Автор: Леонова Оксана Анатольевна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад «Огонек», г. Надым
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7лет) по теме « Весна и приметы весны». Данный материал будет полезен учителям – логопедам и воспитателям старших возрастных групп. Это конспект коррекционного занятия направленного на активизацию словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» у старших дошкольников имеющих речевые нарушения.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Весна и приметы весны». Образовательная область «Коммуникация»
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» и закрепление в речи поставленных звуков.
Коррекционно – образовательные задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
Коррекционно – развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко – слогового анализа и умение определять положение звука в слове, навык правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа, образовывать однокоренные слова, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, мелкую моторику и тактильную чувствительность.
Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.
Оборудование: картинный материал по темам «весна, приметы весны, птицы, дикие животные, наборы индивидуальных планшетов с дорожками, панно с карманами, мячи разных размеров и изготовленные из разных материалов, панно города «Красивой речи», галстуки для каждого ребенка.
Предварительная работа: Прочитать сказку «Двенадцать месяцев» и посмотрели мультфильм по сказке, провели беседу по сказке.
Ход НОД:
Вводная часть:/дети стоят полукругом/
Цель: /сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели./
Логопед: Ребята! Нам пришло тревожное письмо от жителей сказочного города. А называется он «город красивой речи». Они просят о помощи и надеются только на нас. Из – за долгой «Зимы», город становится бесцветным и может исчезнуть совсем. Помочь несчастью может только «Весна», т.к. с ее приходом вся природа оживает и город становится разноцветным. Но она куда то запропастилась. Надеемся на вашу смекалку и сообразительность.
- Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)
- А сейчас какой месяц?
- А какая погода у нас на улице? (Холодная)
Логопед: с настоящей ЗИМОЙ справиться будет сложно, но сказочную мы с вами точно одолеем, т.к.
Мы ребята смелые, ловкие, умелые.
Мы друг другу помогаем,
И друзей в беде не бросаем.
(дети надевают галстуки друзей)
Основная часть:
Логопед: Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.
У меня в волшебной бабушкиной шкатулке, такая закличка тоже есть (дети произносят ее вместе с логопедом):
Звонко с крыши капли скачут.
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку.
И на бабушкину кошку.
Игра «Вопрос – ответ»- проводится с использованием резинового мяча.
Цель:/Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов)/
Логопед: Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель);
- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли);
- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька);
- Если капли капают, какие они? (капающие);
- Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова
КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием резинового мяча.
Цель:/Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках/.
Логопед: А какие приметы весны вы еще знаете?
- солнце светит ярко и пригревает.
- на солнце снег начинает таять.
- появились первые проталинки вокруг деревьев.
- ночи стали короче, а дни длиннее.
- побежали веселые ручейки.
-мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую - весеннюю.
- вся природа просыпается от зимнего сна.
Логопед: Ваши ответы радуют меня.
Игра «Капельки или раздели на слоги» - проводится с использованием малых стеклянных мячиков – шариков. ( дети сидят за партами).
Цель:/Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности/.
Логопед: Ребята, пока мы играли в мяч, посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.( дети находят в тазике по одному предмету, название предметов делят на слоги и раскладывают в ведра с сосульками: 1 сосулька – 1 слог, 2 сосульки – 2 слога, 3 сосульки – 3 слога).
(Лист, лужа, сосулька, солнышко, дерево, капля, туча, ручей).
Игра «Назови ласково» - проводится с использованием среднего мячика – ежика, перекатыванием по столу.
Цель:/Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)/
Логопед – дети
Солнце – солнышко;
Лист – листочек;
Лужа – лужица;
Сосулька – сосулечка;
Дерево – деревце;
Капля – капелька;
Туча – тучка;
Ручей – ручеёк.
Игра «Волшебные дорожки»- проводится с использованием малых мячиков – ежиков, прокатыванием по индивидуальным карточкам – дорожкам.
Цель: /Развитие мелкой моторики с проговариванием чистоговорок (изменение существительного по падежам)/.
Чей – чей – чей – течет чистенький ручей;
Чья – чья – чья – не пей водичку из ручья;
Чью – чью – чью – плывет лодка по ручью:
Чей – чей – чей – пустили лодочку в ручей;
Чьём – чьём – чьём – плывет тучка над ручьем.
Логопед: я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.
(Звучит музыкальное сопровождение «Пение птиц»)
Логопед: (детям предлагается выйти на ковер и прислушаться).
- Что вы слышите? (пение птиц)
- Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами? (зимующие птицы).
- Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран? (перелетные птицы).
Игры: «Выбери»
Цель:/Уточнение и расширение знаний о зимующих и перелетных птицах/.
(Дети отбирают перелетных птиц и прикрепляют к дереву, а зимующих сажают в кормушку).
Игры: «Один – много»- проводится с использованием мяча из ткани.
Цель:/Совершенствование грамматического строя ( употребление существительных в единственном и множественном числе)/
Журавль – много журавлей,
Утка – много уток,
Лебедь – много лебедей,
Ласточка – много ласточек,
Грач – много грачей,
Аист – много аистов,
Скворец – много скворцов,
Стриж – много стрижей.
Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
(Звучит музыкальное сопровождение «рев медведя»)
(Дети сидят на стульчиках у мольберта. На нем прикреплены дикие животные и детеныши около своих домиков).
Игра «Чей? Чья? Чьё?»
Цель:/Совершенствование грамматического строя( образование притяжательных прилагательных)/.
- Лапа чья? (медвежья),
- морда чья? (волчья, лисья, заячья).
Игра: «Назови домик и детенышей).
Цель:/Уточнение и расширение знаний о диких животных и их детенышей, жилище /.
- Где живет лиса? (в норе),
( медведь – в берлоге, волк в логове, белка в дупле).
- У лисы кто детеныши? (лисята),
(медведицы – медвежата, у волчицы – волчата, у белки – бельчата, у зайчихи – зайчата).
Логопед: Чтобы медведь громко не ревел, мы его угостим вареньем из малины.
- Варенье из малины какое? (малиновое).
Игра: «Угощение» - проводится с использованием резинового мяча.
Цель:/Совершенствование грамматического строя( образование относительных прилагательных от существительных совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов )/.
(дети садятся на «пеньки» – за парты и логопед угощает их соком из фруктов и овощей в импровизированных стаканчиках).
- сок из моркови какой? (морковный);
- сок из персика какой? (персиковый);
- сок из яблок какой? (яблочный);
- сок из помидор какой? (томатный);
- сок из винограда какой? (виноградный);
- сок из груши какой? (грушевый);
- сок из мандарин какой? (мандариновый).
- Сколько звуков в слове СОК?
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
- Какой третий звук?
- Выложите схему слова сок цветовыми символами.
Заключительная часть.
Логопед: я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно. Посмотрите ребята, наши старания были не напрасны. В городе «Красивой речи» наступила волшебная «ВЕСНА». Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным. Поспешим к своим друзьям в группу, а вернуться в детский сад помогут волшебные слова:
Все трудности прошли,
Друзей приобрели.
А теперь клубочек мой,
Ты верни нас всех домой.
Итог:
Логопед: вот мы и очутились дома.
- Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?
- Почему?
- Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?
- Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?
Рекомендуем посмотреть:
Познавательное занятие в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Конспект НОД для старшей группы детского сада
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе