Беседа о правилах поведения за столом в подготовительной группе

Этическая беседа для старших дошкольников в детском саду «Как правильно вести себя за столом?»

Сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно и красиво вести себя за столом. Но прежде вспомним, чтобы позавтракать, пообедать или поужинать, нам нужна посуда.

Начнем наш разговор об этикете за столом с посуды.

♦ Какую посуду вы знаете?

Прежде всего это посуда, в которой готовят различные блюда.

♦ В чем хозяйки варят супы, борщи, овощи, каши, компот, молоко?

В кастрюлях. Кастрюли бывают разные — большие и маленькие, эмалированные и алюминиевые.

Мясо, овощи, рыбу, курицу жарят на сковородах, а овощи и мясо тушат в горшочках. И кастрюли, и горшки, и сковороды предназначены для приготовления пищи. Чай кипятят в чайниках, кофе варят в кофейниках.

Послушайте стихотворение.

Посуда

Чтобы приготовить блюдо,

Нам с тобой нужна посуда:

И горшки, и плошки,

И ножи, и ложки.

Люли-люли-люли-люли,

Нам с тобой нужны кастрюли,

Чтоб сварить душистый суп,

Кашу вкусную из круп.

Сковородки, плошки,

Чайники и ложки

Для хозяюшки нужны,

Для нас с тобой они важны!

Итак, мы с вами поговорили о посуде для приготовления пищи. Но посуда нужна и для еды. Попробуйте ответить на мои вопросы.

♦ Из какой тарелки едят суп?

Из глубокой.

♦ Чем едят супы, борщи, щи и другие первые блюда?

Конечно, вы знаете — столовой ложкой.

♦ Из какой тарелки едят второе?

Из мелкой. На нее кладут мясо, котлеты, рыбу и гарнир. Второе блюдо едят с помощью вилки и ножа.

♦ Из какой тарелки едят салаты?

Из небольшой мелкой тарелки (салатницы).

Итак, тарелки бывают глубокими, мелкими, десертными, закусочными, пирожковыми, хлебными. Хлебные тарелки называют хлебницами.

Посуду для еды делят на несколько групп. Прежде всего это столовая посуда для обеда: первого, второго и третьего блюда. Затем чайная посуда, кофейная, а также посуда для напитков — фруктовых соков, минеральной воды.

♦ Вспомните и расскажите о чайном сервизе. Что входит в его состав?

Чашки с блюдцами, сахарница, небольшие чайные ложечки, большая тарелка для торта, тарелки или вазочки для сладостей: печенья, конфет, вафель, сладких пирожков, пирожных. Есть также и маленькие блюдечки под варенье. Их называют розетками. Чай заваривают в небольшом заварном чайнике.

Для кофе подают специальный кофейный сервиз. В него входят небольшие чашки с блюдцами, сахарница, кофейник, молочник, из которого в кофе подливают молоко. Кофейные чашечки меньше чайных.

♦ Из каких материалов делают посуду?

Из самых разных. Посуда бывает стеклянная, фарфоровая, металлическая, глиняная и, наконец, самая нарядная и дорогая — хрустальная.

Кроме того, посуда бывает повседневная и праздничная. Повседневная посуда обычно проще, на тарелках, чашках, блюдцах меньше украшений, рисунков, позолоты. Праздничные сервизы богато украшены позолотой, на них красивые яркие рисунки в виде цветов, птиц, растений, сцен из жизни людей. Они часто переливаются перламутром.

♦ Расскажите, какая посуда для приготовления еды есть у вас дома?

♦ Какой посудой вы пользуетесь, когда завтракаете, обедаете и ужинаете дома, в кругу семьи?

♦ Как выглядят тарелки глубокие и мелкие, чайные чашки, сахарница, чайник, кофейник?

♦ Попробуйте нарисовать вашу повседневную посуду и раскрасить ее.

♦ Какую посуду вы ставите на стол, когда ждете гостей?

♦ Нарисуйте и раскрасьте праздничную тарелку, чайник, кофейник, молочник, сахарницу.

Послушайте стихотворения.

