Конкурсы

Конспект НОД ОО «Коммуникация» в старшей группе по теме «Весна и приметы весны»

Автор: Леонова Оксана Анатольевна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад «Огонек», г. Надым

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7лет) по теме « Весна и приметы весны». Данный материал будет полезен учителям – логопедам и воспитателям старших возрастных групп. Это конспект коррекционного занятия направленного на активизацию словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» у старших дошкольников имеющих речевые нарушения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Весна и приметы весны». Образовательная область «Коммуникация»

Цель:  Активизация словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» и закрепление в речи поставленных звуков.

Коррекционно – образовательные задачи:  Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.  

Коррекционно – развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко – слогового анализа  и умение определять положение звука в слове,  навык правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами,  умение образовывать существительные множественного числа,  образовывать однокоренные слова, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.

Оборудование: картинный материал по темам «весна, приметы весны, птицы, дикие животные, наборы индивидуальных планшетов с дорожками, панно с карманами, мячи разных размеров и изготовленные из разных материалов, панно города «Красивой речи», галстуки для каждого ребенка.

Предварительная работа:  Прочитать сказку «Двенадцать месяцев» и посмотрели мультфильм по сказке, провели беседу по сказке.

Ход НОД:

Вводная часть:/дети стоят полукругом/

Цель: /сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели./

Логопед: Ребята! Нам пришло тревожное письмо от жителей сказочного города. А называется он «город красивой речи». Они просят о помощи и надеются только на нас. Из – за долгой «Зимы»,  город становится бесцветным и может исчезнуть совсем. Помочь несчастью может только «Весна», т.к. с ее приходом вся природа оживает и город становится разноцветным.  Но она куда  то запропастилась. Надеемся на вашу смекалку и сообразительность.

- Ребята! Кто вспомнит,  какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)

- А сейчас какой месяц?

- А какая погода у нас на улице? (Холодная)

Логопед: с настоящей ЗИМОЙ справиться будет сложно, но сказочную мы с вами точно одолеем, т.к.

Мы ребята смелые, ловкие, умелые.

Мы друг другу помогаем,

И друзей в беде не бросаем.

(дети надевают галстуки друзей)

Основная часть:

Логопед: Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.

У меня в волшебной бабушкиной шкатулке, такая закличка тоже есть (дети произносят ее вместе с логопедом):

Звонко с крыши капли скачут.

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку.

И на бабушкину кошку.

Игра  «Вопрос – ответ»- проводится с использованием  резинового мяча.

Цель:/Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов)/

Логопед: Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель);

- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли);

- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька);

- Если капли капают, какие они?  (капающие);

- Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова

КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием  резинового мяча.

Цель:/Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках/.

Логопед: А какие приметы весны вы еще  знаете?

- солнце светит ярко и пригревает.

- на солнце снег начинает таять.

- появились первые проталинки вокруг деревьев.

- ночи стали короче, а дни длиннее.

- побежали веселые ручейки.

-мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую - весеннюю.

- вся природа просыпается от зимнего сна.

Логопед: Ваши ответы радуют меня.

Игра «Капельки или раздели на слоги» - проводится с использованием  малых стеклянных мячиков – шариков. ( дети сидят за партами).

Цель:/Совершенствование навыка  слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности/.

Логопед: Ребята, пока мы играли в мяч, посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.( дети находят в тазике по одному предмету, название предметов делят на слоги и раскладывают в ведра с сосульками: 1 сосулька – 1 слог, 2 сосульки – 2 слога, 3 сосульки – 3 слога).

(Лист, лужа, сосулька, солнышко, дерево, капля, туча, ручей).

Игра  «Назови ласково» - проводится с использованием среднего мячика – ежика, перекатыванием по столу.

Цель:/Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)/

Логопед – дети

Солнце – солнышко;

Лист – листочек;

Лужа – лужица;

Сосулька – сосулечка;

Дерево – деревце;

Капля – капелька;

Туча – тучка;

Ручей – ручеёк.

Игра «Волшебные дорожки»- проводится с использованием малых мячиков – ежиков, прокатыванием по индивидуальным карточкам – дорожкам.

Цель: /Развитие мелкой моторики с проговариванием чистоговорок (изменение существительного по падежам)/.

Чей – чей – чей – течет чистенький ручей;

Чья – чья – чья – не пей водичку из ручья;

Чью – чью – чью – плывет лодка по ручью:

Чей – чей – чей – пустили лодочку в ручей;

Чьём – чьём – чьём – плывет тучка над ручьем.

