Цель: осознание детьми причин и общих закономерностей сезонных изменений в природе на основе обобщения имеющихся у них знаний.
Задачи:
— учить находить и обосновывать признаки весны;
— формировать умения спорить, доказывать, высказывать свою точку зрения.
Место в образовательном процессе: познавательное занятие, экскурсия или прогулка.
Материалы и оборудование: палочка для рисования на земле либо ученическая доска и мел.
Место проведения: участок детского сада.
Методы образования: рассказ, беседа, дискуссия, экспериментирование, логические рассуждения.
Интеграция направлений развития детей: социально-коммуникативное, познавательно-исследовательское, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Организация детей: свободная. Общий тон экскурсии — игровой: воспитатель, как бы играя, противоречит детям и тем самым заставляет их находить неопровержимые доказательства своей правоты.
Методические рекомендации
Данная экскурсия сложна как по форме, так и по содержанию. В ней важно четко выявить логику фенологических процессов.
Экскурсия состоит из трех блоков. Каждый последующий блок дополняет и развивает представления, полученные в предыдущих блоках. В полном объеме данную экскурсию можно проводить только в очень сильной группе. В обычной группе материал целесообразно разделить на два занятия или даже ограничиться первым блоком.
Особое внимание следует обратить на повторяемость одних и тех же приемов и фраз в каждом блоке. Это нарочитое внешнее упрощение сделано для того, чтобы подчеркнуть сложность внутренних мыслительных процессов, приводящих к получению новых знаний путем логических рассуждений. Внешние методические «украшения» на данной экскурсии неуместны, они отвлекают детей от размышления.
Задача: учить находить в окружающей природе признаки весны.
Блок базируется на следующем методическом приеме: дети называют признак весны, а воспитатель им не верит, требует обоснований и противоречит детям до тех пор, пока они не находят неоспоримых доказательств своей правоты. Сложность заключается в том, что дошкольники будут называть признаки и выдвигать доказательства в произвольной последовательности, и воспитатель должен в каждый момент быть готовым найти свое возражение. Чем изобретательнее он окажется, тем интереснее пройдет экскурсия. Дети обычно с удовольствием включаются в такую игру. Приведем пример.
Воспитатель. Вот и наступила долгожданная осень.
Дети. Весна!!!
Воспитатель. Почему весна? А мне кажется, осень.
Дети. Уже снег тает!
Воспитатель. А может, это осенью выпал первый снег и сразу же начал таять?
Дети. Он старый, грязный.
Воспитатель. Осенью тоже снег бывает грязным, когда смешается с землей.
Дети. Раньше его было много, а теперь стало мало.
Воспитатель. Это вы вспоминаете про прошлый год?
(И так далее, пока дети не приведут веские аргументы, что этот снег — тающий. Нужно, чтобы эти доказательства они не вспоминали, а именно находили в окружающей природе. Тогда будет решена основная задача любой экскурсии —уметь видеть то, что совершается в природе. Наконец, воспитатель «сдается»: «Кажется, вы правы. Переходим к следующему признаку».)
Дети. На деревьях нет листьев.
Воспитатель. Ну, конечно, они только что опали. Ведь начинается осень. Вон сколько листьев лежит под деревьями.
Дети. Нет, они давно опали.
Воспитатель. Не верю. Мне кажется, на прошлой неделе все деревья были зелеными.
Дети. Посмотрите, они же старые, уже все сгнили.
(И так далее, пока дети не «убедят» воспитателя.)
Растет первая травка.
Воспитатель. А может, это уже последняя травка? Посмотрите, сколько кругом сухой травы.
И т.д.
(Когда все признаки и доказательства исчерпаны, воспитатель говорит, что дети его убедили: сейчас действительно весна, а не осень.)
Задача: учить определять причины наступивших сезонных явлений.
Во втором блоке методический прием меняется. Воспитатель задает детям только первый вопрос, а затем — что бы они ни ответили — в первой половине блока только вопрос «Почему?», во второй половине — «А что потом?» При этом он не навязывает детям своей логики, а следует за детской мыслью. Приведем пример.
Воспитатель. Кто скажет, почему появились проталины? (Ответ детей: «Потому что стало теплее».)
А почему стало теплее? (Ответ детей: «Потому что солнышко греет сильнее».)
Почему солнышко греет сильнее? (Ответ детей: «Потому что оно стало выше».)
И т.д.
(В заключение данного фрагмента воспитатель обобщает.)
Главный признак весны — положение Солнца на небе. Раз оно становится выше, значит, греет сильнее. Вот и стало теплее на Земле. Появились проталины. А что потом? (Ответ детей: «Появятся травка, листики на деревьях».)
А потом? (Ответ детей: «Проснутся насекомые».)
А потом? (И т.д. вслед за мыслью детей.)
Задача: способствовать осознанию в обобщенном виде зависимости сезонных изменений в природе от положения Солнца на небе.
Воспитатель. Как вы думаете, если Солнце поднимется еще выше, чем сейчас, станет теплее или холоднее? (Ответ детей: «Теплее».)
Какое время года тогда наступит? (Ответ детей: «Лето».)
А потом что будет с Солнцем? Так и останется высоко? (Ответ детей: «Нет, оно опять начнет снижаться».)
Какое время года наступит? (Ответ детей: «Осень (зима)».)
Вот мы и дошли до самого главного. Как Солнце ходит по небу? То выше, то ниже. (Для иллюстрации этого положения воспитатель рисует на земле, на снегу или на ученической доске, если беседа продолжена в групповой комнате, волнообразную кривую и привлекает внимание детей к каждой ее части). Когда Солнце здесь (показывает на самую верхнюю точку кривой), какое время года бывает? (Ответ детей: «Лето».)
А здесь? (Показывает на самую нижнюю точку.) (Ответ детей: «Зима».)
А потом, когда солнышко поднимается? (Показывает восходящую часть кривой). (Ответ детей: «Весна».)
А когда стоит высоко-высоко? (Ставит указку на самую верхнюю точку.) (Ответ детей: «Лето».)
А когда опускается? (Переводит указку на нисходящую часть кривой.) (Ответ детей: «Осень».)
А когда опять стоит низко? (Снова ставит указку в самую нижнюю точку кривой.) (Ответ детей: «Опять зима».)
А теперь, когда мы все поняли, скажите, отчего происходит смена времен года? (Ответ детей: «От того, что меняется положение Солнца на небе. Когда оно стоит низко над Землей, бывает зима, когда высоко—лето, когда поднимается — весна, когда опускается — осень».) (Перемещая указку в нужные точки, взрослый помогает детям сформулировать данную зависимость самостоятельно.)
Молодцы, вы во всем хорошо разобрались.
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Прогулка «Перелетные птицы». Старшая группа. Весна
Наблюдение за небом и облаками в старшей группе весной
Наблюдение «Деревья и кустарники весной». Старшая группа
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»
Нет комментариев. Ваш будет первым!