Подарили мне посуду

Подарили мне посуду:

Сковородки, чашки, блюдо

Для большого пирога

И кувшин для молока.

Мне понравилась посуда,

Куклам в ней готовить буду!

 

Обед для Наташи

Для куколки Наташи

Готовлю я обед.

Сварила суп и кашу,

Вот вкусный винегрет.

Кушай, кукла, кушай,

Мои сказки слушай!

♦ А вы знаете, какой посудой пользовались наши предки?

Славяне относились с глубоким почтением не только к самой пище, но и к тому, что было с ней связано.

Еще до крещения Руси люди пользовались столовой ложкой. А носили ложки и ножи в особых футлярах или за голенищем сапога. «В хозяйстве дорожили горшками, — пишет А. Андреев, — их берегли». Расколотые «пеленали», о чем свидетельствует загадка: «Стар стал — пеленаться стал». Отличительная черта одного из русских сосудов — братины — кувшин шаровидной формы.

Правила поведения за столом были строгими: нельзя стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на стол, громко говорить и смеяться. Перед тем как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Читались соответствующие молитвы. Хозяин дома сидел в «красном углу» и следил, чтобы «каждый ел, не обгоняя друг друга». Сначала всей семьей ели из одного горшка, потом появились миски. Делали их из глины, дерева, позднее — из металла. Еще позднее появились «тарелы». Сначала «тарелу» замещали большие ломти хлеба. Обедающий клал на ломоть куски мяса или рыбы.

Настоящие тарелки появились на Руси в XVI в., а вилками стали пользоваться в богатых семьях только в XVIII в.

Письменные правила поведения за столом на Руси впервые были напечатаны в книге «Правила поведения» в 1204 г. А в XVI в. появилась книга «Домострой», которая охватывала все стороны жизни человека от рождения до смерти.

Любопытно, что само слово «этикет» пришло к нам из Франции, когда при короле Людовике XIV на балах и обедах гостям раздавались специальные карточки — «этикетки». На них были написаны правила поведения гостя, приглашенного на бал. С тех пор этикет стали воспринимать как определенный ритуал.

Давайте поговорим о том, как правильно сервировать стол и в обычные дни, и в праздничные. Сервировать — значит накрывать, готовить к приему пищи.

В обычные дни столы мы накрываем и дома, и в детском саду. При этом соблюдаем определенные правила.

Стол должен выглядеть аккуратным и красивым. Это повышает настроение и аппетит. Прежде всего стол покрывают чистой скатертью. В центре стола ставят салфетницу с бумажными салфетками, чтобы вытирать руки и губы. Рядом с салфетницей расставляют хлебницу с хлебом, ведь хлеб — всему голова! Ставят перечницу и масленку с маслом.

Послушайте сказку.

Чучело

Видели вы чучело? Ну да, чучело огородное — в рваной одежде и шляпе набекрень. Как раз такое чучело стояло в огороде у Наташиной бабушки. Брюки на нем протертые на коленях, с оторванными карманами, пиджак — старый, мятый, без пуговиц, а про соломенную шляпу и говорить нечего! Грязная и скособоченная.

Бабушка называла чучело гороховым.

Знаете, почему?

Потому что в огороде у нее рос горох, а чучело, стоило подуть ветерку, начинало бестолково махать пустыми рукавами, пугать скворцов и воробьев.

Все в округе старались держаться подальше от этого чучела: и воробьишки, и мыши-полевки, и ежик, и соседская крольчиха, и кот Василий, изредка наведывающийся в огород подремать на солнышке. Даже озорники-мальчишки остерегались перелезать через забор и рвать сладкий горох в бабушкином огороде.

Скучно было чучелу одному стоять в огороде день-деньской, не с кем словом перемолвиться! Хотелось ему с котом Василием дружбу завести, но Василий на него посмотрел презрительно и даже фыркнул от негодования.

♦ Как вы думаете, почему?

— Я с такими грязнулями знаться не желаю! Вы сперва умойтесь, причешитесь, одежду свою в порядок приведите, тогда и поговорим, — промурлыкал кот. — Поглядите-ка на меня: шерстка блестит, как отлакированная, волосок к волоску. Я времени не жалею свою полосатую шубку вылизывать и холить. — Проворчав, Василий гордо поднял хвост трубой и ушел восвояси.

