Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е.Пермяку

Автор: Провоторова Светлана Чеславовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 8 компенсирующего вида», город Сосногорск.

Описание: Предлагаю конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп. Особое внимание на занятии уделяется развитию связной монологической речи и отработке лексико-грамматических категорий по лексической теме «Обувь».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Уточнение и расширение словаря: корыто, палуба.

2. Развитие синтаксической стороны речи – закрепление понятия предложение.

3. Совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа; согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Обучение составлению предметно-графического плана рассказа.

2. Развитие связной речи - пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план.

3. Развитие объёма вербальной слуховой кратковременной памяти.

4. Развитие зрительного восприятия, мышления, совершенствование мелкой моторики руки.

Коррекционно-воспитательная задача:

Воспитание умения внимательно слушать и оценивать ответы детей, воспитание доброжелательности.

Оборудование: картинки обуви, иллюстрации к рассказу «Кот в сапогах» по Е. Пермяку, игрушки: корабль, корыто, предметно-графический план рассказа, индивидуальные тетради детей.

Ход логопедического занятия:

1.  Организационный момент:

- Ребята, посмотрите, сказочные зверушки потеряли обувь, давайте расскажем кто, что потерял и отыщем потерю.

- Кот потерял красный сапог, свинка  потеряла зелёный ботинок, собака потеряла голубую тапку, козлёнок потерял чёрный валенок.

- Назовите у кого что?

Упражнение «У кого что?»

- У кота сапоги - кот в сапогах; у свинки ботинки – свинка в ботинках, у собаки тапки - собака в тапках, у козлёнка валенки - козлёнок в валенках.

2. Чтение рассказа Е.Пермяка «Кот в сапогах»

- Послушайте историю, в которой кот тоже носил сапоги.

Шёл корабль в открытом море. Вдруг моряки заметили в волнах корыто. В корыте сидел рыжий кот. Удивились моряки: как он здесь очутился? Спасли моряки кота и назвали Тёмкой.

Кот быстро подружился с моряками.  Но вскоре моряки заметили, что кот боится ступать на палубу. По железному полу палубы коту было больно ходить. Решили моряки обуть Тёмке лапы. Один моряк  выбрал мягкую красную кожу и сшил сапоги. Теперь Тёмка стал котом в сапогах.

3. Беседа по содержанию рассказа

- Где шёл корабль? Корабль плыл по морю.

- Что заметили моряки в волнах? Моряки заметили в волнах корыто.

- Кто сидел в корыте?

- Как поступили моряки? Моряки спасли кота.

- Как назвали моряки кота?

- Что заметили моряки, когда кот жил на корабле?

- Почему Тёмка  боялся ходить по палубе?

- Что придумали моряки?

- Из какой кожи сшил моряк сапоги коту?

- Как стали называть кота моряки, когда ему сшили сапоги?

Словарная работа – уточнение семантики слов:

- Что такое корыто? Выберите картинку, где нарисовано корыто. Раньше в корыте стирали бельё.

- Рассмотрите корабль, покажите,  где находится палуба? Палуба – верхняя открытая часть корабля.

4. Деление рассказа на смысловые части

Чтение рассказа по частям

- Подумайте и скажите, что самое главное случилось в первой (второй) части рассказа?

- Давайте назовём части рассказа:

1. Моряки спасли кота

2. Моряки обули кота

5. Составление предметно-графического плана рассказа

Давайте запишем рассказ картинками.

- Выберите картинки, о которых говорится в первой части рассказа: шёл корабль, увидели корыто, сидел рыжий кот, спасли кота, назвали Тёмкой.

- Выберите картинки, о которой говорится во второй части рассказа: подружился с командой, боится ходить по палубе, выбрали красную кожу, сшили сапоги.

1. Спасли кота

Шёл корабль

Увидели корыто

Спасли кота

Назвали Тёмкой

2. Обули кота

Подружился с командой

Боится ходить по палубе

Решили обуть

Сшили сапоги

- Давайте запишем картинками первое предложение. О чём говорится в предложении? Назовите слова предметы. Назовите слова действия.

6. Пальчиковая гимнастика

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

Как у пса на лапках голубые тапки.

А козлёнок маленький надевает валенки!

А сыночек Вовка новые кроссовки.

Вот так, вот так – новые кроссовки!

7. Повторное чтение рассказа

8. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план

(пересказ по частям)

1. спасли кота.

2. обули кота.

9. Работа в тетрадях

Задание – обвести и  раскрасить коту сапоги.

10. Итог занятия

Вспомните, как называется рассказ, который мы пересказывали?

У кого рассказ получился наиболее интересным?

Оценка работы всех детей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Познавательное занятие в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

Тамара Геннадьевна # 18 февраля 2014 в 17:32 0
Очень понравился конспект! Возьму себе все. Рассказ для пересказа забавный. Только вот у пальчиковой гимнастики какие движения? А картинки к рассказу у вас есть?
Наталья Александровна Рудь # 8 ноября 2014 в 20:13 0
Здравствуйте! Занятие интересное. Возьму что-то себе на заметку. Спасибо)) Приглашаю в гости
Алла Сулумбековна Лихоманова # 15 января 2015 в 19:00 0
Занятие понравилось.Добавлю себе в копилочку.
Кристина Викторовна Омышева # 29 января 2015 в 12:36 0
Добрый день !! Интересный,лаконичный,последовательный конспект.
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 20:32 0
занятие понравилось, я тоже очень люблю обучение рассказыванию с использованием графических планов.Это доступно и просто для детей дошкольного возраста.
Лариса Михайловна Алибаева # 7 октября 2015 в 22:02 0
Занятие насыщенное.А вот как со временем?Оно не выйдет за временные рамки?Сейчас ведь с этим очень строго.
Татьяна Владимировна Михайлова # 16 января 2017 в 22:36 0
Здравствуйте! Очень интересное и познавательное занятие. Подробная и кропотливая работа над текстом. Пересказ-это очень трудно для детей, а у вас все как-то просто и занимательно.Спасибо!