Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД для детей средней группы на тему: Осень

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).
Автор: Акинина Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 "Улыбка", город Старый Оскол, Белгородская область.
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

Словарная работа: осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Оборудование: сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка — посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.

Друзья, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
«Но в эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!»

А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова (воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).

«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень — рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба — в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне — смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая

Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).
С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).
А вам хочется, что бы наступила осень? (да).
Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).
А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки). Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку). А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина). Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр). Воспитатель читает стихотворение.

«Что случилось»
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
О.Дриз

Воспитатель показывает коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от осени. Ребята, вы знаете приметы осени? (да). Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:
«Появилась в небе клякса
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ» (туча).
Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Дожди прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Дидактическая игра «Один — много». Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец — огурцы, помидор — помидоры, яблоко — яблоки).
Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья). Сегодня мы нарисуем листочки, но рисовать мы красками и карандашами не будем. Ребята, а вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листах бумаги. Воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте. На что похожа моя ладошка? (на листья клёна). Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги. Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят.

Молодцы!

Список литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ — ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и. доп.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по теме: "Волшебные зонтики!" Видеоролик по экологическому воспитанию в начальном звене Конспект НОД по проблемному обучению в старшей группе. Покормите птиц зимой Экологическая сказка для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Викторины для старшеклассников. Тема: Экология

Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Экология

Пословицы про осень

Календарь. День за днем

Стихи про осень для детей

Участник №19 творческого конкурса для педагогов «Златокудрая осень»
Конспект НОД в старшей группе на тему: Весна | Конспект НОД для детей подготовительной группы. Как хорошо уметь считать
Опубликовано: 3482 дня назад (6 сентября 2014)
Просмотров: 47704
Рубрика: Без рубрики
+21
Голосов: 21
Вера Викторовна Янченко # 7 сентября 2014 в 08:34 +11
Доброе утро Жанна Анатольевна! Познакомилась с Вашим конспектом занятия "Дарит осень чудеса", спасибо за приглашение! Хорошее занятие, познавательное, развивающее, игровое! Прекрасные лирические стихи звучат на занятие, хорошо прослеживается обратная связь с детьми и при обсуждение стихотворения, и при игре "Осенние приметы", подвижные игры, я так понимаю, что они используются как физминутки, соответствуют тематике, все цели и задачи были достигнуты по ходу занятия. Ну и конечно же, как итог занятия рисование осенних листочков ладошками, правда, можно было бы, по возможности, показать некоторые рисунки детей в фотоматериале, это бы прекрасно дополнило материал. И позвольте один маленький совет: смелей пользуйтесь редактором, выделяйте шрифт заголовков типа автор, цель, задачи и так далее. От меня примите голос +1! Удачи Вам!
Маргарита Арутюновна Арутюнян # 8 ноября 2014 в 18:04 +1
Занятие интересное познавательное, благодаря чему расширяется у детей представление об окружающем мире, активизируется словарный запас.Удачи.
Светлана Николаевна Матвеева # 7 сентября 2014 в 10:27 +4
Уважаемая Жанна Анатольевна! Познакомилась с Вашим конспектом непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет). Меня заинтересовала Ваша работа, я воспитываю дочь пяти лет. Несмотря на то, что я - учитель начальных классов, с огромным интересом осваиваю для себя ещё одну возрастную группу. Вами проведена огромная работа по экологическому воспитанию и ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим миром. На Вашем занятии происходит формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Удивительно, что развитие любознательности, творческого воображения происходит вместе с развитием координации движений с речью, слухового и зрительного восприятия. Вам удаётся обогатить словарный запас детей по теме осень. Огромная воспитательная функция - это и эмоциональная отзывчивость, и интерес, и заботливое отношение к растительному миру. Спасибо Вам огромное за НАШИХ детей!!! Примите мой голос! +1!!! Забыла дать полезный совет: в следующий раз прислушайтесь ко всем замечаниям Веры Викторовны! Всё таки есть определённые требования по оформлению. Желаю успехов!!!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 7 сентября 2014 в 11:02 +5
Здравствуйте, Жанна Анатольевна! Познакомилась с Вашим конспектом непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).Вы предложили хорошее занятие, познавательное, развивающее, игровое! В ходе занятия проведена огромная работа по экологическому воспитанию и ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим миром. Спасибо большое. С подсказками коллег согласна будьте смелее. Желаю творческих успехов. Примите и мой голос.
Ольга Анатольевна Литвиненко # 7 сентября 2014 в 12:19 +7
Здравствуйте, Жанна Анатольевна, спасибо за приглашение на осеннее мероприятие. Я с удовольствием познакомилась с содержанием, очень понравилось. Все виды деятельности пронизаны одной темой "Осень". Занятие познавательное, развивающее, Вы опираетесь на жизненный опыт детей. Ребята знакомятся с осенними признаками, приметами, у детей обогащается словарный запас. Вы воспитываете положительное отношение к окружающему миру. Хотелось бы посмотреть на художество ребят, интересно какая картина у них получилась! В игре "Осенние приметы" меня немного смутили некоторые вопросы, например, "Осенью цветут цветы?" и "Туманы осенью плывут?". На первый вопрос можно ответить и "да", потому что в садах ещё много цветущих растений, может быть нужно уточнить где именно. Я первый раз услышала, что туман может плыть, обычно говорят, что туман стелется, а плывут облака. Но это только моё мнение и я думаю, что дети отвечали правильно, это мы, взрослые, докапываемся до мелочей. Ваше занятие очень хорошее, примите мой голос. Желаю Вам дальнейших творческих успехов и удачи!
Маргарита Александровна Гришина # 7 сентября 2014 в 17:09 +8
Жанна Анатольевна,спасибо за приглашение.Ознакомилась с вашим конспектом НОД.В процессе проведения НОД будут развиваться процессы мышления; умозаключения, сравнение, классификации, воображения, логики.Будет обогащаться и систематизироваться лексика детей по данной теме осень словами –признаками, словами-действиями, антонимами, синонимами.Пополнятся, обобщатся знания детей об осеннем времени года.Это будет способствовать развитию мелкой моторики и общей моторики через пальчиковые игры и подвижные упражнения.Совершенствуется тактильное восприятие.Закрепляются навыки словоизменения и словообразования.Развивается связная речь детей.Такая деятельность очень необходима детям не только для общего познания,но и для общего развития.Спасибо за разработку.+1
Ирина Юрьевна Ручина # 7 сентября 2014 в 18:32 +8
Жанна Анатольевна, спасибо за приглашение. Ознакомилась с вашим конспектом НОД "Дарит осень чудеса". Хороший и интересный материал. Вы проделали хорошую работу по экологическому воспитанию и ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим миром и получили хороший результат. Конспект мне очень понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. С большим удовольствием отдаю свой голос. +1!!!
