Конкурсы для педагогов и детей

Урок биологии в 7 классе. Многообразие и значение земноводных

Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Многообразие и значение земноводных»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Назначение: данный урок будет интересен для учителей биологии.
Многообразие и значение земноводных §39
Цели и задачи:
формирование понятия о многообразии и значении земноводных в природе и жизни людей; умение работать с текстом учебника с дополнительной литературой; развивать познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
таблица с изображением земноводных; 6 карточек с заданиями с изображением шляп;
Учебник:
Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С Кучменко; под ред.проф. В.М. Константинова. -3-е изд., перераб.- М. : Вентана – Граф, 2009. – 304 с.:ил.
Примечание:
Всем группам выдаётся дополнительная литература: журналы «Юный натуралист», «Свирель», энциклопедии и др.
Пояснение:
На уроке используется приём «Шесть шляп мышления». Достоинства приёма: тема урока подробно разбирается с различных позиций и точек зрения. Делает процесс обсуждения ярким, интересным и продуктивным. (Желательно, чтобы выступление было по порядку: белая шляпа, жёлтая, чёрная, красная, зелёная и обобщает всё синяя).
Ход урока
I Организационный момент
II Сообщение темы урока.
III Новый материал
Вызов
Какие ассоциации вызывают у вас названия животных: жаба, лягушка? Что вы знаете об этих животных?
(Заслушиваются ответы)
Осмысление
Учитель:
Каждой группе раздаются заданиями. Вы должны прочитать текст параграфа, дополнительную литературу, всё обсудить, а потом ответить.
Отвечать будете по очереди: представитель группы «белая шляпа», затем представители «жёлтой», «чёрной», «красной», «зелёной» и «синей».
(Все учащиеся выслушивают ответы и делают в тетради необходимые записи)
Группа «Белая шляпа»
(«Ученые». Они делают акцент на изложении фактов, находят необходимую научную информацию)
Класс Земноводные насчитывает около 5000 современных видов, объединённых в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.
Из хвостатых амфибий в нашей стране широко распространены 2 вида: гребенчатый тритон и обыкновенный.


Самое крупное земноводное (около 1,5 м длиной) – исполинская саламандра – живёт в гонных речках Восточного Китая и Японии.
К отряду Бесхвостые земноводные относятся лягушки, жабы, квакши. Жабы имеют сухую бугристую кожу. Летом они живут в лесах, садах, огородах.
Самая большая в мире жаба – это жаба ага, ее вес может достигать более двух килограммов. Помимо того, жаба ага – одна из самых ядовитых среди жаб и лягушек. Самая маленькая в мире жаба имеет длину всего 2,4см.
Квакши отличаются небольшими размерами, тонким телом и лапами с присосками на концах пальцев. Присоски позволяют квакшам удерживаться на листьях и стволах деревьев.
Самая мелкая банановая лягушка (длиной 3-4 см), а самая крупная – лягушка голиаф (длиной до 25 см и массой более 3 кг). Крепкие ноги лягушки-голиафа позволяют ей совершать прыжки длиной в три метра.
Представители отряда Безногие ведут подземный образ жизни. В связи с этим ноги и глаза у них редуцированы (слабо развиты или отсутствуют) Типичный представитель – червяга.
Группа «Желтая Шляпа»
(«Оптимисты». Они делают акцент на плюсах, то есть на исследование возможных выгод и положительных сторон)
Основной пищей лягушкам, жабам, квакшам служат насекомые, слизни, пауки, многоножки, черви.
В США приблизительно оценили экономию средств, которую приносят жабы фермерскому и лесному хозяйству. Оказалось, что это - миллиарды долларов в год! Ежегодно от одной лишь жабы прибыль составляет 20 – 30 долларов.
В Париже существовал даже специальный рынок, где крестьяне сотнями покупали жаб, чтобы выпустить их на огороды, поля и в сады. Тем самым они сберегали огромную долю своего урожая.
Сами земноводные являются важным звеном в цепи питания, становясь добычей аистов, цапель, барсуков, енотовидных собак, ежей, змей.
Земноводные могут служить своеобразными индикаторами. Дело в том, что тонкие влажные покровы земноводных очень чувствительны к загрязнению. Если в водоёме есть земноводные, значит, вода в нём чистая. Отсутствие земноводных – один из признаков неблагополучия в водоёме, его загрязнения.
Учёные используют лягушек для опытов в лабораториях.
Для амфибий, как и для многих других животных, характерна удивительная способность к предчувствию изменений погоды. Например, даже цвет кожи у лягушки меняется: перед дождём она приобретает сероватый оттенок, а к ясной погоде - желтеет.
Лягушки пересекают оживлённые магистрали, рискуя быть раздавленными. Только в России под колёсами автомобилей гибнет около 10 миллионов лягушек и жаб. Поэтому в некоторых странах для них строят переходы, тоннели, перед которыми ставятся специальные знаки «Осторожно, лягушки!»
Многие виды амфибий стали очень редкими и нуждаются в строгой охране. В Красную книгу России внесены камышовая жаба, кавказская крестовка, малоазиатский тритон и уссурийский когтистый тритон.
Группа «Черная Шляпа»
(«Критики». Предостерегают и заставляют думать критически, например, что может случиться плохого или произойдёт не так.)
Собакевич – литературный герой из произведения Гоголя «Мёртвые души» говорил: «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму её в рот!».
Однако в некоторых странах люди используют в пищу лягушек и крупных саламандр. Во Франции, в США их разводят на специальных фермах. Франция ввозит съедобных лягушек из других стран, так как численность собственных резко сократилась.
Не все виды лягушек безобидны. Например, лягушки «кокои», обитающие в джунглях Южной Америки, в Колумбии, были признаны самыми ядовитыми сухопутными животными на нашей планете. Яд одной этой лягушки в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры.
Однако не так безобидны и жабы. Бородавки жабы – это железы, вырабатывающие яд. Из них яд с силой выбрызгивается, когда собака, кошка или другой хищник хватают жабу зубами. Академик Паллас писал о том, что его собака не упускала ни одного случая схватить жабу, и каждый раз после этого у неё распухали губы.
Группа «Красная Шляпа»
(«Художники, поэты, композиторы». Проявляют свои чувства, эмоции.)
Всем вам знакома сказка В.Гаршина «Лягушка – путешественница» и «Серая звёздочка» Б.Заходера.
Марк Твен написал рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», где описаны соревнования лягушек по прыжкам в длину. Эти соревнования и сейчас популярны в США. На одном из них лягушке-быку удалось прыгнуть на 6м 55см.
О них сочиняют загадки и стихи.
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
И даже песни (поют куплет песни «В траве сидел кузнечик»)
В Японии лягушек считают символом удачи и везения.
Лягушкам поставлены памятники. Первый памятник лягушке был поставлен во Франции на территории Парижского
университета еще в XIX веке в честь того, что лягушки послужили студентам-медикам.
В Японии сооружен другой памятник лягушке на средства студентов местного университета.
А памятник российской лягушке-путешественнице был недавно поставлен в аэропорту «Домодедово». У пассажиров и сотрудников аэропорта уже существует примета - чтобы полет был удачным, надо непременно дотронуться до ее лапки.
В хорватском городе Локве открылся уникальный Музей лягушки, где собрано более тысячи экспонатов: сувениров, изделий народных промыслов, произведений искусства
на тему лягушек.
В Государственном Дарвиновском музее есть интересный экспонат: бронзовая скульптура лягушки, которая начинает квакать, если её погладить.
Несмотря на то, что они такие разные, порой для кого неприятные на вид, все приносят пользу не только человеку, но и природе.
Группа «Зеленая Шляпа»
(«Креативщики». Они фокусируются на новых возможностях и идеях, делают акцент на нетрадиционных решениях)
Знаете ли Вы о том, что наши предки, почему в старину бросали лягушку в ведро с молоком? А для чего это делали? Дело в том, что холодильников в ту пору не было, а у лягушки влажная кожа обладает бактерицидными свойствами, именно поэтому молоко с лягушкой никогда не скисало.
Учёные установили, что земноводные успешно защищены особыми компонентами кожной секреции от вредных микроорганизмов, нападения комаров, клещей, пиявок. На их коже никогда не бывает наружных паразитов, а также поражений, вызванных микробами, вирусами или патогенными грибками! Возможно, вскоре учёные сумеют изобрести новые лекарства.

Многие виды лягушек, обитающие в умеренных и холодных широтах, ежегодно уходят в спячку, замерзая, а весной вновь воскресают. Дело в том, что лягушки производят незамерзающую молекулу – глюкозу. Жидкость в тканях становится от морозов сиропообразной, не образовывая кристаллов льда, что позволяет амфибиям выжить. Это заинтересовало учёных, которые пытаются найти способы заморозки людей на непродолжительное время.
В биологических лабораториях содержат личинок американских амбистом – аксолотлей.

