере протекания жизни в течение суток можно раскрыть детям непрерывность и цикличность времени. Основные характеристики суток — свет и тьма, переходящие друг в друга. Взрослый вместе с детьми может порадоваться свету, рассказать, что утро и вечер — границы, разделяющие день и ночь, и что ночь, даже очень длинная, обязательно сменится утром.

Ознакомление детей с понятием времени следует осуществлять постепенно, не навязывая им своего видения и понимания. Начинать нужно с наблюдений за природными явлениями в разное время суток и введения в словарь (вначале пассивный, а затем активный) выражений «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи». Необходимо включать в этот процесс и родителей, которые смогут, учитывая интересы ребенка, понаблюдать вместе с ним заход солнца, свет луны и звезд, изменения в природе на восходе и закате. С этой целью хорошо прочитать соответствующие стихи, выучить народные песенки: «Вот и люди спят», «Приди, приди, солнышко» и др. При этом не нужно объяснять причину течения времени, важно создать эмоциональный фон. Через эмоциональное восприятие постепенного перехода ночи в день и обратно у детей будет создаваться эмоциональный образ изменяющегося во времени мира.

В условиях детского сада педагог также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только далее следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время влияет на повседневную жизнь людей.

Детям 3 — 7 лет можно «продемонстрировать» цикличность и непрерывность движения времени, используя наглядную модель — круг (или колесо) диаметром 20 — 30 см. Сутки на нем можно изобразить следующим образом: яркий день с солнцем в зените переходит в вечер, а затем в ночь со звездами и луной, после которой наступает утро с восходящим солнцем и снова приходит день. Очень важно, чтобы такая модель отражала (в цвете неба и земли) плавность перехода света в тьму и обратно, отсутствие четких граней между днем и ночью. В середину круга прикрепляется стрелка, которая может свободно передвигаться. Каждое утро воспитатель вместе с детьми передвигает стрелку с ночи на утро и побуждает детей высказываться о том, почему это надо сделать. По возвращении детей с прогулки стрелка переводится на изображение дня, а когда дети уходят домой — на изображение вечера.

Опираясь на приобретенный детьми опыт, педагог может провести специальные игры-занятия, в ходе которых представления о времени обобщаются и углубляются.

Когда дети на элементарном уровне усвоят представления о непрерывности времени на примере суток, можно перейти к формированию представлений о цикличности времени в течение недели, раскрывая ее через последовательную смену следующих друг за другом дней. Это можно представить с помощью наглядной модели, состоящей из семи разноцветных кругов (диаметром 3 см), например: понедельник — оранжевый кружок, вторник — желтый, среда — зеленый, четверг — голубой, пятница — синий, суббота — фиолетовый, воскресение — красный.

Одновременно с понятием времени целесообразно ввести понятие пространства, поскольку в реальной действительности они тесно связаны. Примером их взаимосвязи может служить перемещение предмета во времени и пространстве.

Пространство характеризуется протяженностью и объемом, которые выражаются высотой, шириной и длиной. Вводить детей в мир пространства лучше всего в процессе игры, изобразительной и конструктивной деятельности. В ходе конструирования, например, забора, башни, дома, поезда дети быстрее и легче усваивают смысл понятий «длинный — короткий», «высокий — низкий», «широкий — узкий». Постепенно они начинают понимать, что необходимо учитывать пространственные свойства предмета. Например, если машина большая, для нее надо построить широкую дорогу, а маленькая проедет и по узкой; если дома находятся далеко друг от друга, нужно построить длинную дорогу, если близко — короткую. С детьми пятого года жизни можно организовать строительство дорог разной длины и обсудить, почему для длинных дорог требуется больше времени, чем для сооружения коротких, предложить сосчитать и сравнить количество кирпичей, которое потребовалось для сооружения длинной и короткой дорог.

Пространственное положение предметов определяется на основе фиксированной точки отсчета. Это сложная для детей задача. Для ее решения необходимо научить их понимать выражения типа: «Возьми ложку в правую руку, а хлеб в левую», «Подними руку вверх, опусти вниз». При этом следует помнить, что маленькие дети очень медленно учатся различать левую и правую руку, ногу. К этому надо относиться спокойно и терпеливо, а также поощрять малейшие успехи в этом направлении. Хорошо время от времени использовать песенки, потешки типа: «Вот они сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки. Вот так хорошо!»

