Автор: Адиятуллина Лилия Закировна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №38 компенсирующего вида», г. Казань
Описание материала: предлагаю вам конспект логоритмического занятия для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) с общим недоразвитием речи по теме «Звуки П и Пь». Данный материал будет полезен учителям – логопедам, музыкальным руководителям, воспитателям подготовительной группы. Этот конспект направлен на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»
Цели: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление произношения звуков «П, П’» в слогах, словах, предложениях.
Закреплять знания детей о согласных звуках.
Обучение детей умению реагировать на смену динамики звучания музыки, сменой направления движения, характера или амплитуды движений.
Развивающие:
Развитие речи, внимания, мышления.
Развитие зрительного восприятия.
развитие физиологического и фонационного дыхания;
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;
Воспитательные:
Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
Музыкальное сопровождение.
Словесный (вопросы).
Наглядный (картинки,).
Игровой
Практический (упражнения).
Наблюдение за работой детей.
Оборудование: домик из модулей, мягкие игрушки: корова, лошадь, собака, кот, петух, курица, цыплята, утка, гусь; тематическая картина «Почтальон Печкин из Простоквашино», иллюстрации скоростного поезда, петуха, пеликана, пингвина, попугая, павлина; дидактическое пособие «Складовые таблицы» (Е. Кузнецовой), плакат к попевке Е.Н. Денежкиной, мяч, конверт, посылка, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть, резинки на руки зеленого и синего цвета, браслетики из бусинок на руки. СD-диск “Весёлая логоритмика”; CD-диск “Круглый год ” 2 часть; фонограммы: песня Эдуарда Хиля «Последняя электричка; песня Э.Пьехи «Веселый сосед», песни из м/ф «Трое из Простоквашино», «Музыка счастья» из к/ф «Усатый нянь», звуки деревни.
Дети вбегают врассыпную, встают в шахматном порядке (на правой руке у каждого ребенка надета резинка зеленого (синего) цвета). (фонограмма «Музыка счастья» из к/ф «Усатый нянь»)
- Ребята, давайте поздороваемся. «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
1) Логопедическая гимнастика «Потягушки»
Потягушки – потягушки! |
Дети потягивают руками в стороны - вверх |
Просыпайтесь, мои ушки! |
Потягивают пальчиками за мочки ушей |
Просыпайтесь, мои губки! |
Вытягивают губки трубочкой |
Просыпайтесь, мои зубки! |
Показывают зубки («заборчик») |
Надувайтесь, мои щечки, |
Надувают щеки |
Словно два больших мешочка |
Хлопают ладошками по щекам |
Глазки, глазки, открывайтесь, |
Проводят указательными пальцами по векам |
Просыпайтесь, просыпайтесь! |
Моргают |
Зубки острые, кусайтесь! |
Покусывают зубками сначала верхнюю губу, потом нижнюю |
Губки, губки, улыбайтесь! |
Улыбаются, растягивая губы |
Дети садятся на стульчики
Логопед: Сегодня, ребята, мы повторим звуки П и ПЬ.
Логопед открывает тематическую картину «Почтальон Печкин из Простоквашино».
Логопед: Вчера к нам в гости прилетал Галчонок, из известного вам мультфильма. Он принёс письмо. Догадаетесь от кого оно? (дети рассматривают конверт, ответы детей)
Логопед: (чтение письма) Здравствуйте ребята! Дядя Федор снова уехал в город к маме и папе, и в Простоквашино стало грустно и тоскливо. Чтобы не скучать, я решил пригласить ребят детского сада «Пчелка» к нам в гости. Пожалуйста, приезжайте, буду очень рад. Почтальон Печкин.
Логопед: Ребята, вы хотите отправиться в деревню Простоквашино?
Дети: Да.
2) Определить место звука в словах и характеристика звуков (твердый – мягкий, звонкий - глухой).
Логопед: Но сначала, я хотела бы вас спросить, какой звук слышится в начале слова «Почтальон», «Печкин», «Простоквашино».
Дети: В слове почтальон слышится звук П, в слове Печкин – звук Пь.
Логопед: Какие это звуки?
Дети: Звук П – глухой, твердый, звук Пь – глухой, мягкий.
Логопед: Вижу, вы ребята дружные.
Дети: Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Логопед: С этими добрыми словами можно отправляться в путешествие. На чём можно путешествовать? (ответы детей)
Логопед: А я вам предлагаю отправиться на транспорте, который начинается со звука «п», этот транспорт может двигаться только по железной дороге.
Дети: Поезд
Логопед: Да, это поезд, но не обычный, а современный скоростной, он быстро довезёт нас до места. (Логопед показывает иллюстрацию).
3) Фонетическая гимнастика
Ветер сильно задувает, тучи в небе разгоняет. П-п-п-п.
Вот стоит паровоз.
Он стоит и гудит:
«У – У- У- У».
И тебе он говорит:
«У- У- У-У, я тебя прокачу.
Ты садись, милый мой,
Мы поедем с тобой».
«П-П-П, П-П-П» -
Так колёса стучат,
Прокатить тебя хотят.
4) Игроритмика «Веселый поезд»
(фонограмма песни Эдуарда Хиля «Последняя электричка»)
перестроение в одну шеренгу
Логопед: Вот и приехали мы в деревню Простоквашино. (фонограмма звуки деревни: слышатся мычание коров, кукарекание петуха и т.д.)
5) Упражнения на общую моторику «Птицы». (Дети стоят врассыпную)
- Ребята, давайте изобразим птиц, которые начинаются на звуки П И Пь. (чтение стихов детьми, сопровождаемые движениями)
1. Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней. (В. Берестов).
2. Петя, Петя, петушок -
Золотой гребешок,
Ну-ка, Петя, нам ответь,
Говорят, ты мастер петь?
