Конкурсы

Гостевой этикет для детей дошкольного возраста

Занятия по гостевому этикету в детском саду

Организация и проведение праздников являются неотъемлемой частью жизни дошкольного учреждения. Детей учат радостно воспринимать окружающее, танцевать, петь, читать стихи, выступать перед зрителями, радушно приглашать и встречать гостей, быть доброжелательными и внимательными хозяевами праздника.

В группах детского сада организуют празднование дней рождения с обязательным угощением и приготовлением самодельных подарков. Можно на утреннем занятии написать картину силами всех детей или создать альбом рисунков для новорожденного, в полдник организовать праздничный чай с поздравлениями и концертными номерами.

Для проведения отдельных занятий воспитатель приглашает в гости сказочных и игрушечных героев, детей из другой группы, родителей, других взрослых. Знание правил гостевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений и расширяет круг представлений ребенка о жизни.

Ребенок любит ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Он может чувствовать себя в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, может быть радушным и приветливым хозяином или равнодушным и эгоистичным. Знание гостевого этикета способствует приобретению уверенности в себе и освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому в дошкольном возрасте следует обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и надо обучать детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка.

Детская дружба требует постоянного общения не только в стенах дошкольного учреждения, но и за его пределами, не только на улице, но и в домашних условиях. Желая видеть наших воспитанников дружелюбными, доброжелательными и общительными, мы проводим серию занятий по данной теме и закрепляем полученные знания в разнообразных ситуациях жизни детского сада. Изучению правил гостевого этикета можно посвятить три занятия.

1. Друзья у меня в гостях.

2. Я в гостях у друга.

3. Как дарить подарки.

Занятие на тему «Друзья у меня в гостях»

Содержание. Гость приносит в дом радость и веселье. Приглашение гостей. Подготовка к приему гостей: чистый и красивый дом, вкусное угощение, нарядный костюм, развлечения (игры и аттракционы, сюрпризы, детский концерт и т.п.), подарки для гостей. Прием гостей. Обязанности ребенка на празднике по отношению к детям и взрослым. Мама и папа на детском празднике — первые помощники. Окончание праздника и проводы гостей.

Закрепление содержания вне занятия. Правила гостевого этикета закрепляются в различных организационных формах деятельности детского сада. Сюжетно-ролевые игры в гостей способствуют отработке навыка их приема. Театрализованная игра с инсценировкой русской народной сказки «Лиса и журавль» показывает, насколько важно продумать все детали встречи гостей, вплоть до угощения и посуды. Читая сказку С. Маршака «Кошкин дом», следует обратить внимание на то, как важно, чтобы гости понимали друг друга и умели благодарить за проведенный совместно праздник. Стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог» напомнит детям о необходимости готовить праздничное угощение. В ходе изготовления пригласительных открыток и памятных сувениров на занятиях по изодеятельности можно поговорить о правилах приглашения и необходимости создания у гостей хорошего настроения. Посещения родителями и работниками детского сада праздничного досуга, а также приглашение детей из других групп создают реальные условия для соблюдения правил гостевого этикета.

Работа с родителями. Ребенку необходимо в своем доме принимать гостей: по случаю дня рождения, какого-либо праздника, просто для игры в домашних условиях. Принимая сверстников, дошкольник учится строить доброжелательные отношения с детьми и взрослыми, развивает и укрепляет дружеские связи. Желательно приглашать друзей сына или дочери, создавать ситуации, в которых ребенок сам принимает гостей. Поводов для этого бесчисленное множество: первый снег, весенний дождь, прощание с детским садом, начало занятий в школе, праздник торта или мороженого. Взрослые, выполняя всю основную работу по ведению детского праздника, делают это так, чтобы ребенок понимал: он — хозяин праздника и за все отвечает, а родители ему только помогают.

Ребенок должен запомнить, что готовиться к приему гостей следует тщательно и заранее: порядок и чистота в доме, красивый и нарядный вид хозяев, угощение, игры и развлечения, сувениры и подарки свидетельствуют о том, что гостей ждали и хотели порадовать. Во время праздника нельзя хмуриться, капризничать, показывать недовольство подарками, т. е. нельзя никому портить настроение. Мы во всем уступаем гостям, создаем радостную обстановку, говорим вежливые и признательные слова. Расставаясь, благодарим за чудесно проведенное время. После праздника, когда гости разошлись, всей семьей дружно и быстро наводим порядок в доме.

