Автор: Лосева Ирина Владимировна, ст. методист Детско-юношеского центра г. Волгограда, педагог дополнительного образования
Описание материала: данная экскурсия проводилась в музее истории образования Царицына - Сталинграда — Волгограда с детьми 6-7 лет. Думаю, что предложенный материал будет интересен, как воспитателям подготовительных групп, так и учителям начальных классов, так как знакомит детей с предметами школьного быта прошлого века в увлекательной игровой форме, вместо экспонатов можно использовать фотографии школьных принадлежностей.
Методическая разработка к тематической экскурсии "Школа наших бабушек"
Цель:
расширение общего кругозора;
воспитание культуры музейного зрителя;
развитие внимания, наблюдательности, мышления.
Ход мероприятия:
Дорогие ребята, скоро вы пойдёте в школу. Научитесь не только читать и писать, начнёте познавать наш большой и увлекательный мир. У вас будет много разных уроков: математика, окружающий мир, история и многие другие.
А мы с вами сейчас находимся в музее.
- Кто из вас знает, что такое музей?
Музей - это место, где собраны и хранятся старинные вещи. А наш музей не простой. Это музей истории народного образования Царицына - Сталинграда - Волгограда. И рассказывает нам о том, когда появились первые школы в нашем городе, кто и чему в них учился.
Вот и мы с вами перенесёмся на много лет назад и побываем в школе, в которой учились ваши бабушки и дедушки, а, может быть, даже прабабушки и прадедушки. Мы узнаем, что они носили с собой в школу, какие учебники, тетради и ручки у них были.
Но наше путешествие сегодня будет не совсем обычным, прежде чем увидеть экспонат нашего музея, вам необходимо отгадать загадку.
Итак, отправляемся....
Вот вам первая загадка:
Стоит чудесная скамья,
на ней уселись ты да я,
скамья ведёт обеих нас
из года в год, из класса в класс.
Что это такое?
Верно, это парта.
Когда вы придёте в школу, вас там будут ждать удобные столы и удобные стульчики. А ведь когда-то давно в классах стояли не столы и стулья, а вот такие парты.
Рассматривание экспоната 1
Фото 1
Школьный стол прочно соединён со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом - подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. Со временем у парт появились отверстия для чернильниц, углубление для ручек и крючки для портфелей.
Попробуйте посидеть за партой, удобно?
Ну что ж, вот вам ещё одна загадка:
По чёрному белым
пишут то и дело.
Потрут тряпицей
чиста страница.
Школьная доска, верно.
Рассматривание экспоната 2 (фото 1)
Придя сегодня в школу, вы вряд ли где увидите такие доски, сейчас они зелёные или интерактивные, т.е. управляются с помощью компьютера.
А ваши бабушки писали именно на таких досках.
Перед уроком дежурный по классу тщательно мыл тряпку, а потом вытирал с доски. А учитель следил за тем, чтобы перед началом урока в классе всегда была чистая доска и мокрая тряпка.
А кто из вас сможет отгадать следующую загадку?
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
только слышно: стук да стук
Рассматривание экспоната 3 (фото 1)
Счёты — это устройство для произведения простых математических действий, оно было одним из первых вычислительных устройств. Я называю их первым калькулятором. Счёты представляют собой раму с нанизанными костяшками. Передвигая эти костяшки, очень легко складывать и отнимать числа. Счёты были разных размеров: от очень больших, которые стояли у доски, до очень маленьких, которые школьники носили в своих портфелях.
У нас представлены счёты разных размеров. Мы тоже с вами можем попробовать посчитать на них.
Предлагается детям посчитать на счётах
Ну что ж, дорогие друзья, мы с вами находимся в классе наших бабушек. Мы посмотрели, какая в классе была обстановка, за какими партами они сидели, на каких досках писали, а теперь давайте заглянем к ним в портфель, какие книги и тетради они носили в школу, какими ручками писали.
И вот вам следующая загадка:
Новый дом несу в руке,
дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
все ужасно важные..
Ваши родители, конечно же, вам скоро купят красивые удобные рюкзаки, с которыми вы пойдёте в школу. А раньше почти все портфели были одинаковой формы, почти все они были тёмные, на них не было никаких рисунков, но зато очень удобно было кататься с горки. Такой портфель представлен в нашем музее.
Рассматривание экспоната 4
А что же клали в свой портфель школьники прошлого века?
И вот вам ещё одна загадка:
В этой узенькой коробке
ты найдёшь карандаши,
ручки, перья, скрепки, кнопки
что угодно для души.
Рассматривание экспоната 5
Пенал ...Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без... В нашем музее вы видите пенал. 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы. Посмотрите здесь есть и счёты, и алфавит, и часы. В своё время он считался очень модным.
И в пенале обязательно лежали... :
Отгадай, что за вещица,-
острый клювик, а не птица,
этим клювиком она
сеет - сеет семена.
Не на поле, не на грядке -
на листах твоей тетрадки.
Авторучки...верно.
В пенале, который вы видите в витрине лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками — перьевыми. Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание. Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.
Рассматривание экспоната 6
Фото 4
Чем же они отличались от обычных, шариковых, которыми мы с вами привыкли пользоваться?
Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко.
Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка».
А мы сегодня с вами попробуем убедиться, что писать такими ручками было нелегко.
Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособление.
Рассматривание экспоната 7 (фото 4)
И называется это приспособление — чернильница -непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила. А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники.
Но всё равно не обходилось без клякс.
Замарашка, озорница
вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы получил я единицу.
Ну что ж, ребята, давайте попробуем пописать перьевыми ручками, не поставив кляксу, и убедимся, как это трудно с непривычки.
Ребята пробуют написать буквы, слова перьевыми ручками.
У нас осталось совсем немного предметов из бабушкиного портфеля. И вот вам следующая загадка:
То я в клетку, то в линейку,
написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
кто такая я?
Правильно «тетрадь».
Рассматривание экспоната 8
У нас в музее представлены не просто тетради, а прописи. Это сейчас прописи яркие красивые, а раньше на уроках чистописания писали именно в таких прописях, которые представлены в нашем музее. В них практически нет рисунков, но зато очень красивыми получались буквы.
Как вы думаете, что ещё должно обязательно лежать в портфеле первоклассника?
Я всё знаю, всех учу,
хотя сам всегда молчу,
чтоб со мною подружиться,
надо грамоте учиться?
Что же это? Верно, букварь.
Букварь — первый учебник школьника во все времена. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.
Рассматривание экспоната 9,10,11
Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами ненадолго отправились в прошлое, чтобы посмотреть, как учились наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Думаю, что это путешествие было для вас познавательным, и вы для себя открыли много нового.
До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе
Комплексное занятие с детьми подготовительной группы по ознакомлению с природой и конструирование
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зоопарк»
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Птицы
Конспект НОД в подготовительной группе к 23 февраля