Конкурсы для педагогов и детей

Использование пиктограмм в работе с дошкольниками

Использование пиктограмм в речевом развитии и развитие мыслительных  процессов в работе с детьми дошкольного возраста
1.   Литературный обзор состояния вопроса.
1.1.   История темы педагогического опыта в педагогике.
Дошкольное образование – первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагога, работающего с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в запоминании стихов и небольших рассказов и их воспроизведении. Работая с детьми с ОНР,  воспитателю приходится искать вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является пиктограмма.
Что такое пиктограмма ?
Пиктограмма  (от латинского – рисовать и греческого – запись) – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего,  в схематическом виде.

История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами.  На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать.
Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собою рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.
Письменность значительно изменила оперирование информацией, но в этот период интерес к методам управления памятью был очень высок. Среди самых видных ученых, работавших над вопросом запоминания, был Джордано Бруно (ХV1век). В его честь названа современная система запоминания Джордано.
В ХХ веке методика «Пиктограммы» была разработана и использовалась в психологических исследованиях.  В 60 – 70 годах применение данной методики расширилось.

В России целенаправленное использование мнемотехники ещё молодое направление в области педагогики. Проблемы коммуникации при грубом нарушении речевой функции решается с привлечением определённых коммуникативных стратегий, повышающие возможности понимания и облегчающие информационный обмен между людьми.
Блиссимволика – письменная система, разработанная Ч. Блиссом в 1965году.  Она понятна людям, говорящим на любом языке. Набор символов состоит приблизительно из одной сотни картинных идеографем и произвольно выработанных символов, которые можно использовать как по одиночке, так и в определённых комбинациях.

В мире специального обучения весьма распространена знаковая система Макатон, история которой начиналась в 1972году со словаря символов. Макатон представляет собой две взаимосвязанные части, которые служат компенсирующим средством речи.

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному.   Так Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами,
Ткаченко ТА – предметно схематическими моделям,  Большева Т.В. – коллажем,  
Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Таким образом , изучив психолого-педагогическую литературу, отобрав данные ученных об использовании мнемотехники в развитии у детей памяти и речемыслительной деятельности, у меня стал вопрос о необходимости использования пиктограмм и разработке нетрадиционных технологий в системе дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Цель внедрения в традиционный процесс интеллектуального воспитания образовательного учреждения - развитие памяти, воображения, мышления, повышение качества речемыслительной деятельности, всестороннее развитие личности.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
Работая воспитателем в логопедической группе с детьми с ОНР, я столкнулась с проблемой, а именно :
– плохого запоминания детьми стихотворений и небольших текстов

- отсутствию умения четко, последовательно излагать свои мысли, делать умозаключения
- наличие речевых нарушений резко ограничивали общение детей с окружающими.
Проводя диагностику речевой активности и психических функций, я обратила внимание на наличие:
- отставания в развитии мыслительных операций,  вызывающие затруднения в овладении анализом и  синтезом, сравнением и обобщением
- нарушение внимания, приводящего к трудностям выполнения задания на основе словесной инструкции.
В то же время дети с удовольствием рассматривают книги на основе комиксов и сюжетных картинок, пытаясь «читать» текст, а через некоторое время пересказать то, что было «прочитано».

Я пришла к мысли, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, но способен сохранять только внутренние связи между объектами.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Пиктограмма (от латинского pictus – рисованный  и греческого gramma – запись) – это рисуночное письмо,  используется в психологии для изучения опосредованного запоминания, то есть запоминания при помощи средств.
Пиктограмма  - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких либо слов и выражений.
Вербальный вид общения (от латинского «устный», «словесный») – речевой, осуществляется с помощью слов, к которому относится человеческая речь.
Произвольная память – процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности. Одним из важнейших приемов – составление плана запоминаемого материала.
Наглядно-образное мышление – мышление, в основе которого лежит моделирование и решение проблемной ситуации в плане представлений. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает у дошкольников, т.е. в возрасте 4-7 лет.
Речемыслительная деятельность – мыслительная деятельность, осуществляемая с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь, представляемая с использованием алфавита соответствующего языка.
Кратковременная память – один из видов памяти, характеризующихся ограниченным временем хранения информации и ограниченным количеством удерживаемых элементов.
Визуализация (от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный). Процесс визуализации – это свертывание мыслительного содержания в наглядный образ; будучи воспринятым образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Ассоциация – закономерная связь между двумя содержаниями сознания(ощущениями, представлениями, мыслями ,чувствами и т.д.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.
Запоминание – процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Группа коррекционной направленности - логопедическая.
Возраст детей - от 5 до 7 лет.
Количество воспитанников – 12 человек.
Воспитанники этой группы имеют диагноз – общее недоразвитие речи.
Ни для кого не секрет, что у детей с ОНР существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, преобладает кратковременная память. В этом возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети хорошо запоминают явления, факты, предметы, близкие по жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, а слуховая память и продуктивность запоминания заметно снижена.
В речи детей существует множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие - бедность речи;
- односложность речи, неспособность построить распространенные предложения;
- употребление слов-паразитов и нелитературных слов и выражений;
- отсутствие навыков культуры речи: интонационная выразительность, регулировка темпа речи и силы голоса.
Перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
Предметно-развивающая среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГТ и Программой, которая реализуется в ДОУ:
- речевой материал регулярно обновляется в соответствии с изучаемой лексической темы;
- игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года;
- создаются комфортные, безопасные для детей условия для занятий и игр;
- создаётся пространство для эмоционального благополучия детей в группе.
Взаимодействие с семьей:
- регулярное проведение родительских собраний, обучающих тренингов, консультаций, проектной деятельности
- оформление родительских уголков, папок-передвижек, стендов, рекомендаций, информационных листов по развитию и воспитанию детей;
- помощь родителям в осознании необходимости участия в развитии детей
- подведение родителей к пониманию программы обучения ребенка;
- привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка.

