Конспект НОД в старшей группе на тему «Свойства воды»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Автор: Пахтусова Наталья Борисовна, воспитатель ГБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад №111 город Санкт-Петербург

Описание: Предлагаю вам конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Свойства воды». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Свойства воды»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

 -закрепить знания о круговороте воды в природе

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

Картинка «Круговорот воды в природе»

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.

Ход НОД:

Организационный момент:

 - Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Основная часть.

- Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?

- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?

- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

- Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?

Опытно-исследовательская деятельность.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?

- Значит вода какая? (прозрачная).

- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)

- Имеет ли вода определённую фору? (нет)

- Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?

Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.

- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной, другой-это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?

Опытно-исследовательская деятельность.

- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Заключительная часть.

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

- Какие свойства есть у воды?

- Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Познавательное занятие в старшей группе

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 4 января 2014 в 20:24 +2
Интересное занятие, здорово, что ребята участвуют в опытно-экспериментальной деятельности! Лучше один раз попробовать самому провести опыт, тогда ребёнок надолго запомнит))) Понравился опыт с пресной и солёной водой, такой приём учит детей думать, расуждать и делать вывод. Спасибо за конспект!
Ольга Борисовна Загидуллина # 9 января 2014 в 19:36 +1
Мне понравилось ваше занятие.Интересные опыты я думаю что детям очень интересно было.Я тоже проводила с детьми исследовательскую деятельность с замораживанием воды.Детям очень понравилось.
Марина Александровна Горбачева # 31 января 2014 в 21:50 0
очень интересное занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности,спасибо)))
Татьяна Федоровна Стародомская # 31 января 2014 в 23:08 +2
Отличное занятие! Спасибо!
Александра Федоровна Красненкова # 2 февраля 2014 в 15:37 0
Занятие очень интересное. Детям самим очень интересно поучаствовать в опытной деятельности. Это запоминается лучше как говорят : Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Айгуль # 11 февраля 2014 в 17:14 0
Очень интересное и полезное занятие. Детям,наверное, очень было интересно быть в роли исследователей и ставить опыты. Мы готовимся у себя в саду к семинару по теме опытно-экспериментальной работы. В программе эта тема освещается вскользь, хотя требования по ФГТ есть по ОЭДеятельности. А Ваша разработка очень помогла мне в подготовке. Спасибо,Наталья Борисовна!
Ольга Саморокова # 15 февраля 2014 в 19:01 0
Дети побывавшие на море, может и знают, что вода соленая. Почему соленая? На этот вопрос дети побывавшие на море не ответят.  А как быть с остальными детьми?   Ваше занятие соответствует не только возрастным особенностям, но и доступно  через опытно-экспериментальную деятельность помогло познать, уточнить законы природы.
Галина Дмитриевна Эргеева # 18 февраля 2014 в 21:40 0
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Дети очень любят экспериментировать.Конспект хороший.
Снежана Валентиновна Семенникова # 28 февраля 2014 в 19:01 0
Очень интересное, познавательное занятие. Детям очень нравится исследовать, проводить эксперименты. Когда ребенок участвует в исследовании, он быстрее запомнит материал. Спасибо!
Татьяна Владимировна Гаранина # 10 марта 2014 в 14:01 0
В нашем детсом саду особое внимание к эксперементированию.Часто проводим интегрированые занятия, они для детей как досуг.Видела очень много.Ваше тоже можно взять в копилку.Мой голос и большое спасибо!
Наталья Николаевна Бодрая # 23 марта 2014 в 16:18 0