Состав компании важен не только для взрослых, но и для детей. Кто с кем дружит, кто умеет себя вести в гостях и не испортит праздника, кого отпустят родители — эти и другие вопросы следует обдумать перед приглашением гостей. Число гостей определяется возрастом ребенка, его умением управлять детской компанией.

Надо научить ребенка правильно вести себя, когда в доме собрались взрослые люди. Нельзя допускать, чтобы он вмешивался во взрослые разговоры, произносил тосты, надоедал с вопросами, демонстрировал свое умение петь, читать стихи, танцевать и т.п. Только близкие родственники, прибывшие на семейное торжество, искренно порадуются его талантам. Нежелательно сажать детей за взрослый праздничный стол. Взрослые не должны постоянно находиться в зоне детского внимания. Во время семейного торжества дети, конечно, сядут за стол и будут равноправными участниками застолья. Но, когда мы приглашаем в дом своих друзей, сотрудников по работе, бывших сокурсников, лучше накрыть ребенку отдельный столик или попросить его не сидеть долго за столом вместе со взрослыми.

Текст для детей

Гости в доме — это праздник, потому что собираются друзья. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Без приглашения в гости ходить нельзя. Иначе мы поставим хозяев дома в неудобное положение: они не могут принять гостя, потому что устали, заняты, сами уходят из дома.

Как поступить, если пришел друг, а ты уезжаешь с родителями или занят важным делом? Допустимо сказать ему: «Извини, пожалуйста, но мы уезжаем» или «К сожалению, сейчас не могу с тобой играть, у меня домашние дела». Пригласив же его в дом, надо предложить ему чашку чая с конфетами, пирожком или бутербродом, яблоко или печенье. Одна из обязанностей гостеприимного хозяина — угостить гостя.

Прежде чем приглашать гостей, надо обдумать, зачем это делается: вместе поиграть или почитать — это одна ситуация, а отметить свой день рождения — другая. И подготовка к приему гостей будет другой, основательной.

Кого можно пригласить в гости? Друзей, детей из группы, братьев и сестер, тех, с кем интересно и весело. Желательно, чтобы в компании были и девочки и мальчики. Для них можно нарисовать пригласительные открытки.

Накануне праздника следует чисто убрать квартиру, поскольку в неубранный дом приглашать нельзя. Конечно, взрослые помогут в подготовке праздника, но главным участником подготовки и проведения праздника является тот, ради кого собираются гости.

Как же надо готовиться? Хорошо бы подготовить сувениры, т. е. небольшие памятные подарки для гостей и призы для победителей игр. Это могут быть игрушки, карандаши, краски, альбомы, шарики. Следует обдумать игры, конкурсы, развлечения. В этом тоже помогут взрослые. Мама и бабушка возьмут на себя приготовление угощения, но накрывать на стол и подавать угощение гостям должен виновник праздника.

Каждого гостя надо встретить и, когда все соберутся, пригласить к столу. За столом мальчиков и девочек лучше рассадить вперемежку. Мальчики будут ухаживать за девочками, а хозяин праздника — за всеми гостями.

Какие развлечения можно приготовить к детскому празднику? Лотерею с призами, аттракционы, детский концерт. Главным сюрпризом дня рождения может быть праздничный пирог со свечами.

Можно ли кричать, плакать, злиться на своих гостей или обижать их? Конечно, нет. Гостям должно быть хорошо и уютно в вашем доме.

А что можно делать хозяину праздника? Говорить комплименты гостям, добрые и приятные слова, угощать их сладостями, ухаживать за ними, веселиться вместе с друзьями.

В конце вечера он должен поблагодарить своих гостей за отличный праздник. Можно сказать: «Спасибо вам! Мы так весело провели время» или «Я очень рад, что у меня такие веселые и замечательные гости».

А когда гости разойдутся, надо помочь маме убрать дом после праздника. Вместе и убирать веселее, и быстрее управишься с посудой.