До 4 лет дети, как правило, не дают дифференцированную характеристику размеров предмета, ограничиваясь общим их определением: большой — маленький. В этом случае следует спокойно уточнить размер, не требуя от ребенка немедленного повторения слова.

На пятом году жизни дети могут научиться определять направление движения и положение предмета по отношению к себе, а также выражать это словами.

Пространственные представления можно развивать и в ходе организованных игр-занятий и дидактических, подвижных игр: «Что справа?», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Где чей дом?» «Где спрятался зайка?», «Кто быстрее?» и т.д.

Время и пространство связаны с понятием последовательности и обратимости. Практическая ориентировка в последовательности и обратимости событий во времени и пространстве позволяет развивать уже у маленьких детей предпосылки логического мышления. Эта взаимосвязь прослеживается в процессе развития элементарных представлений о движении времени в течение суток и недели. Последовательность событий можно показать детям, организуя с ними игры-драматизации на темы известных им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. На пятом году жизни с детьми можно организовать игры с картинками (вначале с тремя, а затем с пятью и более), которые необходимо разложить по порядку в зависимости от событий, изображенных на них. Например, в игре «Что сначала, что потом?» выигрывает тот, кто быстрее разложит картинки, на которых изображены сюжеты: дети вышли на прогулку, лепят снежную бабу, водят хоровод вокруг нее; дети катаются на санках, девочка упала, мальчик помог ей подняться, они вместе снова катаются на санках и др.

С детьми пятого года жизни можно организовывать игры: «Найди клубок», «Помоги мышке найти сыр», «Кто ближе?» и т.п.

Качество и количество

Дети младшего дошкольного возраста постепенно «открывают» качественные и количественные отношения предметов и явлений окружающего мира. У них развивается способность выявлять взаимосвязи таких характеристик предметов, как форма, цвет, размер, вес, материал и назначение. Постепенно дети обучаются находить сходство и различия предметов по выделенным свойствам, овладевают действиями объединения и упорядочивания групп предметов на основе сходства и различия. Группируя и систематизируя предметы, изменяя и перемещая их в пространстве, дети постепенно постигают и количественные отношения.

Качественные и количественные отношения дети познают в процессе активного их взаимодействия с окружающим миром, в котором на первое место выступают взаимодействие и общение со взрослыми, в том числе в форме обучения.

То, что для взрослого — неоспоримый факт, для ребенка может стать открытием. Например, дети очень любят прятать и искать игрушки, играть в «прятки». В процессе игры ребенок открывает для себя тот факт, что объект, перемещаясь в пространстве, исчезая и снова появляясь, не теряет своей идентичности (никак не изменяется внешне). Убедившись в этом на опыте, ребенок начинает выделять величину предметов, давая общую характеристику (большой — маленький). Кроме того, он начинает понимать значения понятий «больше — меньше», «много — мало».

Помимо величины дети младшего дошкольного возраста учатся определять форму, цвет, вес, материал и назначение предметов. Постепенно они начинают находить сходства и различия между ними. На этом этапе детей можно учить группировать предметы по одному из выделенных признаков, а к концу третьего и началу четвертого года жизни — одновременно по двум признакам: цвету и форме, форме и величине, величине и цвету и т.д. С этой целью с детьми можно проводить игры: «Поможем Петрушке», «Сделаем букеты», «Подбери лист», «Собери фигуры», «Дороги», «Подбери окошко», «Живое домино», «Мой веселый мяч» и др.

Не следует также пренебрегать опытом детей по использованию предметов быта (стульев, чашек, тарелок и т.д.) в повседневной жизни. Их можно объединить по назначению. Выбрав подходящий момент, например, во второй половине дня, предложить детям переставить игровой материал, предварительно установив, в каком месте расположена кухонная посуда, а в каком — столовая, где находится одежда и др. Во время сборов на прогулку или после нее можно поговорить с ними о том, куда мы ставим обувь, а куда кладем головные уборы и др. Спросить у детей: «Можно ли зимой пойти на прогулку в платье? Почему нельзя? А без головного убора можно?» и т.д.

