Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е.Пермяку
Автор: Провоторова Светлана Чеславовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 8 компенсирующего вида», город Сосногорск.
Описание: Предлагаю конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп. Особое внимание на занятии уделяется развитию связной монологической речи и отработке лексико-грамматических категорий по лексической теме «Обувь».
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнение и расширение словаря: корыто, палуба.
2. Развитие синтаксической стороны речи – закрепление понятия предложение.
3. Совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа; согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Обучение составлению предметно-графического плана рассказа.
2. Развитие связной речи - пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план.
3. Развитие объёма вербальной слуховой кратковременной памяти.
4. Развитие зрительного восприятия, мышления, совершенствование мелкой моторики руки.
Коррекционно-воспитательная задача:
Воспитание умения внимательно слушать и оценивать ответы детей, воспитание доброжелательности.
Оборудование: картинки обуви, иллюстрации к рассказу «Кот в сапогах» по Е. Пермяку, игрушки: корабль, корыто, предметно-графический план рассказа, индивидуальные тетради детей.
Ход логопедического занятия:
1. Организационный момент:
- Ребята, посмотрите, сказочные зверушки потеряли обувь, давайте расскажем кто, что потерял и отыщем потерю.
- Кот потерял красный сапог, свинка потеряла зелёный ботинок, собака потеряла голубую тапку, козлёнок потерял чёрный валенок.
- Назовите у кого что?
Упражнение «У кого что?»
- У кота сапоги - кот в сапогах; у свинки ботинки – свинка в ботинках, у собаки тапки - собака в тапках, у козлёнка валенки - козлёнок в валенках.
2. Чтение рассказа Е.Пермяка «Кот в сапогах»
- Послушайте историю, в которой кот тоже носил сапоги.
Шёл корабль в открытом море. Вдруг моряки заметили в волнах корыто. В корыте сидел рыжий кот. Удивились моряки: как он здесь очутился? Спасли моряки кота и назвали Тёмкой.
Кот быстро подружился с моряками. Но вскоре моряки заметили, что кот боится ступать на палубу. По железному полу палубы коту было больно ходить. Решили моряки обуть Тёмке лапы. Один моряк выбрал мягкую красную кожу и сшил сапоги. Теперь Тёмка стал котом в сапогах.
3. Беседа по содержанию рассказа
- Где шёл корабль? Корабль плыл по морю.
- Что заметили моряки в волнах? Моряки заметили в волнах корыто.
- Кто сидел в корыте?
- Как поступили моряки? Моряки спасли кота.
- Как назвали моряки кота?
- Что заметили моряки, когда кот жил на корабле?
- Почему Тёмка боялся ходить по палубе?
- Что придумали моряки?
- Из какой кожи сшил моряк сапоги коту?
- Как стали называть кота моряки, когда ему сшили сапоги?
Словарная работа – уточнение семантики слов:
- Что такое корыто? Выберите картинку, где нарисовано корыто. Раньше в корыте стирали бельё.
- Рассмотрите корабль, покажите, где находится палуба? Палуба – верхняя открытая часть корабля.
4. Деление рассказа на смысловые части
Чтение рассказа по частям
- Подумайте и скажите, что самое главное случилось в первой (второй) части рассказа?
- Давайте назовём части рассказа:
1. Моряки спасли кота
2. Моряки обули кота
5. Составление предметно-графического плана рассказа
Давайте запишем рассказ картинками.
- Выберите картинки, о которых говорится в первой части рассказа: шёл корабль, увидели корыто, сидел рыжий кот, спасли кота, назвали Тёмкой.
- Выберите картинки, о которой говорится во второй части рассказа: подружился с командой, боится ходить по палубе, выбрали красную кожу, сшили сапоги.
1. Спасли кота
Шёл корабль
Увидели корыто
Спасли кота
Назвали Тёмкой
2. Обули кота
Подружился с командой
Боится ходить по палубе
Решили обуть
Сшили сапоги
- Давайте запишем картинками первое предложение. О чём говорится в предложении? Назовите слова предметы. Назовите слова действия.
6. Пальчиковая гимнастика
Как у нашей кошки на ногах сапожки.
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
Как у пса на лапках голубые тапки.
А козлёнок маленький надевает валенки!
А сыночек Вовка новые кроссовки.
Вот так, вот так – новые кроссовки!
7. Повторное чтение рассказа
8. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план
(пересказ по частям)
1. спасли кота.
2. обули кота.
9. Работа в тетрадях
Задание – обвести и раскрасить коту сапоги.
10. Итог занятия
Вспомните, как называется рассказ, который мы пересказывали?
У кого рассказ получился наиболее интересным?
Оценка работы всех детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»
Конспект НОД для старшей группы детского сада
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Познавательное занятие в старшей группе
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе