Конкурсы для педагогов и детей

Заочное путешествие по лесу для младших школьников

Игра путешествие на тему: Природа для начальной школы
Природа каждому нужна
(заочное путешествие по лесу)
Автор: Любченко Анна Васильевна, учитель начальных классов.
Место работы: КГУ Средняя школа №8 с ДМЦ.

Интеграция предметов: «Познание мира», развитие речи, ОБЖ.
ТЕМА: «Лесные опасности»
ЦЕЛИ:
Формировать у детей знания о правилах поведения в природе и в быту;
Выяснить какие опасности могут подстерегать нас в лесу;
Дать понятие о грибах, как особом царстве живой природы;
Способствовать развитию познавательного интереса;
Формировать умения бережно и по-доброму относиться к природе, своей жизни;
Учить осторожности при сборе грибов, ягод, соблюдению правил поведения, если рядом есть жалящие насекомые;
Воспитывать любовь к природе, доставить детям радость общения друг с другом.

ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, наглядный, практический, словесный.

ОБОРУДОВАНИЕ: бытовые предметы (чайник, ножницы, лекарства, спички), рисунки с
изображением бытовых предметов; рисунки грибов; кроссворд «Грибы»; игрушечный телефон; картинки с изображением насекомых, ядовитых растений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
а) – Сегодня у нас на уроке гости. Они хотят посмотреть, что вы знаете, чему научились. Поздороваемся с ними.
б) – Прочитайте пословицу «Осторожность – мать безопасности».
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Чему она нас учит? (если ты будешь, осторожен дома, на улице, в школе, то с тобой никогда не случится беда)

II. Повторение пройденного материала.
- Я принесла с собой предметы, назовите их (нож, чайник, лекарства, спички).
- Расскажите, чем могут быть опасны данные предметы.
- Сейчас прослушайте несколько правил безопасности.
1. Ножницы стригут отлично,
Но и колются прилично.
Просто так их не бери
Очень острые они.

2. Розетка из стены на нас
Взирает парой дырок – глаз.
Предупреждает: «Вам меня
Бояться надо, как огня!»

3. Возле газовой плиты
Расшумелся, жди беды.
Лучше даже и не стой
Перед газовой плитой.

4. Адрес свой везде и всюду
Никогда я не забуду:
Если даже заблужусь,
Вспомню адрес и найдусь.

5. Огонек всегда такой –
И хороший и плохой.
Он и светит он и греет
И проказничать умеет.
- Ребята, скажите, к чему может привести игра с огнем?
- Как действовать при пожаре мы с вами говорили на прошлых уроках.
- А кто знает, как вызвать пожарных, если огонь сильный?
ИГРА «Вызов пожарных» (используя игрушечный телефон, дети вызывают пожарных)
Набрать номер «01», горит квартира на втором этаже,
по адресу: улица Пушкина 36.
Позвонил ученик 1 «Б» класса Клоков Миша.
Я живу по улице Пушкина 35 кв. 7

- Пожары наносят большой вред. Сгорают вещи, дома, горят леса, погибают животные, люди. Огонь уничтожает все на своем пути. Чтобы этого не произошло, надо правильно обращаться с огнем

III. Постановка цели урока.
- Мы говорили о правилах безопасности в быту. Сегодня продолжим разговор об опасностях, которые подстерегают человека вне дома.

IV. Работа по теме урока.
А. – Я предлагаю вам отправиться в лес.
- А, как вы думаете, может ли лес таить в себе опасность для жизни человека?
- Какие опасности нас могут встретить в лесу? (можем заблудиться, встретиться со змеей, опасны дикие животные). Итак, идем на природу.
- Кстати, вспомним, что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Назовите тела неживой природы.
- Назовите тела живой природы.
- Почему вы растения отнесли к живой природе? (растения растут, питаются, размножаются, умирают).
- Вышли мы на полянку. Что же здесь мы видим? Кто знает названия этих грибов?
- А верно ли вы их назвали, мы узнаем чуть позже.
- А что такое грибы?
- Нет, ребята, грибы это не животные и не растения. Вы спросите почему?
- Назовите органы растений.
- А есть ли у грибов ветки, листья, цветы?

Грибы – это особое царство живых существ. Это отдельная группа организмов. На земле съедобных грибов около 300 видов. Но и не съедобные грибы тоже нужны лесу. Например, вредный для людей гриб мухомор, является лекарственным для зверей. Когда лось болеет, он ест мухоморы.

- А как правильно собирать грибы?
- Наш гость Ежик говорит, что много грибов под березами. Нельзя вырывать грибы вместе с грибницей. Никогда не собирайте старые и червивые грибы. В них много вредных веществ для человека. Собирать надо только знакомые грибы. Обязательно их надо показать взрослым.

Б. - А сейчас сядем на поляне, отдохнем, послушаем загадки и отгадаем кроссворд.
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик)

2. Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка
Он головку держит смело
Потому, что гриб он …(белый или боровик).

3.А вот кто-то важный
На беленькой ножке
Он с красною шляпкой
На шляпке горошки (мухомор).

4.Буд-то смазанные маслом
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята
Под сосной растут …(маслята).

5.Лета первая примета
Под березой в холодке.
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подберезовик).

6.У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки
Его называют … (бледной поганкой).