Однажды котенок спросил у других зверей:

— Скажите, пожалуйста, что нужно делать, если в доме собрались гости?

Мышка ответила:

— Чтобы принимать гостей, надо правила знать. Этих правил зверята не знают, но их знают наши ребята.

Ответим котенку, какие правила этикета необходимо соблюдать, принимая гостей в своем доме?

♦ В доме должно быть чисто и красиво.

♦ Нарядные хозяева встречают гостей.

♦ Для гостей готовится вкусное угощение.

♦ У входной двери гостя встречает хозяин праздника.

♦ Надо уделить внимание каждому гостю.

♦ За подарки обязательно говорят «спасибо».

♦ Гостям можно подарить небольшие сувениры.

♦ Провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.

Занятие на тему «Я в гостях у друга»

Содержание. Допустим ли приход в гости без приглашения? Мы собираемся в гости: обязанности гостя (цветы и подарок, костюм и обувь, хорошее настроение и участие в общем веселье: шутка, фокус, концертное выступление и т.п.). Поведение в гостях: на празднике, во время обычного посещения. На следующий день после праздника.

Закрепление содержания вне занятия. В детском саду дети часто разыгрывают сюжет, в основе которого гостевая ситуация. Можно организовать гостевой визит в другую группу детского сада, инсценировать приход Винни-Пуха в гости к Пятачку, прочитать сказку К. Чуковского «Муха- Цокотуха».

Работа с родителями. Чтобы ребенок чувствовал себя в гостях спокойно и уверенно, желательно научить его правилам хорошего тона. Собираясь в гости, надо приготовить подарок, небольшое выступление для детского концерта. Хорошо бы прийти в дом с цветами для мамы друга.

В гостях надо выглядеть красиво, нарядно и соответственно компании. Если ребенок в домашних тапочках или без обуви, это портит его внешний вид и настроение. Дошкольники всегда ожидают похвалы взрослых и сверстников, ибо она — показатель признания их способностей, а также доказательство того, что они стали старше и умнее. Не скупитесь на похвалу. Детские выступления на семейных торжествах или детсадовских праздниках играют большую роль в самовоспитании ребенка. Преодолеть страх и выступить перед зрителями, быть несколько минут в центре всеобщего внимания, хорошо исполнить песню или стихотворение, ошибиться и исправиться — все это требует больших усилий над собой. Разумный родительский подход поможет малышу. Обсудите с ним, что он может исполнить в гостях, устройте маленькую репетицию. Объясните, что желание порадовать других своим выступлением укрепляет дружбу и любовь, придает окружающим силы и здоровье. Научите по-доброму реагировать на выступления других, радоваться их успехам и прощать их ошибки.

Дети живо реагируют на любое слово или поступок, они обижаются, ругаются со сверстниками, иногда кричат и плачут. Объясните, что в гостях нельзя этого делать. Ссоры и капризы неприятны всем, и больше всего другу, у которого день рождения, а комплименты друг другу создают хорошее настроение всей компании. Желаешь другу счастья и радости — веди себя так, чтобы ничто не испортило праздника. Подскажите хорошие и приятные слова, которые можно говорить друзьям: какой замечательный у тебя наряд, как хорошо ты выступил, какая интересная игра, какое вкусное угощение и т.п.

Гости обязательно перед уходом благодарят хозяев дома. Обсудите с ребенком, почему это следует делать, за что мы благодарим организаторов праздника, какими словами можем высказать свою признательность. Каждый раз напоминайте ребенку основные правила поведения в гостях. Чтобы ребенок не заскучал, превратите это обучение в игру. Например, кто больше вспомнит правил поведения в гостях. Или задайте ему вопрос: что можно и что нельзя делать в гостях?

Текст для детей

Вы собираетесь в гости на день рождения друга. Как надо подготовиться к этому событию, чтобы все поняли, что вы — хороший гость?

Во-первых, надо принести подарок для друга и цветы для его мамы. Во-вторых, обдумать свое участие в общем веселье. Это может быть исполнение песни, игра на музыкальном инструменте, чтение стихотворения, короткого шутливого рассказа. Праздник пройдет весело, если каждый сделает для других что-то хорошее и веселое. В-третьих, с собой обязательно надо взять хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях. Нельзя обижать новорожденного своими капризами, недовольством или ссорой с друзьями.