3.Педагогический опыт.
«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго  и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.

3.1.Описание основных методик и методов, используемых в представленном педагогическом опыте.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания.
У детей с ОНР особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста зрительный образ возникает в воображении и это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, например, в стихах и текстах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостно образа в рифмованной форме. Суть использования пиктограмм заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание  придумывается изображение, таким образом, зарисовывается всё стихотворение. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

3.2. Актуальность педагогического опыта.
Мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с детьми с ОНР я вижу в следующем:
- пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью, т.к. облегчают запоминание и увеличивают объем памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей;
- пиктограммы используют естественные механизмы памяти и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
- дети, овладевшие приемом использования пиктограмм, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Реализуя данную технологию, я поставила пред собой следующие задачи:
- помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
- обогащение словарного запаса детей и развитие связной речи;
- обучение последовательности, логичности и связности изложения;
- воспитание потребности в речевом общении;
- развитие мышления, воображения, речеслуховую и зрительную память;
- развитие мелкой моторики.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.  
На использовании пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольной грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой. Схемы и модели постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогает ребенку увидеть связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, общению, совершенствует речемыслительную деятельность детей.
Овладение приемами использования пиктограмм значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:
- развития основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики при графическом воспроизведении.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий на начальном этапе работы необходимо сформировать у детей знаково-символические функции. Они носят символы различного характера:
- геометрически фигуры;
- символические изображения предметов: силуэты, контуры, условные обозначения.
Пиктограммы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, пересказа сказок. Суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание составляется картинка и произведение зарисовывается схематически.
После этого ребенок о памяти, используя опору на графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

3.4. Результативность педагогического опыта.
Научными исследованиями доказано, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%. На основе этого,  использование пиктограмм в работе с детьми, позволило мне повысить уровень развития связной речи у детей.  Одновременно решить задачи на развитие основных психических процессов и как следствие в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Выбрав тему педагогического опыта «Использование пиктограмм» предполагались на окончательном этапе следующие результаты:
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- совершенствование связной речи;
- развитие логического и образного мышления, развитие памяти;
- формирование целостности окружающего мира;
- умение осуществлять поиск информации, материалов для исследовательской деятельности;
- умение обрабатывать собранный материал.

О результатах моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу.
Так при запоминании стихотворения вербальным способом результаты были такие – 20%низкий уровень запоминания, 50%средний уровень,30%высокий.
Запоминание стихотворений с помощью пиктограмм (невербальный способ) дало результат-0%низкого уровня, 40%средний уровень,60%высокий уровень.
Сравнительная диагностика развития связной речи у детей логопедической группы в период с сентября 2011 года по май 2013 года. Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно улучшился, видна положительная динамика.

3.5. Новизна педагогического опыта.
При использовании схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную  к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного устройства языка, и в сознании детей слова начнут существовать не сами по себе , а группами, объединенными одним признаком.
Метод использования пиктограмм можно с успехом применять в любой образовательной деятельности:
- развитие культурно-гигиенических навыков
- формирование здорового образа жизни (физминутки, корригирующие гимнастики и т.д.).
- пересказ произведений
- заучивание стихотворений
- дидактические игры.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Работа по реализации задач использования пиктограмм осуществляется в несколько этапов:

I. Установление эмоционального контакта. В основе лежит эмоциональный контакт, который постепенно перерастет в сотрудничество.
II. Повышение психической активности ребенка.
III. Создание продуктивного педагогического общения. Моделирование, организация и управление непосредственным обучением, анализ результатов.
IV. Создание единого ответа – решения поставленных проблем.
Воспитатель должен определить последовательность своих действий и работы детей; время, которое будет затрачено на осуществление данного вида обучения; прогнозирование и результативность.

