Праздник правильной речи. Конспект занятия
Автор: Пакиева Снежана Михайловна, учитель – логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №30 комбинированного вида
Описание работы: Данный материал рекомендован логопедам, воспитателям детского сада, учителям 1-го класса начальной школы для работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Такое мероприятие, проводимое в конце учебного года, может стать показателем результативности речевой коррекции или своеобразным итогом годового обучения в первом классе школы. Значимость его не только в том, что дети демонстрируют все знания, умения и навыки, приобретённые за год, но и в том, что в процессе его подготовки и проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между родителями, ребёнком и педагогом.
Сценарий итогового логопедического Праздника правильной речи
Цели: Развитие навыка самоконтроля за речью, творческой инициативы, интонационной выразительности. Активизация творческих способностей. Автоматизация поставленных звуков в связной речи, обогащение словаря, закрепление навыков фонематического анализа и синтеза. Воспитание любви к русскому языку, русской культуре, поэзии. Развитие эмпатии, умения действовать сообща.
Действующие лица:
Дети подготовительной группы,
Ведущий,
Литературные герои: Рассеянный с улицы Бассейной, Сыщик, Словознайкин.
Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале. Оформление Пригласительных билетов для родителей.
Дидактический материал и оборудование:
Аудиозапись гудка поезда,
Аудиозапись «Песни сыщика» из м/ф «Бременские музыканты»,
Кубики с буквами к игре «Составь слово»,
Мягкая игрушка к игре «Азбука вежливости»
Мяч к игре «Рифмы»,
Призы – книги всем участникам праздника.
Список рекомендованной литературы:
1. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей» Ярославль «Академия Развития», 1996.
2. Епифанова О.В. «Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: выпуск1» Волгоград: Учитель АСТ, 2004.
3. «Занимательная фонетика» Методическое пособие Окулова Г.Е. Оса: Росстани на Каме, 1994.
4. Пословицы и поговорки –Мн.: Харвест, 2006.-320с.-(Золотая коллекция).
5. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.( Программа «Я- человек») Кн.2.Стар. гр.- М: Школьная пресса, 2004
Сценарий итогового логопедического занятия «Праздника правильной речи»
Под музыкальное сопровождение в подготовительной группе д/с дети входят в зал, рассаживаются.
Ведущий:
- Задумались ли Вы над вопросом: почему именно человеку выпало такое счастье: разговаривать? Почему коровы, лягушки, муравьи не говорят нигде, кроме как в сказках? На протяжении всей своей жизни с рождения мы пытаемся овладеть искусством речи, и этому посвящён наш сегодняшний праздник.
О богатстве русского языка говорят крылатые выражения, пословицы, поговорки. Ребята, давайте их вспомним.
Дети рассказывают пословицы, поговорки.
Привлечение зрителей - родителей (см. приложение).
Слышны звуки гудков поезда (аудиозапись). Приход Рассеянного:
Рассеянный:
- Это что за детский сад? В нём полным-полно ребят!
И куда же я попал, может, снова я проспал?
Ведущий:
-Кто это к нам пожаловал? Ребята, вы его узнали?
Рассеянный:
- Я Рассеянный, с улицы Бассейной. Слыхали о таком?
Ведущий:
- Конечно! Если хочешь, оставайся на нашем празднике, может быть чему – то нас научишь или у наших ребят научишься.
Рассеянный:
-Чему меня учить- то! Я и так всё знаю! И говорю я лучше всех!
Вот слушайте!
Игра «Исправь предложение»
Ведущий:
-Да! Хорошая речь слаще мёду! Зря ты хвалился! Удивили тебя дети?
А сейчас ещё больше удивят, спев песню.
Песня
Рассеянный:
- На улице прохожего увидел я вчера,
Он ящик нёс, на ящике написано: «игра».
Теперь пора и нам сыграть:
Я буду доставать слова,
А вы - их рифмовать!
Игра с мячом «Рифмы»
Дети рассаживаются. Звучит аудиозапись песни Сыщика из м/ф «Бременские музыканты». Приход Сыщика, (обращение к Рассеянному):
Сыщик: - Так, так, вот куда ты заехал! А я тебя обыскался! На твои поиски были отправлены лучшие люди.
Рассеянный:
- Да я и сам не понял, как здесь очутился!
Сыщик, обращаясь ко всем:
- И чем вы тут занимаетесь?
Рассеянный:
- Да вот попал на праздник правильной речи. Думал, всё знаю, а оказалось - ребята знают больше меня.
Сыщик:
- Неужели? А вот я сейчас проверю.
Игра «Назови героя и автора сказки»
Сыщик:
- Да. Молодцы! Думаю, когда подрастёте, запишу вас в команду сыщиков! Но есть ещё условие: вы должны быть вежливыми! Испытаем вас в азбуке вежливости!
Игра «Азбука вежливости»
(Дети стоят в кругу, передавая под музыку предмет из рук в руки. Тот, на ком остановится музыка, должен назвать вежливое слово).