Детей пятого года жизни, с опорой на приобретенный ими опыт, следует обучить не просто группировать предметы по назначению, но и давать такой группе обобщающее название. Также следует подводить их к осознанию того, почему тот или иной предмет относится к данной группе. Обобщающие представления о предметах можно развивать в ходе дидактических игр: «У нас порядок», «Кому что нужно?», «Магазин» и др.

Представления о сходстве и различии предметов по качественным признакам целесообразно развивать одновременно. Это нужно для того, чтобы дети овладели действиями упорядочивания предметов по возрастанию и убыванию степени проявления заданного свойства. Вначале дети под руководством взрослого учатся сравнивать и группировать три предмета, отличающиеся друг от друга по выбранному качественному признаку, затем количество предметов увеличивают до четырех-пяти. Соотношение, существующее между упорядоченными таким образом предметами, определяется понятиями: «маленький — меньший — наименьший»; «высокий — выше — еще выше» и т.д. В таком ряду каждый предмет (за исключением первого и последнего) оказывается больше предшествующего и меньше последующего (если упорядочение идет по возрастанию), и наоборот (в ситуации убывания). Упорядоченность позволяет также, выбрав предмет, определить местоположение всех остальных относительно его.

Эти сложные отношения познаются детьми в процессе игр с дидактическим материалом. Маленькие дети с удовольствием играют с игрушками-вкладышами. Путем проб и ошибок они упорядочивают предметы, не осознавая способа действий, им важен результат. Вначале взрослому не следует фиксировать внимание детей на способе сборки, а поощрять сами действия и достижение конечного результата: игрушка собрана. Можно проводить с ними игры- занятия: «Собери матрешку», «Кому что нужно?», «Кто веселее?», «Собери пирамидку».

Как только дети начинают овладевать действиями упорядочивания, необходимо создавать условия для их самостоятельной работы. В ходе игр-занятий каждому ребенку можно дать свой набор игрушек: кто-то собирает матрешку, кто-то — кастрюльки, кто-то — мисочки и т.д. Наборы могут быть разного размера и включать разное количество игрушек, что позволяет индивидуализировать игровые задания и делать их доступными для каждого. Можно предложить детям самостоятельно выбрать игрушку, а после выполнения игрового задания дети с помощью взрослого обмениваются игрушками, разбирают и опять собирают их. Игрушки-вкладыши — отличный материал для практического овладения действиями упорядочивания, так как позволяют контролировать правильность действий: допущенные ошибки необходимо исправить, иначе не получишь результат — собранной игрушки. При сборке, например, пирамидки любой результат может удовлетворить ребенка, и он, как правило, уверенно утверждает, что все правильно, ведь пирамидка собрана. Ребенку трудно понять, почему она собрана «неправильно».

Постепенно, к концу четвертого — началу пятого года жизни, можно подводить ребенка к осознанию способа упорядочивания предметов по выделенному признаку. Это можно делать, организуя игры-занятия типа «Собери пирамидку». Чтобы дети быстрее овладели общим способом упорядочивания предметов, когда каждый раз выбирается самый большой (маленький) из тех, что остались, можно предложить им разнообразные игры: «Разложи по порядку», «Кто выше?» и др. Хорошо, если в распоряжении детей имеются разные наборы картинок с изображением предметов, которые они могут упорядочить по разным свойствам: размеру, скорости движения, интенсивности цвета и др. Важно, чтобы дети упорядочивали объекты как по возрастанию, так и по убыванию степени проявления выбранного признака, что развивает представления об обратимости этих действий и в итоге имеет особое значение для развития интеллекта.

