Тема занятия: «Кто где живет, где что растет» (река)
Скороговорка дня: «Наварила щука щей, угощала двух лещей».
Цель занятия: актуализация и дополнение знаний детей об обитателях рек.
Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, большой рисунок на тему «Река», заготовки для игрушки «мобиль» (трубочки для коктейля, плотная разноцветная бумага или картон, нитки).
Часть I. Вниз по течению
Цели: актуализация и дополнение знаний об обитателях рек; формирование умения работать с загадками, имеющими множество отгадок
Дуду приносит оставшиеся у нее картонки с изображениями животных, обитающих в реке и у реки.
Дуду. Здравствуйте, ребята. Мне не терпится начать знакомство с обитателями рек. С кого начнем — с птиц, зверей, земноводных, насекомых или с рыб? Давайте начнем с птиц, ведь многих из них вы уже знаете — это утки-кряквы, серая цапля, белый аист, лебедь-шипун и лебедь-кликун, дикий гусь, зимородок.
Дидактическая игра «Множество отгадок». Если подойти к разгадыванию знакомых с детства загадок беспристрастно (то есть без учета знания отгадки), то окажется, что многие из них имеют не одну, а множество отгадок. Классический пример: «Зимой и летом одним цветом». Отгадка — все, что угодно, не меняющее цвет. Подобные загадки не стоит использовать, если хочется, чтобы работа привела детей к определенному понятию.
Вместе с тем подобные загадки незаменимы, если нужно выделить объекты с общими свойствами.
Предложим вниманию детей загадки о водоплавающих птицах.
В воде купался,
Сухим остался.
Кто из обитателей водоемов может служить отгадкой к этой загадке? (Гусь, селезень, лебедь, птенец любой из этих птиц.)
О каком свойстве этих птиц говорится в загадке? (Благодаря особой жировой смазке перья водоплавающих птиц не намокают в воде. Недаром в народе говорят: «Как с гуся вода».)
А в этой загадке появляются новые признаки. Кто же может быть ее отгадкой?
В воде купался,
Да сух остался.
Щиплет за пятки —
Беги без оглядки.
Такой способ защиты применяют гуси и лебеди. Таким образом, круг отгадок сузился. Предложим детям к первым двум строфам придумать еще две так, чтобы теперь загадка вела нас к единственной отгадке. Например:
В воде купался,
Да сух остался.
Голова в зеленой шапке.
Часто на одной спит лапке. (Селезень.)
По лужку он важно бродит.
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Вот еще одна загадка с множеством отгадок:
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок —
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Такими способностями могут похвалиться все птенцы водоплавающих птиц.
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет.
За собою всех ведет.
Разгадать загадку помогает контекст рассматриваемой нами темы. Речь идет о водоплавающей птице и ее птенцах.
Предложим детям разгадать следующую загадку и выделить слово (или слова), которое помогло им сразу выбрать единственный правильный ответ.
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Вперевалочку. (Утка.)
Познакомимся и с другими обитателями рек:
• земноводные: жаба серая и жаба зеленая, лягушка травяная и прудовая, квакша, тритон;
• звери: бобер, ондатра, водяная крыса, выдра.
Обратим внимание на общие особенности строения конечностей всех этих животных — все они имеют более или менее выраженные перепонки между пальцами. Предложим детям догадаться, чем помогают водоплавающим животным лапы, похожие на ласты.
Разминка «Веселые лягушата». Прослушаем два отрывка музыкальных произведений, различающихся по ладу и динамичности. Предложим детям определить, какое настроение передают эти отрывки. Когда лягушата бывают веселыми, резвятся, а когда становятся грустными, сонными? Подберем подходящие движения для каждого из музыкальных отрывков.
Часть II. Друг на друга не похожи
Цели: формирование умения составлять описание по плану, используя названия частей растения; развитие зрительного восприятия; обогащение словаря названиями рыб, их частей тела, сравнительной лексикой.
Дидактическая игра «Видели — не видели». Игра видоизменяется в соответствии с задачами ознакомления детей с растениями водоемов и развития зрительного восприятия.
Педагог показывает карточки с изображениями различных растений и спрашивает: «У реки были? Такое растение видели?» Детям нужно найти растение на общем рисунке. Если они отвечают: «Да», педагог называет: «Это — рогоз». Затем обращается к одному из игроков с вопросом: «Расскажи, каков он?»
Выберем наиболее распространенные и несложные для составления описания растения: тростник, камыш, осока, пушица, кувшинка, водокрас, кубышка желтая, незабудка болотная.
Игра на развитие зрительного восприятия «Как их различить?» Педагог знакомит детей с представителями «рыбьего царства»: ершом, пескарем, лещом, налимом, плотвой, карасем, окунем, судаком, сазаном, щукой. Выделим общие черты в строении всех рыб: вытянутая форма тела, жабры, плавники, хвост-руль, у многих рыб тело покрыто чешуей.
Дуду. Как же их всех запомнить и, главное, отличить?
Предложим детям цветные рисунки и черно-белые силуэты рыб. Для знакомства с игрой стоит выбрать мало похожих между собой рыб, например: щука, окунь и налим.
Педагог. Не волнуйся, Дуду, мы еще не раз встретимся с нашими новыми знакомыми и обязательно всех запомним. А силуэты рыб, использовавшиеся нами в игре, пригодятся нам для создания интересной игрушки, которая называется «мобиль».
Последующая работа
На занятии по конструированию дети собирают игрушку «мобиль». К самой длинной трубочке (10—15 см) прикрепляются три нити длиной до 10 см. Одна крепится по центру — на этой нити будет висеть сама игрушка, две другие — по краям, на них будут крепиться трубочки поменьше (8—10 см). На этих трубочках размещается по две трубочки размером 6—8 см.
Дети выбирают рыб, которых они хотят видеть в своем «мобиле»: подбирают соответствующие силуэты на картоне и вырезают. Часть силуэтов можно нарисовать самостоятельно по шаблону. Можно дополнить и украсить фигурки рыбок.
Для того чтобы лучше запомнить рыб, интересно и весело провести время на занятиях по ФЭМП, можно в свободное время предложить детям следующие задания.
- Кто какую рыбку поймал? (Перепутанные лески.)
- Найди двух одинаковых рыбок и раскрась их так, чтобы одинаковые части тела у них были разного цвета.
- Чего не хватает в изображении этих рыб? Дорисуй рыбок так, чтобы все они стали одинаковыми.
Подвижная игра «Щука и карасики». Выбирается водящий — щука. Пока остальные игроки — карасики — «плавают» за пределами игровой зоны, щука прячется. По сигналу ведущего карасики начинают двигаться «к другому берегу реки», соблюдая осторожность, — щука может в любой момент выскочить и схватить неосторожного карасика. Карась, пойманный первым, становится щукой, игра продолжается.
Чтение. Рассказ В. Бианки «Рыбий дом».
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Нет комментариев. Ваш будет первым!