Сыщик:
- Молодцы! Так держать! А сейчас пора мне в дорогу, на поиски других потерянных героев.
Ведущий:
- А ты по дороге никого не встречал?
Сыщик:
- Конечно, встречал! Красную шапочку, разбойников, Незнайку…
Ведущий:
- А Словознайкина не видел?
Сыщик:
- Видел, видел!
Ведущий:
- А не мог бы ты передать Словознайкину, что мы его ждём на нашем празднике?
Сыщик:
- Обязательно передам! (Уходит)
Ведущий:
- Лавировал, лавировал, да не вылавировал!
Рассеянный:
- Чего, чего, не понял?
Ведущий:
- А вы, дети, поняли?
Дети:
- Да. Это скороговорка.
Рассеянный:
- Меня научите?
Дети проговаривают скороговорки.
Ведущий:
- Ребята! Давайте потанцуем!
Танец
Дети рассаживаются. Приход Словознайкина.
Словознайкин:
- Кажется, я не опоздал… Я прочёл много книг, и знаю правило красивой речи: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
А сейчас я дам вам задание и посмотрю, справитесь ли вы с ним. Нужно выложить слова из букв.
Игра «Составь слово»
(слова «школа, буквы, мама, слово»)
Словознайкин:
-Молодцы!
Рассеянный:
- Я ещё так много должен узнать! Пойду-ка я в школу учиться! До свидания, дети! (Уходит)
Ведущий:
- Знаешь, Словознайкин, наши дети любят читать стихи. Оцени наших мастеров слова!
Чтение стихов
Ведущий (обращаясь к родителям):
- Вопрос сохранения русского языка и языков народов России актуален на сегодняшний день. Необходимо приложить все усилия
для сохранения культурного наследия и развития настоящего и будущего поколений. Владеющий словом – владеет миром! Поможем нашим детям овладеть искусством слова!
Приложение
Пословицы и поговорки
Льёт как из ведра
Чувствовать себя как рыба в воде
Комар носа не подточит
В рубашке родился
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка
При солнышке тепло, при матери добро
Чёрного кота не вымоешь добела
Один за всех, все за одного
Встречают гостя по одёжке, а провожают по уму
Что летом родится, то зимой пригодится
Землю красит солнце, а человека - труд
Возьми книгу в руки и не будет скуки
В детстве не научишься, всю жизнь намучишься
Повторение- мать учения
Не будь тороплив, а будь терпелив
Не спеши языком, а торопись делом
Язык острее дела
Нет скуки, коли заняты руки
Знайка всё с полуслова понимает, а Незнайка на всё только рот разевает
Сделал дело- гуляй смело
Без труда, не выловишь и рыбку из пруда
Грамоте учится всегда пригодится
Не стыдно молчать, коли нечего сказать
Речь- серебро, а молчание – золото
Прикуси язык, воды в рот набери
К игре «Исправь предложение»
Мы хочим сходить в кино.
Местов в автобусе нет.
Кто крайний в очереди?
Вылазь из автобуса!
Я ложу книгу на стол.
Крапива очень жгётся.
У меня осталась ихняя книжка.
Я в этом пальте очень красивый!
Я говорю шоферу: «Едь вперёд!»
К игре «Рифмы»
Гармошка-картошка, корзина-картина, рот-крот, ворона-корона, трава-дрова, крыша-крыса, жар-шар, зуб-суп, коза-коса, ужи-ежи, рак-лак, дом-том,ком, моржи-ножи, рожок-флажок, ребёнок-жеребёнок, майка-зайка.
К игре «Назови героя и автора сказки»
Возле леса на опушке
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки-
Кто герои этой сказки?
(Три медведя, народная сказка)
Лечит бабочек, шмелей,
Лечит птиц он и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит, К.И. Чуковский)
Толстяк живёт на крыше,
Летает всех он выше.
Кто это?
(Карлсон, А. Линдгрен)
Она умна, добра, красива и мила,
А имя её от слова «зола».
(Золушка, Ш.Перро)
Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их… И до чего же
Братья дружные похожи…
(Три поросёнка, англ. нар. сказка)
К игре «Азбука вежливости»
Здравствуйте, доброе утро, добрый день, спасибо, добрый вечер, доброй ночи, благодарю вас. Спокойной ночи, добрых снов, будьте добры, пожалуйста. Я рад за вас, до свидания, пожалуйста, извините, счастливого пути, пусть хранит вас судьба, счастливого пути.
Скороговорки и чистоговорки
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Маша под душем моет шею и уши.
Шуршат камыши, в камышах малыши.
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
Целый день цыплёнок Цып возле курицы сидит.
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Трое трубачей трубили в трубы.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
От топота копыт пыль по полю летит.
Купила Маруся бусы бабусе.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
У Аграфены и Арины растут георгины.
На иве галки, на берегу - галька.
Проворонила ворона воронёнка.
На лужайке дятел жил, дуб как долотом долбил.
Ослик был сегодня зол – он узнал, что он осёл.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Рекомендуем посмотреть:
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»