Однажды прилетел на огород серый воробышек. Попрыгал по дорожке между грядок и только хотел горошка поклевать, как заметил страшное-престрашное чучело: лохматое, грязное, в рваной одежде. Воробей вспорхнул на изгородь.

А чучелу воробышек очень понравился — шустрый, веселый и чирикает задорно: чирик-чик-чик!

Чучело говорит ему:

— Не бойся меня, малыш! Я тебя не обижу, клюй себе зернышки, сколько захочешь!

Но воробей испугался лохматого чучела и улетел.

♦ Как вы думаете почему испугался?

Обидно стало чучелу: «Ну почему все меня боятся, никто со мной дружить не хочет?» — И чучело заплакало.

В это время пришла на огород девочка Наташа. Бабушка попросила ее принести овощи для борща. Услышала Наташа, что кто-то всхлипывает, и спросила:

— Кто здесь плачет?

— Я, — отвечает чучело, утирая слезы рукавом.

— Ты почему, чучело, плачешь? Кто тебя обидел? — удивилась девочка.

— Как же мне не плакать? Никто со мной дружить не хочет, скучно мне одному, все говорят, что я — грязнуля и неряха!

— Ах ты, бедняга! — пожалела Наташа чучело. — Ну ничего! Я твоему горю помогу.

♦ Как можно помочь чучелу?

♦ Как вы думаете, Наташа — добрая девочка?

— Я одежду постираю, пуговицы пришью, пиджак поглажу, а вместо старой соломенной шляпы подарю тебе свой желтый берет.

Чучело обрадовалось, а Наташа побежала домой, одежду постирала, а потом взяла нитки и иголку, лоскутки — и за дело! На брюки ровные заплатки поставила, между прочим, в виде сердечек, шарф аккуратно заштопала, к пиджаку пуговицы пришила, а вместо дырявой шляпы надела на голову чучела желтый беретик.

И что вы думаете? Чучело гороховое так похорошело, что и не узнать его! Чистым, аккуратным стало, из кармашка даже уголок белого платочка выглядывает!

Наташа ему зеркало из дома принесла:

— Ну-ка, полюбуйся, чучело, на себя!

Пришел в огород кот Василий и даже замяукал от удивления, а потом приветливо промурлыкал:

— Здравствуйте, уважаемое чучело! Рад вас видеть!

Прилетела в огород стайка воробьев и громко расчирикалась:

— Чив-чив, чив! Чив, чив, чив! Чудеса, чудеса! Чучело не узнать! Красивое, аккуратное! И совсем не страшное.

Прибежала в огород соседская крольчиха и разахалась:

— Ах, ах! Дорогое чучело! Как вы похорошели! Позвольте вас в гости пригласить!

— Спасибо! Обязательно приду! — обрадовалось чучело. Да и как не радоваться, ведь его никто еще никогда в гости не приглашал.

С тех пор появилось у чучела много друзей, ведь с таким аккуратным, подтянутым чучелом каждому приятно подружиться.

Вы спросите, а кто же теперь бабушкин огород станет сторожить? Я вам отвечу. В выходной день приехал Наташин папа и смастерил петушка из жести, прикрепил его к длинному деревянному шесту и поставил в огороде.

Прилетел ветер, увидел петушка и обрадовался: интересная игрушка! Ветер подул, и петушок весело завертелся.

Птицы и звери подумали: «Какой шустрый петушок! Высоко сидит, далеко глядит, быстро во все стороны поворачивается: такого не проведешь! Сразу воришку заметит!» Вот и не стали горох воровать.

♦ Как выглядело чучело?

♦ Как бабушка называла чучело?

♦ С кем чучело хотело подружиться?

♦ Почему у чучела не было друзей?

♦ Кто помог чучелу?

♦ Как изменилась жизнь чучела после того, как оно стало аккуратным?

♦ Почему нужно следить за своим внешним видом?

♦ Какой человек вам больше нравится — аккуратный или неряшливый?

Правила этикета

♦ Опрятный внешний вид — признак воспитанного человека.