Ольга Третьякова # 7 сентября 2014 в 19:23 +7
хорошее развернутое занятие, материал подан грамотно, последовательно, чувствуется определенная предварительная работа с детками)))
Галина Каримовна Дорофеева # 7 сентября 2014 в 21:03 +7
Уважаемая Жанна Анатольевна! Мне понравилось Ваше интегрированное занятие в средней группе новыми интересными стихотворениями об осени, большой словарной работой, разнообразной деятельностью, сюрпризными моментами.
Дети слушали музыку П.И.Чайковского, выполняли ритмические упражнения с предметами, отгадывали загадки, рисовали ладошками, играли в подвижные игры. Занятие получилось познавательное, развивающее, эмоциональное. Спасибо Вам, желаю новых творческих успехов!
Тамара Александровна Новичкова # 7 сентября 2014 в 21:52 +7
Здравствуйте, Жанна Анатольевна! Я в данный момент далека от дошкольного воспитания, но ваше мероприятие "Дарит осень чудеса", которое вы провели для детей средней группы, меня заинтересовало своим интересным, познавательным материалом. Вы включили в него стихи об осени, слушаете «Осенние песни» П.И.Чайковского, есть сюрпризные моменты, которые малыши очень обожают. Знакомите с приметами осени,обогащаете словарный запас, воспитываете любовь к окружающей природе. Материал оформлен грамотно, но при чтении приходится напрягаться. Не хватает чёткости. Вы не воспользовались редактором. В целом материал заслуживает положительной оценки и я думаю, будет востребован среди воспитателей. Примите мой голос. +1
Вера Александровна Орехова # 8 сентября 2014 в 15:48 +4
Жанна Анатольевна, прекрасный материал Вы представили. На таких занятиях у детей формируются представления об осени, развивается любознательность, воспитывается эмоциональная отзывчивость по отношению к природе. Прекрасные стихи об осени Вы предложили, игру "Осенние приметы", интересная заключительная часть-рисование ладошками. Познавательное занятие, думаю дети с удовольствием участвовали в работе, отвечали на вопросы. И, конечно же, много узнали и запомнили интересной информации. Единственное пожелание, в следующий раз воспользуйтесь редактором, для более легкого восприятия материала. Примите мой голос +1 Желаю удачи!!!
А вот такое осеннее дерево нарисовали ладошками мои ребята.
Надежда Деткова # 9 сентября 2014 в 18:12 +2
Здравствуйте,Жанна Анатольевна!Ознакомилась с Вашим конспектом "Дарит осень чудеса",очень понравился. Занятие интересное, познавательное, в игровой форме дети закрепляют приметы осени. Подобран хороший художественный материал, игры. Замечательно, что на занятии используете музыку.Беру себе в копилочку.Творческих Вам успехов!
Татьяна Волкова # 9 сентября 2014 в 22:17 +2
Доброго времени суток, очень содержательное занятие, очень хороший словарный материал, интересные сравнения использованы вами для расширения словарного запаса детей, голос.
Татьяна Алексеевна Исаева # 11 сентября 2014 в 13:29 +2
Мы уже проводили с дочкой осеннее занятие в этом году, но познакомившись с Вашим уроком я так впечатлилась, что наверное мы снова пройдем тему «Осень» но уже по вашей программе! Спасибо большое за такой хороший пост!
Ответить
Елена Юрьевна Письменная # 14 сентября 2014 в 12:05 +1
Здравствуйте, Жанна Анатольевна, спасибо за приглашение.Ознакомилась с Вашим методической разработкой "Дарит осень чудеса",очень понравился.Занятие познавательное, развивающее. Все виды деятельности проникнуты одной темой "Осень". В процессе занятия Вы развиваете у ребят любознательность, творческое воображение, слуховое и зрительное восприятие. Вы воспитываете положительное отношение к окружающему миру, используя прекрасные стихи об осени, музыку П.И.Чайковского.Спасибо Вам, желаю новых творческих успехов! С большим удовольствием голосую +1
Елена Трофимова # 17 сентября 2014 в 12:20 +1
ОЧЕНЬ познавательное занятие!СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! Переписала все стихотворения, игры, буду использовать с удовольствием! Очень важный момент-список литературы! Прекрасное завершение занятия-рисование ладошками!С удовольствием буду следить за вашей творческой деятельностью!!!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 18 сентября 2014 в 16:52 +1
Жанна Анатольевна, спасибо за приглашение! Замечательная разработка. Побольше бы таких воспитателей с таким творческим потенциалом в наши детские сады. Творческих успехов Вам!
Надежда Геннадьевна Артюхова # 19 сентября 2014 в 13:13 +1
Добрый день, Жанна Анатольевна. Познакомилась с вашим конспектом НОД. Очень понравился. Вы задействовали сразу несколько образовательных областей, использовали интересные игры, стихотворения, рисование ладошками. Примите мой голос. Творческих успехов.
Луиза Астиковна Гусова # 8 октября 2014 в 22:17 +1
добрый день Жанна Анатольевна.Познакомилась с ВАШИМ конспектом НОД "Дарит осень чудеса".Прекрасно понимаю какую работу проделали вы. В результате такой содержательный материал, продуманный до мелочей. Очень понравились стихи- выразительные и понятные детям этого возраста. Игры, стихи, загадки все пронизано осенней тематикой. В заключении рисование ладошками, делают материал ярким и запоминающимся. Обязательно воспользуюсь этим конспектом.
Ольга Михайловна Данилова # 4 ноября 2014 в 21:44 +1
Здравствуйте, Жанна Анатольевна,спасибо Вам за такое интересное и увлекательное занятие, мы с детками провели, они были очень заинтересованы, понравились ваши формы работы с детьми на занятии: очень интересная игра "Осенние приметы". Спасибо Вам большое
Марина Васильевна Семтина # 22 ноября 2014 в 12:35 +1
На занятии проведена большая словарная работа, закрепили признаки осени в игровой форме.Молодцы.