Опираясь на умение детей находить сходства и различия (качественные отношения), можно знакомить их с понятием количества (больше, меньше, поровну, много, мало, один). Для этого они должны овладеть способами поэлементного установления соответствия двух совокупностей. В повседневной жизни, например, во время обеда, нужно позаботиться, чтобы у каждого была ложка, чашка, а к каждой чашке подобрать блюдце: детей много и чашек с блюдцами нужно много, сколько детей, столько и комплектов и др. Можно организовать игры с разрозненными, но дополняющими друг друга предметами: взять цветные яйца и каждому подобрать по цвету подставку; каждой кастрюльке подобрать по размеру крышку и т.д. Также целесообразно использовать дидактические и подвижные игры: «Лото», «Домино», «Подбери окошки», «Найди свое место», «Самолеты взлетели», «Поезд» и др.

Постепенно, играя, можно подводить детей к осознанному выделению количества среди других свойств предметов. Количественные отношения непосредственно не воспринимаются, их можно выделить в результате сравнения, анализа и обобщения, т.е. в процессе мышления. Помочь детям «открыть» количественные отношения можно с помощью предметного моделирования, которое позволяет наглядно их продемонстрировать. Однако для этого необходимо, чтобы дети умели символически обозначать объекты и оперировать этими символами. Это очень важно, поскольку способность различать «обозначаемое» и «обозначающее» хорошо развивает образное мышление. С целью развития данной способности можно организовать игру, содержание которой хорошо знакомо детям, например, «Маша принимает гостей». В процессе игры следует показать детям, как с помощью разных фигур можно обозначить количество гостей, чашек, блюдец и установить их соответствие, не прибегая к счету.

Изменяя игровые ситуации, можно создать условия для практического использования действий моделирования: в одних случаях педагог просит детей показать, сколько нужно предметов, чтобы их количество соответствовало количеству выбранной совокупности (морковок для зайцев); в других — дети предлагают педагогу показать, сколько нужно взять соответствующих предметов для отобранной ими совокупности. Дети должны самостоятельно проверять количественное соответствие двух совокупностей. Если не проводить такой работы, заместители воспринимаются детьми как обычные предметы.

Постепенно можно включать в процесс обучения счет до 5. Следует заметить, что к концу четвертого года жизни большинство детей уже употребляют в речи числительные, у них возникает интерес к счету. Для его поддержания важно показать необходимость счета в повседневной жизни (если пригласили трех гостей, для них нужно приготовить три места за столом и т.д.).

Затем счет включается в процесс развития представлений о числе. Теперь равенство/неравенство двух совокупностей по количеству входящих в них элементов устанавливается не только путем поэлементного сравнения, но и на основе счета. Не нужно требовать от детей соблюдения определенных правил в процессе счета, например, считать обязательно правой рукой и слева направо. Пусть ребенок считает так, как ему удобно, главное — правильно. Направление важно при порядковом счете, а ему обучают детей старшего дошкольного возраста.

Постепенно детей знакомят с тем, что если разбить какие-либо предметы на две неравные группы, одна из них будет больше, а другая обязательно меньше, например, на единицу. Без понимания этого невозможно упорядочение совокупностей по числу их элементов: например, множество содержит на один элемент больше, чем предыдущее, и на один элемент меньше, чем последующее. Для лучшего усвоения данного материала можно использовать цветные палочки X. Кьюизенера, отличающиеся друг от друга на одну и ту же величину.

Предпосылка к развитию логического и математического мышления — формирование представления о сохранении количества. Необходимо показать детям, что при изменении качественных свойств (величины предметов, расстояния между ними, пространственного расположения, направления счета) количество остается неизменным. В дальнейшем это послужит основой для формирования понятия «число».