Очень интересное занятие, дети любят все делать сами, а не просто смотреть как это делает педагог. Спасибо Вам большое!
Марина Владимировна Козлова # 5 апреля 2014 в 19:05 0
Спасибо, за конспект занятия.Занятие носит развивающий характер, потому что дети используют приобретенный опыт, самостоятельно стараются добыть знания, а это очень важно.
Светлана Владимировна Бузмакова # 17 мая 2014 в 21:06 0
Интересное занятие развивающего характера. Исследование, эксперименты - это то, что поможет детям познать мир. Спасибо за работу.
Татьяна Сергеевна Вагина # 27 мая 2014 в 18:46 0
Спасибо вам большое за конспект! Благодаря занятиям по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более любознательными, интересующимися. Обязательно возьму ваш конспект себе на заметку!!!
Виолета Николаевна Кузьменкова # 2 июня 2014 в 02:35 0
Очень понравился конспект занятия, обязательно воспользуюсь данным материалом. Думаю, что особенно детям было интересно участвовать в опытно-экспериментальной деятельности!
Оксана Александровна Чеснокова # 15 июня 2014 в 22:11 0
очень понравилось занятие. Опыты это очень интересно для ребенка. и познавательно.
Валентина Ивановна Мельникова # 17 июня 2014 в 17:36 0
Экспериментирование всегда очень интересно детям. Полезный и нужный материал, который я, возможно, буду использовать при работе со своей группой.
Анна Владимировна Новикова # 3 августа 2014 в 17:26 0
Занятие подобрано на "ура"! Спасибо огромное! Экспериментирование- одно из любимых занятий для деток, им очень нравиться все видеть своими руками, участвовать в изменениях чего-либо, занятие понравилось еще и тем, что чередуются разные виды деятельности: и активной, и пассивной
Светлана Викторовна Оськина # 12 августа 2014 в 01:20 0
Здравствуйте. НОД мне понравился, а экспериментирование всегда интересно детям, а особенно когда они в нем участвуют. Также мне понравилось, что дети меняют вид деятельности, это важно, чтобы дети не уставали.
Ирина Николаевна Лещенко # 11 сентября 2014 в 17:06 0
Интересное занятие. В нашем садике во всех возрастных группах используют экспериментальную деятельность. Во время экспериментов дети наблюдают, думают,рассуждают, делают выводы.Спасибо за конспект.
Анна Сергеевна Тришанина # 6 октября 2014 в 06:40 0
спасибо, искала материал, чтобы познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность и вот оно! спасибо)
Елена Владимировна Брик # 16 октября 2014 в 09:20 0
Хорошее типовое занятие. Я бы в начале какую нибудь проблему озвучила интригу , что бы у детей была цель мотивация узнать о свойствах воды.
Татьяна Теодоровна Щукина # 24 октября 2014 в 19:52 0
Да ,учитывая требования по ФГОСу не хватает в начале занятия интригующего момента,мотивации,суховато как-то начало!Хотя в общем занятие очень интересное и познавательное,позволящее детям в опытно-экспериментальной деятельности выявить свойства воды!
Вера Кирилловна Кубышкина # 12 ноября 2014 в 14:40 0
Очень интересный опыт с соленой и пресной водой с плавающим яйцом. Дети хорошо знакомы со свойствами воды к старшему возрасту, а это необычно и интересно для детей. Думаю , что они захотят повторить его дома с родителями. Спасибо!
Марина Васильевна Семтина # 22 ноября 2014 в 18:34 0
Очень важно, что в опытно-экспериментальной деятельности ребёнок является не зрителем, а участником именно своего опыта.Вот так, как в вашем занятии.
Елена Петровна Ветренко # 21 декабря 2014 в 00:17 0
Экспериментирование очень нравится детям. Если правильно его оганизовать , например как это , то экспериментирования с водой будет приносить и радость и пользу. Молодцы.
Нафикова Ирина # 2 января 2015 в 21:11 0
Когда у ребенка есть возможность познать природу, исследуя, это дает толчок для его развития. Занятие понравилось, четко прописаны цели и задачи. Спасибо.
Ольга Николаевна Нечаева # 10 января 2015 в 16:12 0
Наталья Борисовна! Вами написано и проведено интересное занятие. Отлично то, что ваши воспитанники участвуют в опытно-экспериментальной деятельности! Лучше один раз попробовать самому провести опыт, тогда ребёнок надолго запомнит!
Алла Сулумбековна Лихоманова # 15 января 2015 в 18:41 0
Занятие полезное. Дети любят опыты, эксперименты. Спасибо за конспект.
Наталья Станиславовна Стержакова # 20 января 2015 в 20:41 0
Наталья Борисовна! Мне занятие очень понравилось. В начале вы использовали загадку, что привлечёт внимание детей к теме занятия. Подобраны интересные опыты. Дети принимают активное участие в исследовательской деятельности под руководством воспитателя.