План использования пиктограмм в работе с текстом:
1. Прежде всего, в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения.
2. Затем к каждому из выделенных слов или выражений нарисовать картинки, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово (эту картинку можно назвать зрительной ассоциацией на слово), картинка не должна быть не слишком схематичной, не слишком подробной. Она должна быть достаточно простой и не требующей специальных художественных навыков. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово или выражение, к которому она была нарисована.
3. Дальше, в зависимости от времени на запоминание, а также способностей к визуализации, возможны разные варианты работы с текстом:
- сначала попробовать, глядя на рисунки, воспроизвести текст, как можно подробней. Затем, попробовать воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно, т.е. не глядя на них;
- если необходимо помнить текст долго, то целесообразно возвращаться время от времени к своим пиктограммам и пытаться воспроизвести его по ним.
Такое повторение намного рациональнее, чем обыкновенное запоминание, использование методик пиктограмм, очень эффективно.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
В процессе традиционного обучения я внедрила занятия с использованием пиктограмм 1 раз в месяц со своей группой, 2 раза в месяц по подгруппам и индивидуально.

Типы таких занятий:
- традиционные
- предметно-образные
- по сказкам, по литературным произведениям, по интересам, на свободное творчество.
    
Приемы обучения моделированию художественных произведений:      
-  кодирование в образы
–  запоминание(соединение двух образов)
–  пересказ информации с опорой на пиктограмму
-  воспроизведение пиктограммы.

Руководствуюсь на них по такой методике: дети слушают материал и, основываясь на образное и ассоциативное мышление, зарисовывают построчно произведение, привязав каждое слово к зрительному образу. Использую и другие варианты использования пиктограмм. Детям раздаются картинки с изображением предметов, действий, признаков.
Первоначальное понятие «знак» - обобщенное понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Нормирование нагрузки в большей степени основывается на индивидуальных особенностях детей; осуществляю дифференцированный подход. Так условия выполнения детьми задания повышаю постепенно. Если ребенок выполняет задание быстро, то ему даются дополнительные задачи (более усложненные). С более слабыми детьми выполняем задание вместе, тем самым активизируем воображение и речевую деятельность.

Большое внимание уделяю оценке деятельности детей с учетом дифференцированного подхода, направленного на развитие успеха.
В процессе занятий поощряю активность, умение высказывать свои мысли, самостоятельность, инициативность.
Моя работа с детьми, по внедрению нетрадиционных технологий (использование пиктограмм), дала положительный результат.

4. Выводы.
Реализация педагогического опыта направлена на освоение использования пиктограмм в развитии речемыслительной деятельности детей и развития памяти.
Данный опыт позволяет детям :

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формировать и высказывать суждения и умозаключения более логично и последовательно;
- развивать неречевые процессы: внимание, мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки текста детьми)
- поддерживать интерес детей к активной речевой деятельности.  
                                          
Использование данной технологии позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, поэтому можно говорить.
Все перечисленное составляет в совокупности основу для использования опыта в системе образования, как коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, так и  в работе с детьми массовых групп детского сада.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Организация игровой деятельности в разновозрастной группе

Похожие статьи:

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Дидактическая игра на развитие речи у старших дошкольников
Опубликовано: 1034 дня назад (9 февраля 2014)
Просмотров: 12246
Рубрика: Опыт работы
+3
Голосов: 3
Галина Васильевна Ляшко # 4 марта 2014 в 11:11 +2
Очень интересный опыт работы. спасибо, что поделились с нами вашими наработками.
Елена Петровна Игнатова # 12 июня 2014 в 00:35 +1
Данный опыт важен не только для работы с детьми ОНР. Он полезен и интересен в работе с детьми дошкольниками.
Наталия Владимировна Ярмоленко # 7 июля 2014 в 17:09 +1
Кружок "Архитектурное моделирование", который я веду, работает на базе средней общеобразовательной школы, её младших классов. Мы тесно и плодотворно сотрудничаем со школьным психологом по проблемам ускорения адаптации детей к условиям школьного обучения. Возможности системы внешкольного образования в этом вопросе уникальны. К тому же, в программе кружка присутствует тема "Пиктограммы". Очень интересно будет использовать новую информацию в новом контексте и с новой задачей. Большое спасибо!