Логопед: я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.

(Звучит музыкальное сопровождение «Пение птиц»)

Логопед: (детям предлагается выйти на ковер и прислушаться).

- Что вы слышите? (пение птиц)

- Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами? (зимующие птицы).

- Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран? (перелетные птицы).

Игры: «Выбери»

Цель:/Уточнение и расширение знаний о зимующих и перелетных птицах/.

(Дети отбирают перелетных птиц и прикрепляют к дереву, а зимующих сажают в кормушку).

Игры:  «Один – много»- проводится с использованием  мяча из ткани.

Цель:/Совершенствование грамматического строя ( употребление существительных в единственном и множественном числе)/

Журавль – много журавлей,

Утка – много уток,

Лебедь – много лебедей,

Ласточка – много ласточек,

Грач – много грачей,

Аист – много аистов,

Скворец – много скворцов,

Стриж – много стрижей.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

(Звучит музыкальное сопровождение «рев медведя»)

(Дети сидят на стульчиках у мольберта. На нем прикреплены дикие животные и детеныши около своих домиков).

Игра  «Чей? Чья? Чьё?»

Цель:/Совершенствование грамматического строя( образование притяжательных прилагательных)/.

- Лапа чья? (медвежья),

- морда чья? (волчья, лисья, заячья).

Игра: «Назови домик и детенышей).

Цель:/Уточнение и расширение знаний о диких животных и их детенышей, жилище /.

- Где живет лиса? (в норе),

( медведь – в берлоге, волк в логове, белка в дупле).

- У лисы кто детеныши? (лисята),

(медведицы – медвежата,  у волчицы – волчата, у белки – бельчата, у зайчихи – зайчата).

Логопед: Чтобы медведь громко не ревел,  мы его угостим вареньем из малины.

- Варенье из малины какое?  (малиновое).

Игра: «Угощение» - проводится с использованием  резинового мяча.

Цель:/Совершенствование грамматического строя( образование относительных прилагательных от существительных совершенствование навыка  слогового и звукового анализа слов  )/.

(дети садятся на «пеньки» – за парты и логопед угощает их соком из фруктов и овощей в импровизированных стаканчиках).

- сок из моркови какой? (морковный);

- сок из персика какой? (персиковый);

- сок из яблок какой?     (яблочный);

- сок из помидор какой? (томатный);

- сок из винограда какой? (виноградный);

- сок из  груши какой?     (грушевый);

- сок из мандарин какой? (мандариновый).

- Сколько звуков в слове СОК?

- Какой первый звук?

- Какой второй звук?

- Какой третий звук?

- Выложите схему слова сок цветовыми символами.

Заключительная часть.

Логопед: я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно. Посмотрите ребята, наши старания были не напрасны. В городе «Красивой речи» наступила волшебная «ВЕСНА». Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным. Поспешим к своим друзьям в группу, а вернуться в детский сад помогут волшебные слова:

Все трудности прошли,

Друзей приобрели.

А теперь клубочек  мой,

Ты верни нас всех домой.

Итог:

Логопед: вот мы и очутились дома.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом.  Скажите, каким было наше путешествие?

- Почему?

- Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

- Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Познавательное занятие в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

Татьяна Сергеевна Вагина # 27 мая 2014 в 18:58 +1
Я очень люблю обобщающие зантия по коко-либо технике, и часто использую их. На них можно отметить все пробелы в знаниях детей, которыми они обладают в конкретной теме. Ваш отличный конспект возьму на заметку, отличное занятие по обобщению знаний!!!
Валентина Ивановна Мельникова # 17 июня 2014 в 18:04 0
Очень насыщенная речевая НОД! Использовано большое количество словесных игр, что поддерживает интерес у детей на протяжении всего времени. Судя по содержанию, у детей большой словарный запас. Большое спасибо! Буду использовать некоторые ваши приёмы в своей работе!
Алла Сулумбековна Лихоманова # 15 января 2015 в 19:14 0
Конспект понравился. Хорошая грамматическая работа проделана.
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 20:46 0
конспект очень понравился. Много дидактических игр на развитие грамматики, лексики, звукового анализа,мелкой моторики. все последовательно и взаимосвязано.
Ирина Вячеславовна Абрамовская # 28 марта 2016 в 21:20 0
Из занятия видно,что у детей большой словарный запас-значит работа велась последовательно в течении всего времени.Много словесных игр,интересное применение мячей для развития мелкой моторики.Все продумано,описано четко и подробно.Спасибо!