Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка, 4 класс. Имя существительное

Конспект урока по русскому языку по теме: Имя существительное», 4 класс
Автор: Савченко. Е.М. учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 847 САО г. Москва
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект урока по русскому языку. Урок – обобщения рекомендован для проведения в 4 классах. Большой объем работы представлен в игровой форме - занимательной форме, что не вызывает особого напряжения и утомления учащихся. Материал, изложенный в конспекте, будет интересен всем учителям начальной школы.
Конспект урока по русскому языку по теме: Имя существительное».
Цель:
- закрепить общие понятия об имени существительном
Задачи:
Образовательные:
- закрепить основные орфографические правила правописания в русском языке
- учить выделять и объяснять орфограммы в словах
- помочь детям находить в орфограммах сходство и различие
Развивающие:
- обогащать словарный запас учащихся
- развивать речь учащихся
- развивать интерес к слову
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся бережное отношение к русскому языку
-воспитывать чувство сотрудничества и коллективизма
-воспитывать внимательность
Оборудование:
цветик – семицветик с разноцветными лепестками (цвета радуги), сигнальные карточки, таблички со словами, выставка книг по теме урока
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
На партах учебник, тетрадь, карточки красного и зеленого цветов.
2 Минутка чистописания.
Положительный настрой на активную работу и улыбнемся друг другу. Сядьте удобнее и повторяем за мной:
Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет
Я, как разведчик, все замечу
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Сегодня у нас необычный урок, а урок- путешествие под названием «Имя существительное». Имена существительные изучаются с первого класса и продолжают изучаться в течение всего периода школьного времени. Наша задача сегодня – обобщить тот материал, который мы изучили к этому дню, но чтобы это был не просто сухое повторение материала, мы проведем урок- путешествие.
Итак, отправляемся в путь в страну под названием РЕЧЬ. Но ворота страны распахнутся перед вами, если вы правильно назовете жителей этой страны. Жителей Москвы называют – москвичами, жителей Ростова - ростовчанами, а жителей страны РЕЧЬ - называют частями речи.
Части речи, части речи
Всюду бродят по планете
Невозможно жить без них
Остроумных и простых.
С какими частями речи вы знакомы? Ответы учащихся.
На доске цветик - семицветик.
«Милый цветик - семицветик
Посылает нам приветик.
Помогает цветик людям
И его хранить мы будем.
На его семь лепестков
Ответы каждый дать готов».
Отгадайте загадку:
Есть еще один седой старик
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку
В котлету
В кактус, в зонтик
И в монету
Словом в разные предметы
Что - это?
Это- часть речи, которое называется «Имя существительное». На доске первый лепесток красного цвета.
Наш урок посвящен ,именно, существительному.
Что мы знаем об этой части речи?
Второй лепесток (оранжевый) посвящен: « Собственные и нарицательные имена существительные».
Какие имена существительные называются собственными?
Собственные имена существительные – это названия городов, рек, отдельных лиц (Федоров, Россия Углич).
Какие имена существительные называются нарицательными? Нарицательные имена существительные – это общее название всех предметов и явлений (столы, парк, огород).
Выполним задание.
Почему иногда слово «орел» пишем с маленькой буквы, а иногда с большой?
Орел пишется с большой буквы, когда обозначает название города, а с маленькой буквы – это слово пишется тогда, когда обозначает одну из множества птиц – орел. Ребята, теперь самостоятельно объясните, почему слово «земля» тоже может писаться по – разному? Учитель выслушивает ответы детей. ( Земля – планета Солнечной системы, поэтому пишется с большой буквы, а земля- суша, почва под ногами, пишется с маленькой буквы).
Третий лепесток (желтый) - «Одушевленные или неодушевленные имена существительные». Если имя существительное - отвечает на вопрос кто? то такие имена существительные называются одушевленными, а если на вопрос что? то неодушевленными.
На доске написаны слова. Дети должны записать слова в разные столбики. (Моряк, изморось, море, камень, каменщик, лещ).
После выполнения задания идет обсуждение.
