Конкурсы для педагогов и детей

Наглядное моделирование в детском саду

Наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста
Автор: Тимошкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 58",г. Саранск, Республика Мордовия.
Описание материала: Материал будет полезен воспитателям ДОУ,занимающихся вопросом развития логического мышления своих воспитанников.
Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности и пополнение методических копилок интересным и полезным материалом.
Задачи:
1.Акцентировать внимание педагогов на актуальность проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
2.Помочь воспитателям определить пути повышения развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей воспитанников.
Использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления остается актуальным. Актуальность заключается в том, что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуются новый уровень мышления. Поэтому задача педагога - помочь каждому ребенку в его развитии.
Эффективность развития мышления ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребенок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя.
В начале дети осваивают модели единичных, конкретных ситуаций. На этом этапе работы ребенок учится создавать и использовать символические, условные обозначения. Использование символических средств позволяет выражать ребенку свое отношение к действительности, обобщать и проявлять свой эмоционально-познавательный опыт. Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.

Большую роль играют условные обозначения в работе с календарем природы, который представляет собой круговую диаграмму со сменой времен года. Сезонные изменения символически обозначаются. Эти символы помогают ребенку вспомнить, усвоить, закрепить, сравнить характерные особенности времен года.

Немало важную роль играют условные обозначения, которыми ребенок пользуется ежедневно, наблюдая за живой и неживой природой.
Символические обозначения используются для определения общих отличительных признаков, свойств при сравнении, классификации, группировки по более узким признакам. Таким образом, рассуждая, сравнивая, доказывая, ребенок приобретает знания в процессе мышления. На этом уровне ребенок подготавливается к наглядному моделированию.
Овладение детьми наглядным моделированием
Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде.
На этом этапе работы ребенок знакомится с моделями, схемами, которые состоят из условных обозначений и выражают более сложные отношения.
Идет знакомство с кругами Эйлера. Дается круг с условным обозначением, обозначающий родовое понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.

Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.
Использование кругов Эйлера широко применяется на разных занятиях. Но чаще всего применяются на занятиях по логическому мышлению.
Действие построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности, в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно знакомить детей с новым для них типом модели, обучая использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладения построением модели способствует ее освоению и правильности использованию.
Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает понять ребенку, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле. Обычно такие модели сложные по содержанию используются на диагностических занятиях.
Есть модели, которые составляют дети на протяжении нескольких занятий. Овладение построением модели (лестницы) эволюционного развития животных.

Дети выкладывают животных в порядке их возникновения.
Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
В процессе работы над наглядным моделированием разрабатывается особый стиль общения с детьми. Во время бесед следим за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Похожие статьи:

Социальное развитие дошкольников

О важности дружеских отношений взрослых и детей в семье
Опубликовано: 759 дней назад (12 ноября 2014)
Просмотров: 11528
+10
Голосов: 10
Ольга Семёновна Тутукова # 12 ноября 2014 в 21:28 +1
Замечательный материал, несомненно будет полезным в обучении ребят. Принимайте мой голос.
Юлия Анатольевна Тимошкина # 12 ноября 2014 в 21:30 +1
Спасибо, Ольга Семеновна! Мне важно мнение каждого, для дальнейшей работы в этом направлении!
Елена Викторовна Багрова # 12 ноября 2014 в 21:42 0
Юлия Анатольевга' очень нужную и интересную тему Вы затронули. Она охватывает сразу несколько аспектов деятельности, учит логически мыслить и обобщать. Это то наши дети и делают с трудом. Спасибо! Примите голос!
Анна Алексеевна Горьковская # 12 ноября 2014 в 22:10 0
Юлия Анатольевна, спасибо за ценный материал, очень пригодится в работе.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 12 ноября 2014 в 22:11 +3
Добрый вечер Юлия Анатольевна! Познакомилась с вашим материалом наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Очень хорошие пособия для наглядности подготовлены. Благодаря которым дети учатся рассуждать, сравнивать, доказывать, а также ребенок приобретает знания в процессе мышления. Хочу подсказать вы забыли написать автора и задачи. Пока у вас есть время подредактируйте свой материал. Примите мой голос за труд.
Юлия Анатольевна Тимошкина # 12 ноября 2014 в 22:50 +2
Огромное спасибо,Галина Евгеньевна за внимание! Ваши рекомендации помогают мне привести мысли,да и блог в порядок joke Вроде бы все доступно и легко написано об оформлении, но у меня каждый раз как первый, всегда волнуюсь, что что-то пропущу, так и выходит... sad Буду стараться исправиться!
Татьяна Семёновна Павлова # 12 ноября 2014 в 22:43 +1
Юлия Анатольевна! Я тоже за использование, опорных схем,моделирования, пиктограмм для помощи детям.Активное предложение таких методов облегчает решение мыслительных задач, развивает творческое воображение, предполагает вариативность ответов,привлекает детей к самостоятельному размышлению.Представленные вами пособия следует использовать детям с ОВЗ. В детских дошкольных учреждениях дети принимают и понимают различные технологии. Я работаю в детском саду,наш коллектив активно использует моделирование в работе, нами опубликовано множество пособий.Я приветствую предложенную вами методику!
Галина Николаевна Отургашева # 13 ноября 2014 в 01:58 0
Здравствуйте!Сейчас логическое мышление хромает.Спасибо за интересный материал.Думаю,моделирование способствует развитию логического мышления.И я обязательно попробую применить в своей работе.Голос!
Антонина Михайловна Юмашева # 23 февраля 2015 в 09:50 0
Добрый день Юлия Анатольевна! Познакомилась с вашим материалом наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Очень хорошие, познавательные пособия, Ваш материал учит логически мыслить и обобщать, обучение проходит на основе зрительного восприятия, что поможет и научит правильно выстраивать свои мысли, накапливать опыт. Цель и задачи актуальны. Творческих идей Вам и находок!
С уважением А.М,
Юлия Ефремова # 17 апреля 2015 в 09:55 0
Очень интересная форма работы. Когда мы пытаемся свести какие-либо знания к схематичному изображению, то ускоряем процесс запоминания и усвоения этих знаний. Отсекается все "лишнее", остается четкая логическая цепочка или схема. В дальнейшем Вашим детям легче будет усваивать алгоритмы математических действий, или порядок грамматических разборов. которые тоже легко изобразить при помощи схем. Вы, Юлия, затронули очень серьезную и интересную тему.
Ирина Павловна Талтаева # 22 июля 2016 в 19:44 0
Очень познавательный материал. Полезен в дальнейшем для школы. В школьных программах сейчас много заданий на логику и мышление. А с этим у современных школьников проблемы.
Алсу Камилевна Юнусова # 30 августа 2016 в 21:35 0
Слово "моделирование" охватывает так много областей,что иногда сидишь и удивляешься. Некоторые представленные вами модели полезны, так как они помогают познать то, что невозможно потрогать руками.Вы затронули очень глубокую тему. В этом направлении стоит "покопаться".