(по ходу угадывания загадок показывается рисунок гриба)

В. – Повторим хором названия грибов. Запомните их.
- А на какие две группы можно разделить эти грибы? (съедобнее и несъедобные)
- А сейчас мы прочитаем текст о ядовитых грибах.

Г. Чтение учащимися текста «Ядовитые грибы» (цепочкой)
Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть. Поэтому ЗАПОМНИ: если ты не знаешь, какой гриб перед тобой – не бери его; ядовитые грибы надо знать в «лицо».
В первую очередь научись узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, желтый или оливковый.
Мухомор очень красив. Он имеет красную шляпку на белой ножке. Гриб этот очень опасен для человека. Он очень приметен, и спутать его невозможно.
- О каких ядовитых грибах вы прочитали?

Д. Игра «Назовите грибы и найдите лишний».
ПОДБЕРЕЗОВИК, ПОДОСИНОВИК, ПОГАНКА.
МАСЛЕНОК, МУХОМОР, БОРОВИК.

Е. – В лесу много грибов и ягод. Но не все ягоды съедобны (показываю рисунки и рассказываю о ядовитых растениях).
ВОЛЧЬК ЛЫКО – это красивое, но опасное растение. Если сок этого растения попадет на кожу, то вызовет сильное раздражение. Если человек попробует ягоды, то получит сильное отравление. Нельзя пробовать незнакомые ягоды на вкус.

ВОРОНИЙ ГЛАЗ. Если увидишь четыре широких листа, а между ними черную круглую ягоду – это растение вороний глаз. Ягода красива, но ядовита. Не бери её в рот!

БЕЛЕНА, встречается по оврагам, пустырям, вдоль дорог. Это ядовитое растение. При отравлении появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьется чаще. Это растение не едят животные.

Ж. – В лесу есть и другие опасности. Отгадайте, о ком идет речь.

Летит, пищит
Случая не упустит.
Сядет и укусит (комар).

Целый день летает,
Людям надоедает (муха).

Модница крылатая
Брюшко полосатое
Ростом хоть и кроха
Укусит, будет плохо (оса).

В темном уголке живет
Шёлковую нить прядет (паук).

Домовитая хозяйка
Полетает над лужком
Похлопочет над цветком
Он поделится медком (пчела).
(по ходу выставляются картинки)
- Чем опасны они, такие маленькие?
- Как их можно назвать, одним словом?
- А кто здесь не является насекомым? Почему?
- Чем опасны они для человека? (мухи, комар – переносчики инфекционных заболеваний, укусы паука, осы, пчелы – ядовиты, могут вызвать сильную аллергию).
- Некоторых животных можно назвать жалящими, почему? (у них есть жало).
- Каких животных можно отнести к жалящим? (пчела, оса, шмель, комар, шершень)
- Обычно насекомые просто так не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты.

Если очень шуметь около берлоги,
То пройдется, потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь не жалить, не рычать зря никто не станет.
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами.
Как защитить себя от укусов насекомых.
1. Не приближайся, особенно в жаркие дни к пчелиным ульям.
2. В близи их не делайте резких движений.
3. Не разоряйте гнезда осиные.
4. Если насекомое влетело в комнату, не гоняйтесь за ним. Откройте окно и подождите, когда насекомое улетит.
5. Будьте осторожны, когда пьете или едите что-то сладкое.

Если насекомое все же укусило:
1. Удали жало.
2. Промой рану слабым раствором марганцовки или перекисью водорода.
3. Приложи к ране что-то холодное.

На опушке посидели
Все вокруг мы поглядели.
А теперь давай с тобой
Мы отправимся домой.

V. Итог урока.
- Научились ли сегодня на уроке чему-либо полезному?
- Каким образом обезопасить себя во время прогулки в лесу?

Рекомендуем посмотреть:

Игры на уроках декоративного рисования, 3 - 4 класс Спортивное мероприятие для 1- 4 классов с ОВЗ. Путешествие по станциям Игровая программа для детей начальной школы. Сценарий Сюжетно-ролевые подвижные игры для детей начальной школы

Похожие статьи:

Словесные игры - загадки для детей с ответами

Игра, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Игра путешествие в начальной школе

Логические игры для учащихся начальной школы

Веселые соревнования для младших школьников

Лекарственные растения. Интегрированный урок в 3 классе
Опубликовано: 472 дня назад (26 августа 2015)
Просмотров: 920
+2
Голосов: 2
Светлана Владиславовна Хабарова # 26 августа 2015 в 22:45 0
Анна Васильевна,здравствуйте!!!Урок у вас получился интересным и познавательным, с использованием разных видов заданий.При повторении детки вспомнили об опасностях, с которыми они могут встретиться дома, на улице, путешествуя по лесу узнали об опасностях, подстерегающих их там.Читая текст, играя в игры дети сами приходят к выводу об опасностях.Очень нужный материал.Его можно использовать не только на уроке, но и для бесед по ОБЖ. Беру себе на заметку.Голосую!!!
Светлана Ивановна Куприй # 28 августа 2015 в 13:12 0
Здравствуйте, Анна Васильевна. Спасибо за интересное и познавательное, пусть и виртуальное, путешествие по лесу. Думаю, детям очень понравился Ваш урок: и интересно, и полезно. Материал пригодится многим педагогам. Примите мой голос.