В конце праздника надо поблагодарить хозяев дома за ' «чудесный праздник». Можно сказать: «Спасибо» или «Какой хороший был праздник, спасибо вам за все».

Котенка волнует новый вопрос: «Что можно, а что нельзя делать, если в гостях друзья?»

Какие правила гостевого этикета вы можете подсказать котенку?

♦ Гостей приглашают за несколько дней.

♦ Гости приходят с цветами и подарками.

♦ Гости всегда хорошо одеты, приносят сменную обувь: не домашние тапочки, а нарядные туфли; хозяева не предлагают гостям свои тапочки; босиком в гостях тоже не принято ходить.

♦ Хозяином праздника является новорожденный, родители только помогают ему.

♦ Гости приходят с хорошим настроением, подготавливают для праздника шутки, загадки, выступления; если гость отказывается выступать, не надо его заставлять.

♦ Гости благодарят хозяев за праздник в конце его и на следующий день.

♦ Гость через какое-то время приглашает к себе того, у кого он побывал.

♦ Нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить злые и плохие слова.

Занятие на тему «Как дарить подарки»

Содержание. Подарок дарят тому, кого любят и хотят порадовать, поэтому он всегда радость для дарителя и получателя подарка. Выбрать, вручить и принять подарок — важное и необходимое умение. Как это сделать. Подарки для близких и друзей.

Закрепление содержания вне занятия. Закреплению темы поможет обсуждение следующих литературных произведений: А. Барто «Подари, подари», А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (6-я глава о подарках для Ослика), Г. Остера «Как хорошо дарить подарки», а также песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Подарки».

В детском саду на занятиях дети периодически изготовляют подарки для близких: к праздникам и просто потому, что «мы их любим и хотим порадовать». Можно провести занятие с подготовкой подарков для новорожденного в группе, для младшей группы, вновь напомнив им правила подарочного этикета.

Работа с родителями. Дома с детьми желательно готовить подарки для близких по разным поводам: не только к празднику, но и в обычные дни. Подарок может быть самодельным — рисунок, поделка из пластилина или соломки, вышивка. Он хранит в себе любовь и тепло детских рук, является доказательством того, что малыш растет, познает мир, развивает свои умения, поэтому такой подарок дорог близким людям. Но самодельный подарок дарят только при полной уверенности, что он понравится. Учитывают интересы, вкус, потребности того, кому делается подарок. Родителям надо учить ребенка выбирать друзьям покупные подарки. Обсуждайте с ним, что подойдет его другу, прислушивайтесь к его мнению, выбирайте с ним вместе подарок в магазине.

Можно ли подарить другу свою любимую игрушку? Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Взрослые знают, что вещи, бывшие в употреблении, не дарят. Но для ребенка поднести в дар любимую игрушку считается проявлением особого доверия и доброты. Оценим по достоинству его желание и все же предложим подарить другу новую игрушку, а любимую он может дать на время — поиграть.

Научите ребенка вручать подарок. Пусть он испытывает от этого радость. С улыбкой и добрыми пожеланиями, будто дарить — самое любимое его занятие. Соблюдая русскую традицию, держать подарок следует в правой руке или в обеих, но не в левой. Проиграйте ситуацию дарения. Подскажите слова поздравления. А когда он подарит что-либо вам, похвалите и за подарок, и за то, как он это сделал. Главная ценность подарка заключается в том, что его даритель желает видеть нас счастливыми. Поэтому каким бы ни был подарок, нравится он или нет, мы прежде всего ценим внимание и заботу. Это важно внушать с ранних лет. Тогда не будет неискренности в результате обучения правилу этикета радоваться любому подарку.

Подарок не преподносится в прихожей. Желательно сначала привести себя в порядок, пройти в гостевую комнату и вручить его там. Его дарят обычно в красивой упаковке, которую получатель подарка разворачивает, чтобы рассмотреть подарок и поблагодарить. Подскажите слова благодарности: спасибо, какая интересная книга, замечательная игрушка. Если он сам не сказал эти слова, скажите за него. Если ребенок получил два одинаковых подарка, пусть поблагодарит и первого, и второго гостя: оба старались сделать приятное. Учите ребенка дарить цветы: букет или один красивый цветок.