Для развития представлений о сохранении количества следует максимально использовать жизненный опыт детей. Например, когда детям дают сок, можно предварительно из двух-трех чашек перелить его в разные по объему и высоте стаканы и спросить детей, поровну ли в них сока или где-то больше, а где-то меньше. Дети вначале скажут, что сока больше там, где выше уровень в стакане. После этого сок снова переливается в чашки, и они убеждаются в том, что его было поровну. В следующий раз можно налить сок в разные по объему стаканы так, чтобы уровень его был одинаковым, а количество разным. Дети «угадывают»: поровну или нет сока в стаканах. Выслушав все предположения, сок переливают в чашки, и они видят, что его было разное количество. Следует спросить, почему же казалось, что сока было поровну; однако не следует объяснять зависимость уровня жидкости от объема емкости. На третий или четвертый раз дети начинают интуитивно угадывать эту зависимость. Они выбирают сок в большом стакане, уверенно утверждая, что его здесь больше, хотя объяснить, почему они так считают, не могут. Также можно, выходя на прогулку, взять две чашки корма для птиц, на улице высыпать корм из каждой чашки на отдельный лист бумаги и подтвердить его равенство. Затем на одном листе равномерно распределить его по всей поверхности и спросить у детей: «Одинаковое ли количество корма теперь?» Снова высыпать его в чашки и убедиться в равенстве.

Особое значение в развитии представлений о сохранении количества имеют игры-занятия и дидактические игры: «Утка с утятами», «Помоги собрать детенышей», «Куклы пляшут», «Зайцы прячутся» и др. Они активизируют ситуацию общения и взаимодействия детей, что стимулирует их интеллектуальную деятельность.

Итак, на занятиях создаются условия, требующие от детей преобразований количества двумя способами: изменяется внешний вид совокупности, но при этом не меняется количество; изменяется величина совокупности при увеличении или уменьшении количества, а внешний вид явно остается тем же.

Постепенно в процесс установления количественных отношений включается измерение. Сравнение величин с помощью произвольно выбранной мерки (единицы измерения) — новый способ группировки: все предметы оцениваются по отношению к одному, выбранному в качестве общей меры. Так, полоска может служить мерой для лент, которые пойдут куклам на банты.

После ознакомления с количественными отношениями с детьми можно поговорить о цифрах. На пятом году жизни они, как правило, уже знают названия некоторых цифр, поэтому можно не проводить специальных ознакомительных игр-занятий. Достаточно, например, во время прогулок выяснить уровень знаний в этой области, после чего разучить стихи о цифрах С. Маршака. В ходе последующих занятий основное внимание следует уделить развитию представлений о том, что цифрой обозначаются количественные отношения. Важно, чтобы знание названий цифр, а также устный счет не остались только вербальными умениями, а выступали в качестве средства формирования представлений о числах.

Постепенно, под руководством взрослых, дети учатся перемещать в пространстве, группировать, упорядочивать, считать различные предметы и начинают осознанно дифференцировать временные, пространственные, качественные, количественные отношения, что находит отражение в речи. От восприятия качественных к выделению количественных отношений, а затем к их осознанию и выражению в элементарных суждениях — таков путь формирования математических представлений как основы развития логического мышления.

Одновременно с развитием представлений о качественно-количественных и пространственно-временных отношениях следует формировать понимание целого и части. Рассматривая какой-либо предмет вместе с детьми, нужно обратить внимание на его целостность, затем разобрать его на части, рассмотреть их и опять собрать из этих частей целое. Особое внимание необходимо уделить разделению целого на две части, где половина не только часть, но и разность между целым и второй частью. Такую работу можно осуществлять в ходе игр с разными картинками, кубиками. Следует обратить внимание на степень сложности игровых заданий: картинки, например, могут состоять из двух, четырех и более частей. Это позволяет индивидуализировать работу в зависимости от возможностей каждого ребенка. Ребенок действует с удовольствием, если у него все получается. Детям нужно подсказать, как добиться желаемого результата: ориентироваться на цвет поля или пространственное расположение частей предмета (верх — низ, левая — правая сторона).

Познание и отражение действительности при помощи эмоциональных образов, в которых внешний и внутренний опыт сливается в единое целое, позволяют ребенку осваивать новое жизненное пространство. Решающее значение в этом процессе имеет моделирование скрытых свойств и отношений в форме наглядных, художественных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение действительности позволяет детям воспринимать мир в целостности: от выделения отдельных свойств и отношений к установлению их взаимозависимости на качественно иной основе — целостности как осознанной объективной реальности.

Автор: Давидчук Антонина Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Изучение динамики развития познавательной деятельности дошкольников

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Нет комментариев. Ваш будет первым!