Конкурсы для педагогов и детей

Пиктограммы к сказкам

Приложение 1. Пиктограммы
Идея карт-пиктограмм взята нами из работ В.Проппа, анализировавшего русские народные сказки. По его мнению, все сказки такого рода восходят к единой матрице, состоящей из блоков-функций. В работе с детьми мы используем гораздо меньше пиктограмм, чем у Проппа. Особенно удобны эти карты при анализе сказок, поскольку позволяют обнажить как бы механизм сказки, скрытый за перипетиями сюжета, понять последовательность событий, неизменную от сказки к сказке. Ниже приводятся наиболее употребительные пиктограммы, их наименование и значение.
Запрет. Например, нельзя заходить в какую-то комнату, одному выходить на улицу, драться и громко кричать на занятиях... Запреты всегда нарушаются в сказках, иначе ничего бы не произошло.

Беда. Вслед за нарушением запрета приходит беда, об этом любой постовой ДПС вам скажет. Гений Малевича выбран в качестве символа не в ироническом смысле, а потому, что за черным-черным квадратом может скрываться любое, а не конкретное зло.
Помощь. Герой отправляется в путь, чтобы ликвидировать недостачу, то есть вернуть ворованные яблоки, девушек, коней и иные пропажи. По пути набирает себе группу поддержки, или запасается полезными друзьями.
Испытания. Героя поджидают то и дело героические испытания, например, он должен на скорость вырастить сад, построить дворец, или просто перебрать крупу.
Волшебный предмет. В награду у героя есть шанс получить какой-нибудь весьма полезный артефакт, вроде волшебной палочки, плаща-невидимки или скатерти-самобранки.
Превращение. Превращениями в сказке занимаются преимущественно отрицательные герои. Но и герой бывает не лыком шит, если он ученик колдуна. Самая главная трансформация - взросление героя, о котором традиционные сказки умалчивают.
Битва. Кульминация всякой сказки - момент противостояния, поединка между героем и его антагонистом. Не всегда это битва. Иной раз герой побеждает хитростью, или склоняет злодея на сторону добра, или просто спасается из царства тьмы бегством.
Победа. В честь победы героя гремит салют.
Возвращение. После всех приключений герой возвращается домой. С этой же карты обычно начинаются сказки.

Рекомендуем посмотреть:

Сказкотерапия для детей 5-8 лет Логосказки в системе коррекции речевых нарушений Студия детского творчества для младших школьников Психологическая сказка для педагогов про чувство вины

Похожие статьи:

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия в семье

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Работа со сказками в начальной школе | Мультфильмы из цветного теста своими руками
Опубликовано: 702 дня назад (7 января 2015)
Просмотров: 3146
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Наталья Александровна Сердюкова # 7 января 2015 в 20:08 +2
Интересная информация.
Хочется немножко уточнить этапы работы со сказкой с использованием пиктограмм
1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Спасибо за идею, буду применять для детей, которым трудно пересказывать тексты.Голос.
Светлана Владимировна Марковская # 7 января 2015 в 20:28 +1
Наталья Алексеевна, статья о пиктограммах призвана объяснить и дополнить статью "Ребенок-сказочник".
У нас есть еще один вид сказочных карт, сделанных самими детьми.
Их мы используем, когда сюжет заходит в тупик.
Ссылка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Марина Викторовна Алябьева # 8 января 2015 в 23:35 0
Увыжаемая Светлана Владимировна! Пиктограммы, несомненно помогают детям в сочинительстве, разнообразят способы и возможности сочинять сказки! +1
Светлана Владимировна Марковская # 8 января 2015 в 23:42 +1
Да, и притом учат детей символическому мышлению. Спасибо!
Наталья Викторовна Карло # 9 января 2015 в 19:48 +1
Уважаемая Светлана Владимировна! Я прочитала Вашу статью. Она знакомит с пиктограммами и очень хорошо объясняет значение символов, но мне кажется, что статья была бы более полной, если бы Вы привели пример раскладки на пиктограммы какой-нибудь известной сказки или привели бы пример занятия, где педагог объясняет детям значение символов. Видно, что Вы провели большую работу, но не смогли её полно отобразить в Вашей статье. Ведь понимание детьми алгоритмов сказок, умение использовать пиктограммы - это очень хорошая основа для развития аналитических и творческих способностей детей.
Светлана Владимировна Марковская # 9 января 2015 в 20:58 0
Наталья Викторовна, здравствуйте! Целиком с вами согласна. Но дело в том, что о методе сочинения сказок по пиктограммам я уже писала несколько статей в журналах, и не хотелось повторяться. На моем сайте есть видео с занятия, где как раз проводится разбор сказки "Гуси-лебеди" при помощи пиктограмм. Поэтому статью я писала как бы обобщающую предыдущую работу. Но, вероятно, я прислушаюсь к вашему совету и добавлю отдельным текстом пример работы с пиктограммами. Спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 11 марта 2015 в 09:03 0
Светлана Владимировна! Идея карт-пиктограмм хороша тем, что помогает развивать абстрактное мышление у детей, умение обобщать понятия и предметы. На основе последовательности таких символов-пиктограмм детям легче творить, делать выводы, анализировать, понять последовательность событий. Думаю, что многие можно взять для рассмотрения и со своими детьми с целью развития аналитического мышления. Спасибо за публикацию, голос.
Зоя.