Марина Викторовна Мальчихина # 26 января 2015 в 14:05 0
Исследовательская деятельность-моя любимая тема. Понравилось, как представлены доступно для детей физические и химические свойства воды.
Елена Ивановна Завидова # 3 апреля 2015 в 20:12 0
Детям очень нравится экспериментирование. Скоро в нашем саду будет проводиться "Почемучкина неделя", я обязательно воспользуюсь Вашим конспектом. Только опыт с яйцом и пресной и солёной водой, я порекомендую провести родителям дома, вместе с детьми, в качестве закрепления свойств воды.
Оксана Сергеевна Падалко # 6 апреля 2015 в 18:06 0
В доступной для детей форме решена задача ознакомления со свойствами воды, на протяжении всего занятия у детей не угасает исследовательский интерес, что побуждает ребят к дальнейшей экспериментальной деятельности.
Наталия Александровна Колесова # 9 июня 2015 в 11:52 0
Спасибо большое за занятие, интересное, динамичное получилось. Занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности являются для детей самыми увлекательными, заставляют анализировать, думать. Единственное, хотелось бы яйцо заменить, т.к. оно является хрупким материалом, если проводить со всей группой, сложно будет всех проконтролировать.
Подскажите пожалуйста, чем можно заменить.
Светлана Васильевна Науменко # 19 сентября 2015 в 21:47 0
Экспереметы,один из любимых видов занятий,надо попробовать со своими проэксперементировать с водой!!! спасибо за конспект.
Лариса Михайловна Алибаева # 7 октября 2015 в 21:59 0
Я думаю,что такого рода занятия детям всегда интересны. Экспериментировать они любят, но естественно под руководством взрослых.
Татьяна Сергеевна Губайдулина # 24 октября 2015 в 08:48 0
Спасибо за хороший конспект и опыт с яйцом. Я бы добавила в начале небольшое видео или презентацию в которой показала бы круговорот воды в природе.Экспериментирование в нашей группе вызывает у детей огромный интерес.
Татьяна Зиннатуллина # 7 ноября 2015 в 12:32 0
занятие познавательное, дети любят экспериментировать, опыты увлекают детей на занятии, развивается у детей мышление.
Ольга Михайловна Суранова # 10 декабря 2015 в 05:44 0
Экспериментирование всегда очень интересно детям.Занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности являются для детей самыми увлекательными, заставляют анализировать, думать. Лучше один раз попробовать самому провести опыт,чем один раз услышать или увидеть, только сделая сам ребёнок надолго запомнит! Занятие интересное, познавательное. Спасибо
Елена Владимировна Елясина # 12 декабря 2015 в 13:55 0
Конспект очень интересный.Особенно понравился опыт с соленой водой и то,что дети здесь-непосредственные участники,дети любят опыты,но еще больше-сами их проводить.Спасибо за идею!
Ирина Вячеславовна Абрамовская # 23 марта 2016 в 20:53 0
Детям нравиться активно принимать участие в экспериментировании,самим проводить опыты,видеть результаты и анализировать.Через все занятие дети не потеряли интерес,приобрели новые знания. Спасибо!
Любовь Михайловна Шинкарёва # 1 августа 2016 в 19:19 0
увлекательное познавательное занятие для детей. Такое занятие соответствует требованиям ФГОС. Детям не даются готовые знания, они их добывают сами, что особенно ценно.
Татьяна Викторовна Галушкина # 18 сентября 2016 в 19:44 0
Экспериментирование очень нужно в дошкольном возрасте.Спасибо за конспект.Все подробно и понятно описано.Некоторые части занятия взяла себе на вооружение.
Оксана Сергеевна Васильева # 15 октября 2016 в 09:09 0
Дети сами по себе исследователи , а когда опытный педагог им в этом еще помогает.Дети такой материал лучше усваивают и проявляют интерес. Занятие получилось отличное . Обязательно возьму на заметку. Спасибо.
Елена Андреевна Матвеева # 7 ноября 2016 в 15:22 0
Интересное занятие, можно некоторые моменты взять на заметку.
Татьяна Сергеевна Фролова # 2 января 2017 в 15:21 0
Считаю, что необходимо предусматривать логику от одной структурной части взаимодействия с детьми к другой. Ребенок должен чётко представлять назначение деятельности, зачем и каким способом решается та или иная проблема. Какую проблему решали, какой вывод сделали дети...Очень много укзаний воспитателя.
Ирина Петровна Копналина # 28 января 2017 в 13:39 0
Интересное занятие. Хорошо, что дети сами участвуют в опытах. Я думаю, материал так лучше запоминается.