Цель:
коррекционно-образовательная: учить детей правильно произносить звук - с- в слогах, словах, связной речи; активизация словаря детей по теме: «Осень»; учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); согласование существительных с глаголами единственного, множественного числа настоящего и прошедшего времени;
коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух, восприятие, навык звукового анализа и синтеза; работать над развитием связной речи, учить составлять сложные предложения; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику рук
воспитательная: приучать детей к усидчивости, активности на занятии, уважению взрослых и сверстников
демонстрационный материал: картины с изображением лета и осени;
раздаточный материал: картинки со звуком –с-; карточки «Дождик», ручки
1. Организационный момент: «Сядет тот, кто правильно изменит слова по образцу» (на доске картина «Осень»)
Лист падает – листья …падают, птица улетает – птицы … улетают, дождь идет – дожди … идут и т.д.
2. Упражнение для развития дыхания: «Осенние листья» - дети с ладошки сдувают листья
3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка», «Блинчик»
4. Логопед предлагает детям вспомнить песенку водички (– с – с – с -).
«Кто внимательный?» Нужно хлопнуть в ладоши, если услышал звук – с – среди других звуков, в слогах, словах:
м-р-к-с-п-т-с-в-л-с-…
Са, ко, му , ас, то, сы …
сад, дом, кот, лес, усы, дуб, лиса …
5. Д/и «Звук потерялся» - добавить звук –с- и назвать слово:
…уп - суп, …ова - сова, …ок – сок, …ом – сом, …умка – сумка, …обака – собака, …апоги – сапоги, …амолет – самолет, …орока – сорока …
6. Чистоговорки:
Ос – ос – со – во дворе много ос,
Са – са – са – вот летит оса,
Су – су –су – я боюсь осу,
Сы – сы – сы – убегаю от осы
7. По картинкам дети называют слова и составляют предложения:
ЛИСА В лесу живет хитрая лиса.
СОК Соня любит апельсиновый сок.
БУСЫ У Насти красивые бусы.
САМОЛЕТ Над лесом летит самолет.
Физминутка «Как живешь?»
Как живешь? – Вот так! (показывают большой палец)
Как плывешь? – Вот так! (показывают, как плывут)
Как бежишь? – Вот так! (бегут на месте)
Вдаль глядишь? – Вот так! (прикладывают ладонь к глазам)
Ждешь обед? – Вот так! (рука под щеку)
Машешь вслед? – Вот так! (машут рукой)
Ночью спишь? – Вот так! (ладони под щекой)
А шалишь? – Вот так! (прыгают на месте)
8. На доске две картины с изображением лета и осени. Дети сравнивают два времени года и подбирают слова по смыслу.
Летом было тепло, а осенью стало … холодно.
Летом небо было голубое, а осенью стало … серое.
Летом на деревьях листья были зеленые, а осенью стали … желтые.
Летом ветер дул теплый, а осенью … холодный.
Летом птиц было много, а осенью стало … мало.
Летом дожди идут редко, а осенью … часто.
9. У детей карточки с изображением тучки. Логопед предлагает рисовать прямые линии для того, чтобы помочь каждой капельке попасть в лужу.
10. Итог занятия.
Цель:
коррекционно-образовательная: автоматизировать в речи детей звук – с -, закрепить его произношение в стечении согласных; составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблицы; учить образовывать относительные прилагательные;
коррекционно-развивающая: работать над развитием фонематических процессов, развивать связную речь, мышление, память, внимание; учить ориентировке на плоскости листа.
воспитательная: самостоятельно осуществлять контроль за произношением звука – с -, оценивать его качество; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
демонстрационный материал: мнемотаблица для составления рассказа об осени
раздаточный материал: картинки со звуком –с-; листы тонированной бумаги; набор контурных изображений осенних листьев;
1. Орг. момент « Сядет тот, кто добавит слово по смыслу»
Капуста, морковка, лук …
Береза, елка, дуб …
Яблоко, апельсин, груша
Волк, лиса, еж …
2. Упражнение для развития дыхания: «Мыльные пузыри»3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Сердитая киска», «Почистим зубки», «Лошадка», «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка»4. Перед детьми лежит картинка с изображением крана. Логопед просит детей показать, как течет вода (дети произносят звук – с - , проверяют правильную артикуляцию).
По образцу повторить слогоряд:
Са – со – ис су – ас – сы ус – са – со
5. Д/игра «Да – нет» На доске логопед выставляет картинки. Если в названии картинки есть звук – с -, дети говорят «да», если отсутствует, то говорят «нет».
Лист, рябина, стакан, кошка, смородина, лошадь, скамейка, капуста, лимон, стол, редиска, дом, миска.
По картинкам со звуком – с – дети составляют предложения, предварительно подбирая для этого пару:
Стол – капуста, миска – редиска, лист – скамейка, стакан – смородина
Физминутка: «Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал,
И листочки все поднял.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели
(дети выполняют движения по группе – сидят, кружатся, садятся)
6. Составление описательного рассказа на тему: «Осень»
Каждый ребенок получает карточку – фрагмент мнемотаблицы. Дети поочередно составляют предложения, выставляют их на доску по порядку и получается рассказ.
Осень
Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Их сдувает ветер, они кружатся и ложатся на землю. Стало холодно, часто идут дожди. Птицы улетают в теплые края. Дети идут в школу. Люди в садах и огородах собирают урожай.
7. Логопед показывает детям контурные изображения листьев и предлагает назвать, какие деревья летят с листьев:
с клена (какой?) – кленовый лист
с березы (какой?) – березовый лист
с дуба (какой?) – дубовый лист
с рябины (какой ?) – рябиновый лист
с тополя (какой?) – тополиный лист
8. Дети раскладывают осенние листья на тонированном листе бумаги по инструкции логопеда:
в правый верхний угол – кленовый лист, в середину листа – тополиный, в левый нижний угол – дубовый, в правый нижний угол – березовый, в левый верхний угол - рябиновый лист. «Посмотрите внимательно и запомните, как лежат листья. Налетел ветер, закружились листья, перемешались. Теперь вспоминайте, где какой лист лежал, разложите их по местам и назовите».
9. Итог занятия.
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Ирина Владимировна Нестерова # 1 декабря 2015 в 06:23 0 |