Автор: Стародубова Галина Николаевна, МБДОУ№2 «Дюймовочка», г. Шарыпово
Образовательная область Коммуникация. Старший дошкольный возраст.
Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.
Задачи:
1. Учить детей рассматривать и сравнивать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным.
2. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.
Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация, Художественное творчество.
Материал:
Репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
Проектор, DVD для просмотра репродукций русских художников.
Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Март».
Стихи русских поэтов о весне.
Бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования, мольберты.
Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна.
Предварительная работа:
1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
4. Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
5. Рисование времен года.
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.
Воспитатель:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Я дарю вам лучик этот,
Пусть вам так же ярко светит!
- Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…
Зима ушла, а весна…пришла.
Зима холодная, а весна…теплая.
Зимой солнце светит, а весной…греет.
Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.
Молодцы!
- А сейчас я хочу прочесть вам свои любимые стихи про времена года, а вы должны догадаться, о каком из них идет речь и как вы узнали. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать.
1. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело. И.Суриков
2. Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. К.Бальмонт
3. Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли;
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета,
Значит, это уже … лето. Е.Трутнева
4. Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (весна)
- А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею.
(показ репродукций русских художников – 8 шт., по две каждого времени года, DVD).
- Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор.
Воспитатель на мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоят мольберты с репродукциями.
Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы – музыку, а художники – картины.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картинами о весне, внимательно рассмотрим их и сравним.
В каком жанре написаны эти картины? Это натюрморт, портрет? Правильно, это пейзаж.
Вот картина Саврасова А. К. «Грачи прилетели».
Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?
Где побывал художник, чтобы написать эту картину?
По каким признакам можно определить, что на картине весна?
Как художник передал в картине пробуждение природы?
Чего в картине больше: земли или неба?
Какие тона преобладают: теплые или холодные?
Каких красок больше?
Как бы вы назвали эту картину?
- Устали глаза? Медлить нельзя!!!
Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!
Гимнастика для глаз. Предлагается глазами отыскать в группе: солнышко, капли дождя, цветок, птицу, гнездо. Проследить глазами полет птицы до гнезда.
- Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину!
Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.
- Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это.
- А сейчас рассмотрим репродукцию картины художника Левитана И.И. «Большая вода».
Какой период весны изобразил художник на этой картине?
Одинаковые ли краски использовали оба художника?
Одинаково ли изображено состояние природы7
Как бы вы назвали эту картину?
И эту картину мы с вами тоже попробуем услышать и почувствовать ее запахи.
Какая картина самая громкая? Почему?
А какая картина пахнет вкуснее? Почему?
В каком из этих уголков вы хотели бы побывать? Почему?
Мы с вами рассмотрели две картины великих русских художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года.
А сейчас предлагаю сами нарисовать картину весны. Но не красками, а своими движениями.
Физминутка
Летит с юга первый гусь (машем руками)
И кричит: «На Русь! На Русь!»
А за ним летит другой
И кричит: «Домой! Домой!»
И на эти голоса отозвались небеса (руки через стороны)
Все услышали кругом –
Загремел из тучи гром (топаем)
Воздух дождиком умылся (потираем ладони)
И всем радугой явился (рукой показывается дуга)
Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз)
Сшило небеса с землей (шьем)
И от этого огня – ярче свет день ото дня (жмем ладони).
Мимическое упражнение: выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
- О весне писали не только художники, но и поэты, композиторы. Стихи о весне мы с вами сегодня уже слушали, а сейчас я вам предлагаю послушать музыкальное произведение П.И.Чайковского из цикла «Времена года». У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с вами сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март». Послушайте внимательно и скажите, к какой картине больше подходит эта музыка. Почему? Что вы услышали в этом произведении?
Окунувшись в море поэзии, музыки и живописи, наверное, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке. Если бы вы были художниками, какую картину о весне вы бы написали? Какие бы краски использовали для этого?
Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.
Воспитатель побуждает детей к смешиванию красок для получения необходимых оттенков и цветов. Дети вспоминают, какие краски использовали художники в своих произведениях.
Итог: Итак, ребята, мы сегодня слушали стихи о весне, рассматривали весенние картины, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? Какие краски и запахи весны почувствовали? Спасибо вам за работу.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект развивающего занятия со старшими дошкольниками
Марина Репина # 28 апреля 2013 в 22:12 +7 | ||
|
Ольга Михайловна Подгорных # 6 января 2014 в 07:25 0 | ||
|