♦ Одежда должна быть чистой, выглаженной, пуговицы аккуратно пришиты, обувь — почищена.

♦ Ногти на руках и ногах должны быть ровно подстрижены, волосы — аккуратно причесаны.

♦ В кармане всегда должен лежать чистый носовой платок.

♦ Одеваться нужно к месту: на праздник или в гости — нарядно, в поход или на прогулку — по-спортивному, дома — в удобную, легкую домашнюю одежду.

♦ Одежда и обувь должны быть удобными и подобранными по сезону.

♦ Свою комнату, полку с книгами, игрушки нужно держать в чистоте и порядке.

Послушайте стихотворения.

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое —

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться нужно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

 

Хлеб — всему голова!

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб — хозяин дома,

Всему он голова!

Крепкою державой

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве — царь!

Как отец родимый,

Он питает нас —

Яровой, озимый —

Каждый день и час.

Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата

Хлебушек сильней.

Хлеб — живая сущность

Неба и Земли.

Хлебушек насущный,

Нива, нам пошли!

 

Ржаной хлеб

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придает.

Любит хлебушек народ.

Затем вокруг стола расставляют стулья, по числу принимающих пищу людей. Напротив каждого стула ставятся глубокие и мелкие тарелки и раскладываются столовые приборы: вилку кладут слева, нож и ложку — справа от тарелки.

♦ Чем отличается праздничный стол от обыкновенного?

Праздничный стол особенно нарядный и торжественный. В центр стола на белоснежную скатерть помещают вазу с цветами или подсвечники. Из серванта или буфета достают красивый сервиз с перламутром, позолотой, из тонкого фарфора. Бумажные салфетки ставят на стол в специальной салфетнице. На закусочную тарелку кладут красиво свернутую полотняную или льняную салфетку.

♦ Для чего нужны бумажные салфетки?

Ими вытирают руки и губы. А полотняные или льняные салфетки кладут на колени, чтобы не испачкать выходной костюм.

Как пользоваться ножом и вилкой, вы, конечно, знаете. Ножом мясо разрезают на маленькие кусочки. Нож держат в правой руке, а вилку в левой. Резать можно колбасу, ветчину, огурцы, помидоры, яблоки, груши.

Ножом мы помогаем положить на вилку гарнир. Картофель, омлет, котлеты можно есть, обходясь и без ножа.

♦ Как правильно есть хлеб, суп, бульон?

Хлеб из хлебницы берут рукой, отламывают небольшие куски и едят.

Бестактно считается лепить из хлеба шарики, фигурки, не доедать кусок хлеба, бросать его на пол.

Суп мы едим столовой ложкой, не чавкая, не прихлебывая, не дуем на него. Лучше подождать, пока суп слегка остынет. Суп можно немного и не доесть, а если все же вы хотите съесть все до капли, тарелку лучше наклонить от себя.

Бульон едят десертной ложкой из чашки, а остатки бульона можно допить.

♦ Давайте вспомним, какие бывают ложки?

Самая большая — ложка разливательная (половник), ею наливают суп. Затем ложка поменьше — столовая, еще меньше — десертная, а самая маленькая — чайная или кофейная.

На праздничный стол обычно ставят бокалы или высокие стаканы для соков. Соки можно пить и через соломинку, но делать это красиво и беззвучно!

Поговорим теперь о том, как правильно вести себя за столом. Правильно вести себя за столом — значит, уважать своих друзей, других участников застолья.

Запомните основные правила поведения за столом: не кричать, громко не разговаривать, не вертеться, не садиться за стол с грязными, немытыми руками, не оставлять еду в тарелке.

♦ Давайте вспомним еще раз, как нужно вести себя за столом.

Сидеть на стуле нужно прямо и красиво, не класть локти на стол, не качаться на стуле, не тянуться через весь стол за куском хлеба. Жевать нужно неслышно, с закрытым ртом. Не дуть на горячий суп или чай, не чавкать, не сопеть, громко не разговаривать. А после еды нужно не забыть поблагодарить хозяйку за вкусное угощенье!

Послушайте стихотворение.