Текст для детей

Подарки, которые нам дарят близкие и друзья, — это свидетельство того, что нас любят и хотят порадовать. Но подарок является радостью и для того, кто его дарит: он сделал подарок любимому человеку, выбрал то, что доставило ему удовольствие.

Как правильно выбрать подарок? Подумайте: будет ли он интересен тому, кому вы его подарите, доставит ли он радость, понравится ли.

Есть подарки покупные, приобретаемые в магазине. Обычно их дарят взрослые. Есть подарки самодельные, сделанные умелыми руками, они хранят тепло наших рук. Для родителей, бабушки и дедушки — это лучший подарок от ребенка. Он показывает, что ребенок стал старше, умеет делать своими руками что-то красивое и полезное, старается сделать сам то, что принесет радость близким людям. Можно нарисовать открытку, картину, сделать из цветной бумаги аппликацию, вылепить из пластилина игрушку и многое другое. В семье обязательно кто-то подскажет, что и как лучше сделать. Надо только помнить: самодельный подарок должен быть очень хорошо выполнен.

Другу можно подарить альбом и карандаши, ручку и блокнот, пластилин, игрушку, книгу, сладости. Но те вещи и игрушки, которыми пользовался сам, дарить нельзя. Это не принято: подарки должны быть новыми. Чтобы подарить другу щенка, котенка, черепаху, рыбок, попугайчика или хомячка, надо предварительно поговорить с его родителями: согласны ли они принять в дом живое существо.

Очень хороший подарок — цветы, большой букет или один красивый цветок. Они красивы, приятно пахнут, их дарят маме и бабушке, в гостях — хозяйке дома. В доме, где цветы можно сразу поставить в вазу с водой, их дарят без упаковки. В целлофановой упаковке преподносят розы — из-за их шипов. Если же упаковка является частью цветочной композиции, ее не снимают, а дарят цветы в ней.

Выбирая подарок маме, посоветуйтесь с папой или бабушкой. С мамой обговорите подарок для папы, с дедушкой или родителями — для бабушки. Не бойтесь спрашивать у взрослых совета. Заранее о своем подарке не рассказывайте. И хотя очень хочется рассказать, потерпите до праздника. Тогда будет приятный неожиданный сюрприз.

Дарим мы подарки не только к дню рождения, но и к именинам, а также к другим праздникам: к Новому году — 31 декабря, Рождеству — 7 января, Дню влюбленных — 14 февраля, к женскому дню — 8 Марта.

Надо уметь красиво преподнести свой подарок. Для этого необходимо самому хорошо выглядеть, т.е. быть чистым и опрятным. Улыбаясь и глядя в глаза тому, для кого подарок, говорить добрые слова. Маме можно сказать: «Мамочка, любимая, поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе счастья! Это мой подарок для тебя!» Бабушке — «Дорогая бабушка! Мыс папой дарим тебе цветы и поздравляем с праздником. Мы тебя очень любим!»

Тот, кто получает подарок, тоже должен соблюдать некоторые правила этикета:

♦ принимают подарок стоя, а не сидя;

♦ улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

♦ подарок желательно рассмотреть;

♦ любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Пришел котенок к нам узнать: «Какой подарок подобрать? И как его потом вручить? Как за него благодарить?» Котенку нужен наш совет. Что скажем мы ему в ответ?

Отвечаем вместе.

♦ Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (интересен, доставит ли радость, понравится ли).

♦ Самодельный подарок должен быть... (очень хорошо выполнен).

♦ Подарки должны быть... (новыми).

♦ «Живые» подарки обсуждают... (с родителями новорожденного).

♦ Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому... (для кого он предназначен).

♦ Принимают подарок стоя, с... (улыбкой) и словами... (благодарности).

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Этическая беседа

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения за столом

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни

Сценарий мероприятия в подготовительной группе на тему: «День рождения только раз в году»

Нет комментариев. Ваш будет первым!