Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Занятие №3

Тема: совершенствование навыка произношения звука – с – в речи детей

Цель:

коррекционно-образовательная: учить детей правильно произносить звук    - с- в слогах, словах, связной речи; активизация словаря детей по теме: «Осень»; учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); согласование существительных с глаголами единственного, множественного числа настоящего и прошедшего времени;

коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух,  восприятие, навык звукового анализа и синтеза; работать над развитием связной речи, учить составлять сложные предложения; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику рук

воспитательная: приучать детей к усидчивости, активности на занятии, уважению взрослых и сверстников

демонстрационный материал: картины с изображением лета и осени;

раздаточный материал: картинки со звуком –с-; карточки «Дождик», ручки

1. Организационный момент: «Сядет тот, кто правильно изменит слова по образцу»  (на доске картина «Осень»)

Лист падает – листья …падают, птица улетает – птицы … улетают, дождь идет – дожди … идут  и т.д.

2. Упражнение для развития дыхания: «Осенние листья» - дети с ладошки сдувают листья

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка», «Блинчик»

4. Логопед предлагает детям вспомнить песенку водички (– с – с – с -).

«Кто внимательный?» Нужно хлопнуть в ладоши, если услышал звук – с – среди других звуков, в слогах, словах:

м-р-к-с-п-т-с-в-л-с-…

Са, ко, му , ас, то, сы … 

сад, дом, кот, лес, усы, дуб, лиса …

5. Д/и «Звук потерялся» - добавить звук –с- и назвать слово:

…уп - суп, …ова - сова, …ок – сок, …ом – сом, …умка – сумка, …обака – собака, …апоги – сапоги, …амолет – самолет, …орока – сорока …

6. Чистоговорки:

Ос – ос – со – во дворе много ос,

Са – са – са – вот летит оса,

Су – су –су – я боюсь осу,

Сы – сы – сы – убегаю от осы

7. По картинкам дети называют слова и составляют предложения:

ЛИСА                   В лесу живет хитрая лиса.

СОК                      Соня любит апельсиновый сок.

БУСЫ                   У Насти красивые бусы.

САМОЛЕТ           Над лесом летит самолет.

Физминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так!              (показывают большой палец)

Как плывешь? – Вот так!            (показывают, как плывут)

Как бежишь? – Вот так!              (бегут на месте)

Вдаль глядишь? – Вот так!         (прикладывают ладонь к глазам)

Ждешь обед? – Вот так!              (рука под щеку)

Машешь вслед? – Вот так!          (машут рукой)

Ночью спишь? – Вот так!           (ладони под щекой)

А шалишь? – Вот так!                 (прыгают на месте)

8. На доске две картины с изображением лета и осени. Дети сравнивают два времени года и подбирают слова по смыслу.

Летом было тепло, а осенью стало … холодно.

Летом небо было голубое, а осенью стало … серое.

Летом на деревьях листья были зеленые, а осенью стали … желтые.

Летом ветер дул теплый, а осенью … холодный.

Летом птиц было много, а осенью стало … мало.

Летом дожди идут редко, а осенью … часто.

9. У детей карточки с изображением тучки. Логопед предлагает рисовать прямые линии для того, чтобы помочь каждой капельке попасть в лужу.

10. Итог занятия.

Занятие №4

Тема: автоматизация звука – с – в речи у детей

Цель:

коррекционно-образовательная: автоматизировать в речи детей звук – с -, закрепить его произношение в стечении согласных;  составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблицы; учить образовывать относительные прилагательные;

коррекционно-развивающая: работать над развитием фонематических процессов, развивать связную речь, мышление, память, внимание; учить ориентировке на плоскости листа.

воспитательная: самостоятельно осуществлять контроль за произношением звука – с -, оценивать его качество; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

демонстрационный материал: мнемотаблица для составления рассказа об осени

раздаточный материал: картинки со звуком –с-; листы тонированной бумаги; набор контурных изображений осенних листьев;

1. Орг. момент « Сядет тот, кто добавит слово по смыслу»

Капуста, морковка, лук …

Береза, елка, дуб …

Яблоко, апельсин, груша

Волк, лиса, еж …

2. Упражнение для развития дыхания: «Мыльные пузыри»3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка», «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка»4. Перед детьми лежит картинка с изображением крана. Логопед просит детей показать, как течет вода (дети произносят звук – с - , проверяют правильную артикуляцию).

По образцу повторить слогоряд:

Са – со – ис                 су – ас – сы                     ус – са – со

5. Д/игра «Да – нет» На доске логопед выставляет картинки. Если в названии картинки есть звук – с -, дети говорят «да», если отсутствует, то говорят «нет».

Лист, рябина, стакан, кошка, смородина, лошадь, скамейка, капуста, лимон, стол, редиска, дом, миска.

По картинкам со звуком – с – дети составляют предложения, предварительно подбирая для этого пару:

Стол – капуста, миска – редиска, лист – скамейка, стакан – смородина

Физминутка: «Листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова побежал,

И листочки все поднял.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели

(дети выполняют движения по группе – сидят, кружатся, садятся)

6. Составление описательного рассказа на тему: «Осень»

Каждый ребенок получает карточку – фрагмент мнемотаблицы. Дети поочередно составляют предложения, выставляют их на доску по порядку и  получается рассказ.

Осень

Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Их сдувает ветер, они кружатся и ложатся на землю. Стало холодно, часто идут дожди. Птицы улетают в теплые края. Дети идут в школу. Люди в садах и огородах  собирают урожай.

7. Логопед показывает детям контурные изображения листьев и предлагает назвать, какие деревья летят с листьев:

с клена (какой?) – кленовый лист

с березы (какой?) – березовый лист

с  дуба (какой?) – дубовый лист

с рябины (какой ?) – рябиновый лист

с тополя (какой?) – тополиный лист

8. Дети раскладывают осенние листья на тонированном листе бумаги по инструкции логопеда:

в правый верхний угол – кленовый лист, в середину листа – тополиный, в левый  нижний угол – дубовый, в правый нижний угол – березовый,  в левый верхний угол -  рябиновый лист. «Посмотрите внимательно и запомните, как лежат листья. Налетел ветер, закружились листья, перемешались. Теперь вспоминайте, где какой лист лежал, разложите их по местам и назовите».

9. Итог занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Страницы: 1 2
Ирина Владимировна Нестерова # 1 декабря 2015 в 06:23 0
Здравствуйте, Ольга Николаевна. Конспекты интересные, содержание деятельности продуманное, логичное, последовательное, выстроено в соответствии с традиционной системой коррекции звукопроизношения дошкольников, используется комплексный подход к устранению речевых проблем. Используемые методы и приемы способствуют развитию у детей внимания к собственной речи. Возьму себе на заметку.