Эти животные, как и другие земноводные, на личиночной стадии обладают способностью к регенерации – восстановлению утраченных частей тела, и, может быть, учёным удастся раскрыть этот секрет, а в дальнейшем это поможет восстановлению тканей и органов человека.
Группа «Синяя Шляпа»
(«Руководители». Они координирует работу, собирают результаты, подводят итоги.)
Класс Земноводные насчитывает около 5000 современных видов, объединённых в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.
Хвостатые: саламандры, тритоны.
Бесхвостые: жабы, лягушки, квакши.
Безногие: червяги.
Основной пищей им служат насекомые, слизни, пауки, многоножки, черви.
Они являются важным звеном в цепи питания, становясь добычей многих животных.
Земноводные могут служить индикаторами. Их отсутствие в водоёмах – один из признаков загрязнения.
Для земноводных строят переходы и тоннели, перед которыми ставятся специальные знаки «Осторожно, лягушки!»
Некоторые виды люди занесли в Красную книгу России: камышовую жабу, кавказскую крестовку, малоазиатского тритона и уссурийского когтистого тритона.

камышовая жаба

кавказская крестовка

малоазиатский тритон

уссурийский когтистый тритон
IV. Закрепление пройденного
Рефлексия
а) фронтальная беседа
1. Назовите отряды земноводных и их представителей.
2. Укажите причины сокращения численности земноводных.
3. Какие меры по охране земноводных можно использовать?
4. Какова роль земноводных в природе и жизни человека?
Дополнительный материал
Загадки.
Учитель:
Отгадайте загадки и определите, к какому классу относятся животные?
1.У кого глаза на ногах, дом на спине? (Улитка – моллюск)
2.Скачет зверушка
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку.
И комар, и мушка. (Лягушка-земноводное)
3. Маленькая, лёгкая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица–пресмыкающееся)
4.Бугорками на спине
отпугнет любого.
Но животное полезно!
Не найдешь такого! (Жаба - земноводное)
5.Крупный панцирь сбит добротно.
В глазках – злобные огни.
По бокам прижались плотно
Две тяжёлые клешни.
Словно камень в мутной ряске.
Не приметишь со спины.
Нет, не любит яркой краски
Этот житель глубины.
Дно морское травы лижут,
Зорок хищник в тишине:
Что удобней, что поближе,
Всё очутится в клешне. (Краб – ракообразное)
6.Со звуком «С» я невкусна,
Но в пище каждому нужна,
С «М» берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто. (Соль – моль – насекомое)
7.В начале слова цифру поставь,
К ней оттенок речи прибавь.
И появиться из глубины морской,
Сын Посейдона перед тобой! (Тритон - земноводное)
8.Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ... (Черепаха–пресмыкающееся)
Учитель:
Что нового вы узнали сегодня на уроке о Земноводных?
(заслушиваются ответы)
V. Домашнее задание:
Проверьте свои знания на с.188-189
VI Итог урока

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии для 7 класса Конспект урока биологии, 7 класс. Папоротники Конспект урока биологии, 7 класс. Розоцветные Тесты по биологии для 7 класса. Растения

Похожие статьи:

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии для 7 класса

Урок – конференция по биологии в 7 классе

Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса

Эссе учителя биологии. Педагогическое мастерство | Конспект урока биологии в 8 классе. Витамины
Опубликовано: 718 дней назад (22 декабря 2014)
Просмотров: 4009
Рубрика: уроки
0
Голосов: 0
Ирина Васильевна Неговора # 22 декабря 2014 в 21:05 0
Наталья Сергеевна, с удовольствием прочитала ваш материал урока. Грамотно организовано начало урока: постановка целей, формирование мотивов учения, создание психологического настроя. Интересны иллюстрации. Содержание урока и формы реализации соответствуют методической структуре: изложение доступно, присутствует дифференциация заданий, прослеживается связь изучаемого с жизнью, используется дополнительная литература, что расширяет осведомлённость учащихся, проводится работа по развитию речи. Организована коллективная работа. Думаю, что цели урока были достигнуты. Спасибо!
Наталья Сергеевна Катаева # 22 декабря 2014 в 21:34 0
Спасибо, Ирина Васильевна! Когда я впервые применила приём "6 шляп", помогала ребятам, подсказывала, что нужно делать. В одном классе даже попытались сочинить стихотворение про лягушек, правда, не очень удачно получилось, ноя похвалила за старание! А один мальчик рассердился: "Зачем это нужно! Лучше бы был обычный урок!" Конечно, получать готовые знания удобнее, чем пытаться самим добывать их! Шумно, конечно, но интересно!