За столом

За столом нельзя кричать,

Петь, плясать, озорничать

И в ладоши звонко хлопать

И ногами громко топать.

Есть умейте аккуратно,

Чтобы было всем приятно:

Не тянитесь через стол,

Не пролейте сок на пол,

Не стучите громко ложкой,

Не бросайте крошки кошке,

Соблюдайте этикет —

Хорошо пройдет обед!

Итак, главное правило за едой — не мешать своим друзьям-соседям по столу, вести себя скромно и тактично.

Послушайте сказку.

Проделки обезьянки Манки

Вечером, когда дети разошлись по домам и во всех комнатах детского сада погас свет, игрушкам стало очень скучно.

— Давайте во что-нибудь поиграем! — предложила неугомонная обезьянка Манки. У нее были веселая, лукавая мордашка, большой рот, вечно растянутый в улыбке, мягкая бархатная шерстка и хвост крючком.

Надо сказать, что Манки умела прекрасно лазать по шкафам, ловко залезала на люстру и качалась на ней и вообще отличалась непоседливым и озорным характером.

— А во что мы будем играть? — робко спросил Зайчик. — Только я не хочу играть в «Зайца и лису».

— Нет, в «Зайца и лису» мы играть не будем, эта игра уже всем надоела. Лучше поиграем в чаепитие.

— В чаепитие? — переспросила Хрюшка. — А как это?

— О, очень просто! — объяснила Манки. — Мы покроем столик скатертью, поставим на него игрушечный чайный сервиз и станем пить чай с баранками.

— Но ведь в комнате совсем темно! — заметила Хрюшка. — Свет не горит, а в темноте мы не найдем ни салфетку на стол, ни посуду.

— Ничего страшного! — бодро ответила выдумщица Манки. — Я видела, как Коля принес сегодня в детский сад коробочку с жучком-светлячком, но забыл ее на подоконнике. Вот она! — Манки молниеносно перепрыгнула с дивана на подоконник, схватила коробочку из-под леденцов и раскрыла ее. В коробочке действительно лежал живой жучок-светлячок и светился ровным, мягким зеленовато-серебристым светом.

— Ты будешь нашей лампочкой? — спросила его Хрюшка.

— Конечно, буду! — ответил Светлячок.

Ему давно надоело сидеть одному в коробке.

— Здорово! — сказал Ослик. — Очень красиво и таинственно стало!

Ослик очень любил жевать баранки и запивать их чаем.

— Ведь это вкусно! Особенно, когда стол освещает живой светлячок!

— Я вчера видела, как пили чай ребята, отмечая день рождения Васи, — сказала Манки.

— Итак, с чего мы начнем? — спросила кошечка Капа.

— Мы начнем с того, что достанем с полки коробку с игрушечным чайным сервизом и расставим его на столе.

— А вот и нет! — не согласилась кукла Наташа. — Я знаю, что девочки сначала покрывали стол скатертью и только после этого стали сервировать стол.

— Сервировать! Какое трудное слово! — засмеялась Манки. — Его и не выговоришь! Сервовать стол! — громко сказала она.

— Не сервовать, а сервировать, — поправила ее кукла Наташа. Она жила в детском саду уже шесть лет и знала все здешние порядки и игры.

— А где же скатерть? — поинтересовалась кошечка Капа.

— Скатерть свернута и лежит на полке, — объяснила Наташа.

Обезьянка тотчас прыгнула на полку и достала скатерть.

Игрушки стали расстилать скатерть и расставлять чайные чашки, сахарницу и тарелочки с печеньем, конфетами и баранками, которые достали из буфета. Ослик принес с кухни заварной чайник, а силач Мишка — большой чайник с теплой водой, которая еще не успела остыть. Лисица разлила заварной чай по чашкам, Мишка добавил воды.

— Ура! — радостно закричала Манки. — Все у нас прекрасно получается!

Она запустила коричневую лапку в сахарницу, достала кусочек сахара и стала грызть его белыми крепкими зубками.

— Нет! Так не делают! — остановила ее кукла Наташа. — Нужно всем рассесться на стульчиках, а сахар из сахарницы брать маленькими щипчиками.