Проводится игра « Замени, одним словом».
Модель Земного шара -….(Глобус)
Промежуток времени в 60 минут… (Час)
Тихий безобидный человек (Тихоня).
К какой части речи мы отнесет данные слова?
Вышеперечисленные признаки являются постоянными для имени существительного.
Теперь поговорим о непостоянных признаках существительных.
Четвертый лепесток (зеленый) – это род имен существительных. Каждое имя существительное относится к одному из трех родов. Род- это грамматический признак имени существительного.
Чтение сказки о роде.
Женский род запомню я
И скажу она - моя
Я запомню род мужской
И опять скажу – он мой
Средний род оно - мое
Это правило мое.
Запишите все имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний.
Окно, береза, календарь, облако, иней, страна, тюль.
К какому роду относятся существительные: зевака, забияка, левша, сладкоежка. ( Это существительные общего рода, которые относятся и к мужскому и женскому роду). Ответы детей: Вова- забияка, Таня- сладкоежка.
Умственная работа. Ребята, требует активного отдыха.
Проведем физкультминутку.
Мы писали, мы писали
А теперь все дружно встали
Вот дохнул, подул слегка
Смелый ветерок
(Развести руки в сторону)
Ветку клена он нагнул
Оборвал листок
(Выполнить наклон туловища вниз)
Тихо кружит лист последний
Словно парашют
(Выполнить поворот туловища влево и вправо)
Плавно. Важно он кружится
Спать на землю он ложится
( Выполнить приседание)
И ему там будут сниться летние деньки.
Пятый лепесток (голубой) – это склонение.
Что такое склонение?
(Склонение – это изменение существительных по падежам.)
Сколько падежей в русском языке?
( В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный винительный, творительный, предложный).
К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями а, я.
Ко второму склонению относятся имена существительные среднего с окончаниями о, е и мужского рода без окончания.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце.
Шестой лепесток (синий)- падежи имен существительных
Ребята, для чего мы учим склонения и падежи имен существительных?
( Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных).
На доске написаны сочетания существительных в разных падежах, но без окончания. Отгадайте окончания.
В деревн.., на площад.., на сирен.., в печ.., на баян.., на лошад…
А теперь шутка, на которую надо ответить. «Как правильно сказать: « у рыбов нет зубов, у рыб нет зубов или у рыбей нет зубов». ( Ответы детей)
Седьмой лепесток (фиолетовый)- число имен существительных.
Какие имена существительные употребляются в единственном числе?
( Те, которые обозначают один предмет).
Какие имена существительные употребляются во множественном числе?
( Те, которые обозначают несколько предметов).
На доске карточки со словами, которые нужно правильно распределить по столбикам.
Коллекция, знамена, колос, стекла, колосья, лопаты, санатории, лопата, санаторий.
Вы, замечательно справились.
А теперь посмотрите внимательно на доску. На доске написаны слова, у которых нужно определить число.
Дрожжи, духи, студенчество, железо, опилки, беготня.
Что можно сказать об этих именах существительных?
Некоторые имена существительные употребляются или только в единственном числе или только во множественном числе.
Перед вами отрывок из басни И.А. Крылова « Волк на псарне».
Выпишите слово, которое употребляется только во множественном числе.
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор…
Вот и закончились все лепестки. Но цветок неполный. Не хватает сердцевинки. Это существительные – словарные слова.
Какие слова мы называем словарными?
Те слова, орфограммы в которых проверить нельзя, а написание проверяется по словарю.
Выберите « лишнее» слово в каждом ряду.
Ведро, стрела, аллея, сосна.
Доска, мосты, ботинки, стрела.
Грибы, коза, морковь, стена.
( Это словарные слова, написание которых проверить нельзя, а во всех остальных словах орфограмма - безударные гласные, проверяемые ударением.)
Найди и подчеркни словарные слова в пословицах и поговорках. Определите род, число, падеж.
Сам погибай, а товарища выручай.
Москва – всем городам мать.
Ученье- лучшее богатство.
