Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие по математике в 10 классе

Внеклассное мероприятие по математике «ЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ». Конспект
Автор: Шибанова Елена Васильевна, учитель математики в Павловской школе-интернат для детей с ОВЗ

Описание: данный материал будет полезен учителям-предметникам, воспитателям, работающим со старшеклассниками.
Это занятие поможет провести интересную внеклассную работу по математике,а так же подготовиться к предметной неделе. Все задания направлены на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Цель:
- способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся;

Задачи:
- создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений;
- развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе,
умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой;
- учить находить, интересные задания на сообразительность из области математики;
- воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.

Оборудование: название игры «Считай, смекай, отгадывай», высказывания о математике:
Математика, есть царица наук, а арифметика есть царица математики. К. Гаусс (1777-1855)

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М. В. Ломоносов (1711-1763)

Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии (А. С. Пушкин (1799-1837)

Полет – это математика (В. П. Чкалов (1904-1938)

Математика – наука великая, замечательный продукт одной из благороднейших способностей человеческого разума. (Д. И. Писарев (1840-1868)

Портреты ученых, ребусы, шифровка
ХОД ИГРЫ:
Ведущий: Сегодня мы с Вами проводим познавательно-развлекательную игру «Считай, смекай, угадывай».
Игру будет судить строгое, но справедливое жюри в лице: (представление членов жюри)
Правила игры следующие:
Участвуют 2 команды. Игра проводится в пять туров. За каждый правильный ответ в каждом туре Вы получаете по 1 баллу. Те из Вас, кто наберет больше всех баллов, побеждает в нашей игре. Все баллы подсчитывает жюри.
Для того, чтобы успешно пройти все испытания, Вам потребуются все Ваши знания по математике, о выдающихся ученых, их открытиях и изобретениях. Ни пуха, ни пера!

Почему торжественно вокруг
Слышите, как быстро смолкла речь
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня речь

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит
Почему хорошие слова
Часто говорят о ней в народе

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудности закалку
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.

1 Тур «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД»
Команды говорят свое название и девиз.

2 Тур «РАЗМИНКА»
Зачитывается вопрос, команда раньше всех поднявшая руку-отвечает первая, если неверно, то слово передается команде-сопернице.
1. Работники пилят бревно на метровые куски. Отпиливание одного куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 8 м? (7 минут)
2. Два странника прошли 80 верст. Сколько верст прошел каждый странник, если их скорости движения одинаковы? (80)
3. На какой угол поворачивается солдат по команде «Кругом» (180 градусов)
4. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь? (23 года; разность между годами отца и сына равна 23 года, следовательно, сыну надо иметь 23 года, чтобы отец был вдвое старше его.)
5. Цена книги 100 рублей. Цену на книгу дважды снижали на 10%. Сколько стала стоить книга? (81 рубль)
6. Решите уравнение устно: 2 х 2 – 28 х + 98 = 0. (х=7; обе части разделить на 2, свернуть как квадрат разности)

3 Тур «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»
На доске:








Внимательно послушайте вопрос, подумайте, и если знаете ответ-поднимайте руку.
ВОПРОСЫ:
1. Этот ученый был очень горд своим открытием: «Объем шара, вписанного в цилиндр, в полтора раза меньше объема цилиндра и так же относятся поверхности этих тел» Ученый завещал высечь на его будущем надгробии фигуру цилиндра с вписанным шаром, что и было выполнено впоследствии. ( Архимед)
2. Кроме занятий математикой, этот ученый собственноручно мастерил игрушки и более 40 различных механизмов, например, «лошади» - машины, подражающей движению лошади при ходьбе. Академик А. Н Колмогоров писал о нем: «… вывел русскую школу теории вероятностей на первое место в мире». ( Чебышев)
3. Этот ученый выполнил за три дня правительственное задание, на которое другие академики требовали несколько месяцев. От перенапряжения он потерял зрение на правый глаз, но задание сделал вовремя ( Эйлер)
4. Легенда гласит: «Однажды египетский царь Пталомей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах». Ученый гордо ответил: «В геометрии нет царской дороги». Назовите имя этого ученого. ( Евклид)
Дополнительная звезда тому, кто скажет название книги, о которой шла речь. («Начала»)
Хочу также добавить, что школьный курс геометрии очень часто называют именем Евклида, так как его труд «Начала» фактически является первым руководством по математике. В течение длительного времени геометрию изучали по этой книге. Кроме того, ученый много занимался космологией, сферической геометрией, астрономией, проблемами зрения, распространением света.
5. Этот немецкий ученый 17- начала 18 столетия проводил в Германии исследования в области механики, теории упругости и колебаний и следовал принципу: «Цель науки – благоденствие человечества, преумножение всего, что полезно людям». Он встречался с Петром Первым, помогая ему распространять и укреплять науки. В награду он получил звание советника юстиции русской службы – седьмой по табелю о рангах чин из четырнадцати, дававший дворянское звание на уровне подполковника. Этот ученый независимо от Исаака Ньютона разработал дифференциальное и интегральное исчисление. ( Лейбниц)
6. В течение 30 лет до самой смерти этот ученый работал управляющим, а затем директором Монетного двора. В это время в государстве была очень расстроена денежная система, было много испорченной и фальшивой монеты. Группа из 4 человек, в том числе и этот ученый подготовили проект денежной реформы. Под руководством этого ученого увеличилась производительность машин, печатающих деньги, в 8 раз. За 2 года была перечеканена вся монета в государстве, тем самым страна была спасена от инфляции. В обязанности этого ученого так же входило вести сыск и следствие по делам о фальшивомонетчиках. Фальшивомонетчики страшно боялись ученого, только за один 1697 год он передал в суд дела, по которым было казнено около 20 фальшивомонетчиков. (Ньютон)
7. Этот известный ученый в состязаниях по кулачному бою во время Олимпийских игр (не скажу когда проводившихся) был победителем!
Он также является основателем очень известной школы, или философского братства. Эта научная школа отличалась строгими обычаями, члены вели аскетический образ жизни, провозглашали общность имущества, неукоснительно следовали религиозной обрядности. Согласно теории, разработанной ученым, число – это не просто выражение, а существо и ядро реальности жизни. Нечетные числа рассматривались как органические и как выражение лучшего, четные – неорганические и выражение худшего. В единице усматривалось нечто божественное. Ученый оставил заметный след в построении планиметрии прямолинейных фигур. Много внимания ученый уделял вопросам морали, религии, воспитания, излагая их с аристократических позиций. ( Пифагор)
8. По воспоминаниям секретаря этого ученого, он постоянно был занят работой, редко ходил к кому-нибудь или принимал у себя гостей. Он считал потерянным каждый час, не посвященный занятиям. «Занятиями он увлекался настолько, что часто забывал обедать. Нередко заходя в его комнату, я находил обед не тронутым на столе, и только после моего напоминания он что-нибудь съедал…
Раньше двух-трех часов он редко ложился спать, а в некоторых случаях засыпал только в 5, 6 часов утра. Спал он всегда 4 или 5 часов. Думаю, его немало печалила необходимость тратить время на еду и сон. Иногда во время прогулки в саду он внезапно останавливался, забегал по лестнице в свою комнату и, подобно Архимеду, начинал писать за своим пультом, забывая сесть» . Кроме того, ученый был очень рассеянным человеком. ( Ньютон)
9. Этот ученый выдающийся математик, физик, астроном. Он являлся директором Геттингской астрономической обсерватории. В начале 19 века он заложил основы высшей геодезии и создал теорию внутренней геометрии поверхностей, проводил исследования в области физики. В 1832 году создал абсолютную систему мер, введя три основные единицы: 1 с, 1 мм и 1 кг. В 1833 году совместно с В. Вебером построил первый в Германии электромагнитные телеграф, сформулировал основную теорему электростатики. В 1840 году разработал теорию построения изображений в сложных оптических системах. Его именем названа единица магнитной индукции в абсолютной системе единиц (СГС), фундаментальная астрономическая постоянная, выражающая связь масс Солнца, Земли и Луны с периодом обращения системы Земля-Луна по орбите вокруг Солнца. (Гаусс)
10. Для этого известного ученого математика была лишь увлечением, и тем не менее он заложил основы многих ее областей – аналитической геометрии, исчисления бесконечно малых, теории вероятностей. С его именем связаны две знаменитые теоремы из области теории чисел: малая теорема и Великая теорема. Доказательство теоремы в общем виде было получено только в 1994 году. Ученый считался знатоком классической литературы, лингвистом, поэтом, около 20 лет служил советником парламента Тулузы. (Ферма)
Дополнительные звезды тому, кто сформулирует теоремы Ферма.
(Великая теорема Ферма: при значениях больше n>2 уравнения вида xn + yn = zn не имеют ненулевых решений в натуральных числах.
Малая теорема Ферма – если р – простое число и а – целое число, не делящееся на р, то а p-1 – 1 делится на р. Первое доказательство дал Л. Эйлер)
11. Кто автор теоремы: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах» (6, Пифагор)

4 Тур «РЕБУСЫ»




5 Тур «Шифровка»
Команды получают шифровку. В это время болельщики отвечают на вопросы.
ШИФРОВКА
94ННО3 СОО6Щ3N3 ПОК4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN
МОЖ37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ!
8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN!
СН4ч4Л4 Э70 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С НА Э70Й С7Р0К3 8АШ Р4ЗУМ ЧN7А37
Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 349УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М.
Г0Р9NСЬ!
ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N МОГУ7 ЭТ0!

ВОПРОСЫ
1.Назовите среднее арифметическое женщины и рыбы? (русалка)
2. Назовите среднее арифметическое ежа и змеи (колючая проволока)
3. Назовите среднее арифметическое мужчины и коня (кентавр)
4. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (корень)
5. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)
6. Индийский математик Брамагупта в 7 веке пишет: «Сумма двух имуществ есть имущество. Сумма двух долгов есть долг. Сумма имущества и долга равна их разности… Долг, вычитаемый из нуля, становится имуществом. Имущество, вычитаемое из нуля, становится долгом. Какие известные правила здесь сформулированы Брамагуптой?
(Правила действий над положительными и отрицательными числами)

Подведение итогов. Церемония награждения победителя.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике 10 - 11 класс. Сценарий Математический брейн-ринг для 10-11 классов. Сценарий Открытое внеучебное мероприятие по математике для студентов 1 курса колледжа

Похожие статьи:

Математические задачи в стихах для 1-2 класса с ответами

Математика в афоризмах

Задачи-шутки по математике с ответами, 1-2 класс

Задачи-шутки по математике с ответами, 3-4 класс

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Панно "Виноградная лоза" своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 397 дней назад (4 ноября 2015)
Просмотров: 849
+2
Голосов: 2
Ольга Алексеевна Мацола # 4 ноября 2015 в 20:23 0
Елена Васильевна спасибо вам большое.очень хорошее мероприятие. в старших классах очень тяжело детей заинтересовать у них другие интересы.
Елена Васильевна Шибанова # 4 ноября 2015 в 21:32 0
Действительно, со старшеклассниками в этом плане тяжелее, поэтому и приходится изыскивать разные способы этот интерес хоть как-то разбудить