«Да, я раньше всех встаю,
Громче всех в селе пою!»
3. Павлин
Как на бал – зимой и летом –
Эта птица разодета.
Чуть прищуривает глаз:
- Нет ли зеркальца у вас? (В. Степанов)
4. Пеликан
У реки, в тени лиан,
Поселился пеликан.
Пеликан не ловит мошек,
Ловит он в реке рыбешек.
5. Попугай
Попугаю Кешке
Принесли орешки
А он – вредный и скупой
И плюется скорлупой
6. Пингвин
Чем известен полюс Южный?
Тем, что полюс Южный - вьюжный.
Землю там покрыли льдины,
А на них живут пингвины.
Не летают птицы эти,
Но летать они хотят
И подолгу на рассвете
В небо низкое глядят.
6) Заходит почтальон Печкин (воспитатель) в руках посылка.(музыка из м/ф «Трое из Простоквашино»)
Печкин:
Я почтальон весёлый,
Я всегда спешу,
Открытки, телеграммы,
Посылки разношу.
Логопед: Здравствуйте, Печкин.
Печкин: Здравствуйте. Я рад приветствовать вас в Простоквашино. Ребята, а вы умеете петь?(ответы детей) Я хочу вас послушать.
7) Пропевание слогов на П, П’. (медленно и быстро)
Печкин стоит в центре, справа от него стоят дети с зелеными резинками на руках, слева – дети с синими резинками на руках.
Ребенок: Вижу Петю на пороге.
Побежит он по дороге. (Затем пропевание слогов: с мягким звуком поют дети с зелеными резинками; с твердым звуком – с синими резинками)
(дидактическое пособие С. Кузнецовой «Складовые таблицы»)
Логопед: А сейчас мы споем тебе песенку на звуки П И Пь.
Попевка Е.Н. Денежкиной на звуки П / П’. (медленно и быстро)
Вот со звуком П игра
Нам играть в нее пора
Пепи с Полей тут поют
А вот пони топают
На поляне павлин, лилипуты, пень один
Водопад, в поле выпь.
Выходи на звуки П.
Печкин: Ребята, я приготовил вам сюрприз (достает из посылки браслеты, раздает детям)
8) Чистоговорка «П/ П’» с движениями мелкой моторики (с браслетами).
Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Печкина и прочтем чистоговорку со звуком П и Пь. (На каждое слово отодвигают бусинку).
Пу – пу – пу, попугай клюет крупу
Па – па – па, на пол сыплется крупа.
Пы – пы – пы, больше нет у нас крупы.
Пе – пе –пе - соринки в крупе.
Пи-пи-пи - не сопи.
Пи-пи-пи - знания копи. (дети одевают на руку браслеты)
9) Игроритмика «Веселый сосед» (песня Э.Пьехи «Веселый сосед»)
Логопед: Печкин, а мы не только петь умеем, но и танцевать. Посмотри наш танец «Веселый сосед».
Почтальон Печкин прощается и уходит, оставляя посылку.
9)Пальчиковая гимнастика «Паучина»
Логопед: Ой, Почтальон Печкин оставил посылку. (достает игрушку паука)
Пау – паучина паутину сшил |
(1-ый палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот) |
Вдруг закапал дождик, паутину смыл. |
(Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью скользнуть по левой) |
Вот и солнце вышло, стало подсыхать. |
(Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону) |
Пау – паучина трудится опять! |
(Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками) |
10) Дидактическая игра с мячом «Подскажи словечко». (Логопед достает мячик из посылки).
1. Это – маленькие КОНИ.
Как зовут их, дети? - … ПОНИ!
2. Если все ты будешь знать,
То получишь в школе... ПЯТЬ.
3. Вдруг видят: стоит у колес,
Огромный взъерошенный… ПЕС.
Достает учитель КАРТЫ
4. И кладет на наши … ПАРТЫ
Маленькие, словно ТОЧКИ,
Зеленеют в парке… ПОЧКИ.
5. До чего тяжелый ТРУД-
Очищать от ила … ПРУД!
6. Мой щеночек рыжей МАСТИ
Палку мне приносит в … ПАСТИ!
7.У малышки в ванне ФЛОТ:
Пять корабликов и … ПЛОТ.
8. Для гнезда приносят ГАЛКИ
В клювах тоненькие … ПАЛКИ.
9. От учений будет ТОЛК:
В ногу марширует … ПОЛК!
10. Вода бежит в прохладной РЕЧКЕ
Поленья полыхают в … ПЕЧКЕ.
11. Лечит от болезней ЛЕКАРЬ.
Хлеб печет умелый ... ПЕКАРЬ.
12.Собирают сено ВИЛАМИ.
А деревья пилят ... ПИЛАМИ.
13. Не заставить нашу ЛЕНКУ
Вместе с молоком съесть ... ПЕНКУ.
14. Далеко идти мне ЛЕНЬ,
Лучше сяду я на ... ПЕНЬ
15. Все уселись мы на ЛЕСЕНКУ
И поем мы хором ... ПЕСЕНКУ.
11) Песня «100 вопросов почему?» (CD-диск “Круглый год ” 2 часть)
12) Психогимнастика
Воспитатель: Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганного Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.
- Ребята, в посылке у Печкина лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.
Логопед из посылки достает записку, читает: «В домик загляните. Последний сюрприз найдите». Вместе с детьми подходят к домику, достают поднос с пряниками.
Логопед: В погожий осенний денёк, мы ездили в Простоквашино
Мы пели и плясали, друзей повстречали
А теперь пора прощаться нам
Гостям мы говорим: (вместе с детьми) до-свиданья вам!
Дети под музыку уходят из зала.
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Наталья Николаевна Колпакова # 4 января 2016 в 23:19 0 | ||
|