Самостоятельное выполнение задания.
Подведение итогов урока.
Все задания мы с вами отгадали. На доске у нас красуется прекрасный цветик - семицветик.
Ни один лепесток не остался без нашего внимания.
Что интересного было на уроке?
Что вам понравилось?
Ребята, поднимите карточки зеленого цвета , если урок понравился, а если кому-то из вас было трудно, поднимите красную карточку.
Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите Конспект урока русского языка в 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс

Дерево счастья из бисера своими руками
Опубликовано: 865 дней назад (29 июля 2014)
Просмотров: 13221
+7
Голосов: 9
Вера Александровна Орехова # 30 июля 2014 в 16:05 +2
Елена, спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Интересный и познавательный материал Вы представили, думаю многие педагоги возьмут себе на заметку. Поставленные задачи выполнены.Радует, что урок прошел в игровой форме.Так детям легче познакомиться и усвоить новую информацию. Спасибо! Примите мой голос +1. Желаю удачи!
Елена Савченко # 30 июля 2014 в 16:46 0
Вера Александровна ! Спасибо за ваш комментарий!
Людмила Анатольевна Панова # 30 июля 2014 в 16:11 +2
Елена, спасибо за приглашение!Прекрасный конспект! Очень поучительный и интересный. Как будто сама была у вас на уроке, вспомнила школьную жизнь, вашим детям повезло с таким учителем, как ВЫ. Примите мой голос.
Ирина Евгеньевна Науменко # 30 июля 2014 в 23:01 +3
Елена, мне понравился Ваш конспект. Обобщающие уроки в процессе повторения изученного материала занимают особое место. Главная задача таких уроков состоит в закреплении и систематизации знаний, что является необходимым условием успешного усвоения понятий и применения знаний на практике. В процессе обобщения и подведения итогов важное место уделяется самостоятельной работе учеников, которая имела место и на Вашем уроке. Присутствовали игровые моменты, применение которых положительно сказывалось на усвоении материала. +1!
Елена Савченко # 30 июля 2014 в 23:03 +2
Дорогая Ирина Евгеньевна! Спасибо за комментарий.
Елена Александровна Ходзицкая # 30 июля 2014 в 23:25 +2
Доброго времени суток!Елена, конспект мне понравился,некоторые моменты взяла себе на заметку и хочу вам предложить ввести проблемную ситуацию при повторении рода имени существительного. Запишите все имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний.(Слова предварительно написаны на доске)Окно, береза, календарь, облако, иней, страна, тюль,зевака, забияка, левша, сладкоежка.Что заметили?(Встретились существительные, которые можно отнести и к женскому,и к мужскому роду...В какой столбик их запишем?... Но это сугубо моё мнение, ни коим образом не влияющее на оценку вашей работы!+1
Елена Савченко # 31 июля 2014 в 12:40 +1
Спасибо за комментарий! Я с вам полностью согласна. Дети активно участвуют в работе, когда присутствует проблемная ситуация, созданная учителем. sad
Регина Сириновна Сабирзянова # 1 августа 2014 в 14:25 +3
Елена! Беру в закладки материал, который можно использовать при проведении обобщающих уроков по теме "Имя существительное". Ученики показали все свои знания по русскому языку по данной теме, думаю, в 5 классе у них не будет проблем с изучением русского языка. +1
Валентина Анатольевна Власкина # 13 августа 2014 в 17:48 +1
Елена, спасибо за предложенную вами разработку. Урок проходит в занимательной и интересной форме для ребят. Содержание урока соответствует поставленным целям. С начала урока вы настраиваете ребят на позитивные эмоции. В конце урока ученики оценивают своё настроение. Думаю, что все ребята остались довольны своей работой на уроке. Спасибо вам за вашу разработку!
Каринэ Шаумян # 26 февраля 2015 в 17:16 0
Интересный урок. Создана проблемная ситуация, которая решалась в игровой форме.Такие уроки детям нравятся, да и уроки в игровой форме помогают лучше усвоить новый мтериал. Мой голос