Игрушки так и сделали. Все уселись поудобнее и принялись за чаепитие. Кошечка, лисица, кукла Наташа, Ослик и Заяц сидели за столом ровно и прямо, а чай пили осторожно, стараясь не пролить ни капли. Никто не клал локти на стол, не чавкал и не дул громко на чай. Ведь игрушки видели, как вели себя за чаепитием дети.

Только обезьянке не сиделось на месте. Она качалась на стуле, клала локти на стол, громко грызла баранки. А когда кукла Наташа сделала ей замечание, Манки не обратила на нее никакого внимания, только пробурчала:

— Подумаешь, воспитательница! Обычная кукла с облупленным носом.

Наташа обиделась и отвернулась.

Я уже не говорю о том, что Манки налила чай из чашки в блюдце и когда пила, то очень громко прихлебывала, а недоеденную баранку бросила на пол.

— Манки! — возмутился Ослик. — Ты совершенно не знаешь правил этикета за столом!

— Зачем ты тянешься через весь стол за конфетой? Могла бы попросить меня, — добавила кошечка Капа.

А зеленый Светлячок, который лежал в коробке и освещал, словно маленькая лампочка, весь стол, вдруг погас. Сразу в комнате стало темно и грустно.

— Ах, милый Светлячок! — обратился к нему Зайка. — Пожалуйста, посвети еще немного, мы уберем за собой посуду, а то ребятишки на нас обидятся.

— Ну хорошо! — согласился Светлячок. — Просто я расстроился из-за невоспитанной обезьянки, но вам я еще немного посвечу.

Он зажегся снова. Игрушки уложили сервиз в коробку, скатерть свернули и положили на полку, а сладости убрали в буфет.

Светлячок погас.

— Эх, жаль, обезьянка испортила такую интересную игру! — сказала кукла Наташа и вздохнула.

— Да, если бы Манки знала этикет, она бы так себя не вела, — добавил Ослик и тоже вздохнул. А Мишка сказал:

— Ничего, завтра мы научим озорницу этикету, а сейчас нам всем пора спать.

Обезьянке стало очень стыдно. Она забилась в самый дальний уголок дивана, свернулась клубочком и стала задремывать. Перед сном Манки думала о том, что обязательно изучит все правила этикета и станет их исполнять, чтобы не портить друзьям игру и настроение.

♦ Кто придумал игру в чаепитие?

♦ Какие игрушки были у ребят в детском саду?

♦ Как игрушки сервировали стол?

♦ Как вела себя за столом обезьянка Манки?

♦ Знала ли она правила этикета?

♦ Кто освещал стол?

♦ Почему игрушки обиделись на обезьянку?

♦ Чем закончилась сказка?

♦ Умеете ли вы сервировать стол чайный или столовый?

♦ Как вы ведете себя за столом?

Ответьте па вопросы

1. Какой посудой мы пользуемся при приготовлении еды?

2. В чем кипятят чай?

3. В чем подают кофе?

4. Расскажите о столовой посуде.

5. Из чего изготавливают посуду?

6. Почему не стоит есть из пластиковой посуды?

7. Из чего состоит чайный сервиз?

8. Как сервировать стол в обычные дни?

9. Как сервируют праздничные столы?

10. Какие бывают салфетки?

11. Помогаете ли вы маме, бабушке, старшей сестре сервировать стол?

12. Какая посуда есть у вас дома?

13. Нарисуйте и раскрасьте чайник, кофейник, тарелку, чашку, ложку.

14. Какие бывают ложки?

15. Как правильно вести себя за столом?

16. Почему не следует класть на стол локти, чавкать, тянуться через стол?

17. Какое главное правило застолья?

Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий мероприятия в подготовительной группе на тему: «День рождения только раз в году»

Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения за столом

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Этическая беседа

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни

Светлана Михайловна Ситникова # 14 мая 2018 в 05:32 0
Правила поведения за столом - всегда актуальная тема занятия, для детей всех возрастов. Замечательная разработка,и Интересное занятие: содержательное, познавательное. Спасибо за разработку.
Лариса # 21 октября 2019 в 20:14 0
Спасибо за разработку.)))